Наше современное общество не может обойтись без оперативного управления, важной частью которого является система обработки информации. От неё во многом зависит результативность работы любого предприятия или учреждения. Данная система обязана также:
обеспечивать получение общих или детальных отчетов по итогам работы
позволяет легко определять курс изменений важнейших показателей
обеспечивать получение информации, критической по времени, без существенных задержек
выполнять четкий и абсолютный анализ данных
Рисунок 1 - Функции системы обработки информации
Данная среда может более полно применять возможности персональной ЭВМ, нежели среда DOS, так как современные системы управления базами данных (СУБД) в большей части являются приложениями Windows. Снижение стоимости высокопроизводительных ПК послужило не только широким переходом к среде Windows, где разработчики программного обеспечения могут в наименьшей степени заботиться о распределении ресурсов, но также сделали программное обеспечение ПК и СУБД в меньшей мере критичными к аппаратным ресурсам ЭВМ.
База данных (БД) - это система организованных и взаимно связанных данных о конкретных объектах данного мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято обыкновенно понимать часть данного мира, подвергавшуюся исследованию для организации управления и, в том числе, автоматизации, например, предприятие, ВУЗ и т.д.
Результатом процесса становится база данных, которая описывает конкретную часть данного мира со точно определенных позиций.
Объектами могут быть:
Объекты
люди, например, перечисленные в какой-либо платежной ведомости или являющиеся субъектами организации
предметы, например, номерные или имеющие характерные отличительные особенности вещи, средства автомототранспорта
построения - воображаемые объекты
события,
действия
Рисунок 2 - Объекты базы данных
Базы данных выполняют две основные функции:
Функции
группируют данные по информационным объектам и их связям
предоставляют в распоряжение эти данные пользователям
Рисунок 3 - Функции базы данных
Информация может храниться в неструктурированном виде, например, в виде документа в текстовом формате, где информация об объектах определенной области записаны в свободной форме.
Например, студент Иванов Петр родился 25 апреля 1991 года, обучается в 110 группе, номер его зачетной книжки 20205; студент Александр Смирнов - 15.08.1992 г.р., имеет зачетную книжку с номером №20213, обучается в 111 группе; Алексей Сидоров, родился в 1992 году 18 марта, номер зачетной книжки 20210, обучается в 110 группе.
В качестве наглядной области в данном примере может быть представлена сфера деятельности деканата факультета по учету студентов. Объектами этой конкретной области выступают как сами студенты, так и данные их номеров зачетных книжек.
Структурированный вид хранения информации предполагает установления соглашений о способах представления данных. Это означает, что в указанном месте хранилища могут находиться данные определенного типа, формата и содержания. Указанная выше информация о гражданах Петрове, Сидорове и Иванове в структурализованном виде будет выглядеть следующим образом:
№ |
Фамилия |
Имя |
Дата рождения |
Учебная группа |
№ зачетной книжки |
1 |
Иванов |
Петр |
25.04.1991 |
110 |
20205 |
2 |
Сидоров |
Алексей |
18.03.1992 |
110 |
20210 |
3 |
Смирнов |
Александр |
15.08.1992 |
111 |
20213 |
Представление информации в таблице – это лучший способ структурирования данных. Все данные записаны в клеточках таблицы по поставленным правилам – форматам, одинаковым для всего столбца. Все столбцы имеют названия. Кроме этого легко увидеть, что фамилии студентов записаны по алфавиту, при этом для записей имен и фамилий используются заглавные буквы. Каждая строка таблицы имеет порядковый номер.
Автоматизировать обработку информации, которая хранится в неструктурированном виде сложно, а порой и просто невозможно. Поэтому составляются определенные соглашения о способах представления данных. Обычно это делает разработчик базы данных. В результате все реквизиты имеют одинаковый вид и тип данных, что делает их структурированными и позволяет создать базу данных.
Структурированные данные обрабатывает централизованный программный механизм, который называется системой управления базами данных. Система управления базами данных (СУБД) – специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для организации и ведения базы данных.
Основные функции СУБД:
Функции СУБД
управление данными во внешней памяти (на дисках)
управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша
журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев
поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными)
Рисунок 4 - Функции СУБД
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день разработчик не связан рамками какого-либо определенного пакета, а в зависимости от поставленной задачи может использовать самые различные приложения. Поэтому более важным представляется общее направление развития СУБД и других средств разработки приложений в настоящее время.