На современном этапе очень велика роль риска в любой деятельности. Каждый действует в условиях неопределенности. Риск может оказать, как положительное воздействие, так и отрицательное. Для того, чтобы любой риск был предугадан, риск-менеджеры, или же эксперты, работают над тем, чтобы была возможность прогнозировать все возможные воздействия.
Когда разрабатывается стратегия, недостаточно просто проанализировать влияние внешней или внутренней среды. Очень важно понять значение и уровень влияния факторов. Для этого их необходимо делить на негативные и позитивные, а также оценивать механизм и результаты данного влияния.
Объединение негативных и позитивных влияний на деятельность получило свое название, стратегический баланс, или SWOT-анализ. Данный метод расшифровывается, как strength - сила, weakness - слабость, opportunities - возможности, threats – угрозы. Swot-анализ позволяет установить линии связи между силой и слабостью. [4]
Swot-анализ можно назвать одним из самых распространенных методов, который оценивает в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании. Иногда его недооценивают, относят к устаревшей методике. Поэтому принято пытаться его модифицировать и заменять другими методами анализа.
Не смотря на все это, данный метод остается классическим инструментом бизнес-анализа. Ведь после грамотно проведенного Swot – анализа можно на 80% увидеть всю картину перспектив. [1]
Данный метод нужен там, где надо быстро обобщить и структурировать накопленные данные, создать наглядную картину. Результатом чего будет являться чек-лист, формируемый в ходе деловых переговоров. Когда же необходимо анализировать изменения во внешней среде предприятия, Swot – анализ не подойдет, так как его матрица слишком примитивна для сложных процессов.
Существует несколько видов SWOT – анализа, который применяются в разных ситуациях на предприятии:
-экспресс вариант, встречается чаще всего, используется для обнаружения главных достоинств и уязвимостей;
-сводный, который акцентируется на учете и систематизации основных показателей работоспособности предприятия в текущий момент и перспективах в будущем;
-сводный, позволяющий количественно оценить факторы, входящие в инструментарий стратегического анализа;
-смешанный, который объединяет в себе первые два;
-сводный, который позволяет глубоко исследовать полученные данные и прийти к точному результату. [3]
Современные рыночные отношения открыты для активного вовлечения инновации в различные области хозяйственной деятельности. Инновации, сами по себе, и есть определенный риск. Существует достаточное количество трактовок инновационного потенциала. Это и есть критерий, который дает возможность определить стратегические направления инновационного развития. Основную цель можно сформулировать как формирование конкретных направлений по стимулированию и развитию инновационной активности.
SWOT – анализ является необходимым элементом исследований и обязательный этап стратегического исследования. Данный анализ помогает определить причины инновационный активности и прогнозировать перспективы и риски. [2]
Основной целью Swot – анализа выступает исследование мощных и уязвимых сторон компании. Результаты вскрывают главные изъяны и помогают избежать ошибок. Swot –анализ позволяет:
Отсечь ненужные действия, которые забирают ресурсы;
Определить приоритетные направления затрат;
Обособиться от конкурентов и ускорить рост бизнеса.
Данный вид анализа применяют для того, чтобы:
-проанализировать и получить информацию о конкурентах, дать оценку и структурировать ее. Для этого задействуют модели Портера, Pest другие инструменты;
-спланировать каждый шаг, для того, чтобы реализовать бизнес-стратегии, важные направления;
-провести конкурентную разведку. Это позволяет определить сильные и слабые стороны конкурентов.
Главной целью SWOT – анализа выступает определение степени развития и выработка плана действий по достижению намеченного уровня. Главная задача – это определение связи между самыми сильными и слабыми сторонами.
Необходимо помнить, что SWOT – анализ применяется для возможности осуществления стратегического планирования путей развития. Этот анализ сконцентрирован на том, чтобы эффективно использовать имеющиеся возможности и во время привлечь необходимые ресурсы.
Для того, чтобы разработанные стратегии действительно были реализованы, используются такие матрицы, которые получили название Balanced Scorecard. Данный инструмент дает возможность выявить основополагающие направления в стратегическом развитии.
Для грамотного использования Swot – анализа, необходимо определить его преимущества и недостатки. Плюсами можно назвать:
-легкость проведения;
-четкие связи;
-не надо прибегать к сбору обширных сведений;
-возможность сконцентрироваться на слабых сторонах;
-анализ позволяет предотвратить опасности, приносящие вред из окружающей среды.
К минусам можно отнести:
-отсутствие временной динамики;
-исследование не берет во внимание оценивающие и количественные показания;
-зачастую отображаются субъективные показатели.
Такой инструмент не следует применять для анализа, если нет нужды в сведениях о динамичных изменениях или при исследовании внешней среды. Стоит помнить, что данный вид анализа показывает картину действительности и может быть частью долгосрочного планирования.
Методология Swot – анализа выглядит следующим образом:
«Сила» и «Слабость» всегда пункты, которые относятся к внутренним факторам;
«Возможности» и «Угрозы» это пункты, которые относятся к внешним факторами;
Ограничений в количестве пунктов нет;
Пункты могут одновременно подходить под несколько полей.
Качественное и точное выполнение анализа возможно тогда, когда все данные были объективными. Проведение данного исследования нельзя поручать лишь одному специалисту. Все занесенные в SWOT – матрицу данные обязаны подтверждаться имеющимися фактами либо результатами проведенных мероприятий.
Существует пять главных правил, которые необходимо знать:
Нельзя проводить анализ всего бизнеса;
Перед данными метолом анализа надо знать, что поддается контролю, а что нет;
Слабые стороны на определять с позиции клиента;
Во время Swot – анализа сильные и слабые стороны должны определяться объективно;
Надо использовать только точные формулировки, избегать двусмылсенности. [1]
Таким образом, SWOT – анализ – своеобразная форма анализа, которая не содержит конечной информации, но дает возможность упорядочить процесс осмысления всех имеющихся данных. Swot – анализ необходим для того, чтобы создавать стратегии развития, с его помощью можно легко определить слабые стороны, которые поддаются корректировке, а еще возможности и угрозы. Учитывая все это, нельзя забывать о том, что данный вид анализа – простой инструмент, который помогает производить структуризацию информации.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гришанова Т.В., Прокопенко Л.Л. Цель и особенности проведения SWOT-анализа // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: экономика и управление. – Тула.: изд. Тульский институт управления и бизнеса им. Никиты Демидовича Демидова, 2019. – 118-121.
Комов Д.О., Матюхин В.А. SWOT – анализ и его применение для оценки инновационного развития регионов // International journal of advanced studies. – Saint-Louis. : изд. Publishing house science and innovation center, ltd, 2018. – 99-104.
Тарановская М.В. Особенности применения SWOT – анализа на предприятии // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза. : изд. «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – 160-163.
В чем заключается сущность и особенности SWOT-анализа [Электронный ресурс] http://topknowledge.ru/strategicheskij-menedzhment/3738-swot.html (дата обращения 26.01. 2020)