В настоящее время в образовании происходят значительные изменения, которые меняют содержание и формы функционирования образовательных учреждений. В первую очередь данные преобразования связаны с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В качестве основного принципа школьного образования рассматривают формирование познавательной активности и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. При этом под познавательной активностью понимается стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Термин «познавательная активность» учеными понимается по-разному. Одни рассматривают активность, как естественное стремление ученика к познанию (Т. И.Зубкова), другие рассматривают активность как деятельное состояние (И. Ф. Харламов), третьи утверждают, что активность трактуется как качество личности (Г.И.Щукина).
А. Н. Нефедова выделяет следующие компоненты познавательной активности [3, с.19-20]:
- Личностный, обнаруживающий себя в определенных изменениях поведения ребенка, которые взаимосвязаны с его познавательной сферой;
- Мотивационный, характеризующий уровень развития мотивационно-потребностной сферы обучающегося и являющийся основой для развития его познавательных потребностей, а также познавательного интереса.
- Эмоционально-волевой, который выражается в существовании эмоциональных состояний ребенка и проявлении его волевых побуждений. Данный компонент представляет собой своеобразный этап подкрепления, корректировки и обновления познавательной активности, при котором эмоции обеспечивают непосредственное протекание самой активности, окрашивают активность, придают ей эмоциональный смысл.
- Деятельностный, который характеризует саму деятельность обучающегося, ее интенсивность и характер.
Советский философ М.С. Каган выделяет пять компонентов познавательной активности младших школьников [1]:
- Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы). Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.
- Ориентационный компонент. Принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.
- Содержательно-операционный. Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения.
- Ценностно-волевой компонент, включающий в себя внимание и волю.
- Оценочный компонент. Получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей.
И.С. Морозова и И.С. Штепина выделяют наиболее специфические компоненты, которые отражают процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста [2, с. 163]:
- Когнитивный. Включает в себя наглядно-действенное мышление, память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, качество усвоения знаний, способность к их интеграции, уровень усвоения знаний, умений и навыков.
- Эмоциональный, включающий в себя состояние и эмоции. Выражается в проявлении инициативности, ответственности, умении преодолевать трудности.
- Деятельностный компонент, который включает в себя умения и навыки.
Раскрытие содержания феномена познавательной активности предполагает, в том числе описание и характеристику её уровней. Э.И. Леонгард и Е.Г Самсонова определяют следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:
- Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
- Поисково-исполнительная активность. Данный уровень характеризуется высокой степенью самостоятельности; необходимо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
- Творческая активность. Это высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Т. И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности. Определяет их по образцу действия [5]:
- Воспроизводящая. Характеризуется стремлением ребёнка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.
- Интерпретирующая. Стремление ребёнка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способом применения знаний в иных условиях.
- Творческая. Стремление ребёнка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ.
И. А. Редковец рассматривает четыре уровня познавательной активности (на основе состояния готовности познавательной активности) [4]:
- Репродуктивная активность, характеризующаяся готовностью овладеть готовыми знаниями;
- Аппликативная активность, которая характеризуется готовностью к энергичной выборочно-воспроизводящей деятельности;
- Интерпретирующая активность, характеризуется готовностью к энергичному толкованию, объяснению, раскрытию смысла того или иного процесса или явления;
- Продуктивная активность, характеризуется готовностью к творческому созданию чего-то нового.
Проблема формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста является одной из наиболее актуальных для современной школы. Решение данной проблемы будет способствовать формированию у обучающихся потребности в знаниях, обеспечит глубину и прочность их усвоения. Развитие познавательных действий младших школьников осуществляется в процессе познавательной активности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Необходимость формирования «активной познавательной позиции школьника» при общем снижении уровня интереса и мотивации к учебному процессу определяют необходимость поиска новых, усовершенствованных методов работы, которые отвечали бы современным стандартам в области образования. В качестве подобного метода может выступать включение в учебную деятельность лингвистических игр, которые не только отвечают возрастным потребностям детей, но и способствуют повышению уровня познавательной активности, развитию общих познавательных процессов, способствуют созданию новых стимулов для обучающихся. Используя лингвистические игры в урочной деятельности, учитель может повысить внимание к учебной информации, научить логически выстраивать и обосновывать собственные действия, проникать в суть явлений, а также сделать обучающихся активными субъектами учебно-воспитательного процесса. Все это формирует у школьника познавательный интерес к предмету, а также воспитывает потребность в получении новых знаний и умений. В связи с этим актуальным представляется обращение к методике использования лингвистических игр именно как средства развития познавательной активности на уроках русского языка в младшей школе.
Таким образом, познавательную активность можно определить как качество личности ребенка, которое проявляется в отношении обучающегося к содержанию и процессу учебной деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями, навыками и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей. Развитие такого качества личности повлияет на успешность ребёнка не только в учебной деятельности, но и в других видах деятельности. Познавательная активность младших школьников стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, любознательности, творческой деятельности к овладению содержанием и нахождению новых способов решения задач, побуждает к самообразованию и саморазвитию. Включение в учебную деятельность лингвистических игр способствует повышению уровня познавательной активности и качества осуществления учебной деятельности.
Список использованной литературы:
Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган // М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
Морозова, И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. –162-165 с.
Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. Педагогическое образование и наука. – 2011. - № 3. – С. 19-22
Редковец, И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования / И. А. Редковец // Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1986 - 88 с
Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова // М.: Педагогика, 1982 - 209 с.