Динамичное развитие цифровой экономики характеризуется увеличением потоков и видов информации, которые принимают форму так называемых инноваций, основанных на интеллектуальной собственности. Создание и коммерциализация интеллектуальной собственности начинает играть все большую роль в экономических процессах, которые являются важным моментом в развитии экономики любой страны, а расширение интернет-технологий обеспечивает материальную основу для роста торговли объектами интеллектуальной собственности.
Использование интеллектуальной собственности организациями обуславливает возникновение у них конкурентных преимуществ и возможностей контролировать определенную долю рынка за счет обладания исключительными правами на тот или иной продукт или технологию.
Связь между инновациями и экономическим ростом это один из немногих утверждений, с которым согласны многие экономисты. Оно заключается в том, что инновации являются единственным источником роста в долгосрочной перспективе. Об этом говорит и меняющаяся структура отраслей: доля инновационных компаний во многих секторах уже достигает 10–20%, и по прогнозам в ближайшие годы будет стремительно расти. В совокупной прибыли в 1997 г на 500 крупнейших американских корпораций около 9% приходилось на долю технологических компаний, а в 2017 году — уже 17%[10].
И такие изменения происходят повсеместно, все больше компаний осознают, что использование полного спектра инновационных рычагов становится обязательным условием лидерства и залогом устойчивого конкурентного преимущества на современном рынке.
Таким образом, в условиях современной конкурентной борьбы интеллектуальную собственность можно рассматривать в качестве фактора развития экономико-правовых и конкурентных преимуществ.
Само по себе понятие «конкурентоспособность» означает способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды путем эффективного использования ее ресурсного потенциала, что позволяет реконструировать основные бизнес-процессы (производство, маркетинг, НИОКР, кадры, финансы, менеджмент) в соответствии с требованиями конкретного рынка в определенный момент времени.
Вследствие этого хочется обратить внимание на то, что ИС в хозяйственной деятельности организации может выступать в качестве товара, экономического ресурса, актива, а также является средством защиты информации, используемой в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности. Таким образом, существуют все основания рассматривать ИС в качестве одного из элементов материального, коммерческого, информационного и финансового потенциала организации. Учитывая много вариантность использования ИС в хозяйственной деятельности организации, можно заключить, что на сегодняшний день она является одним из ключевых элементов ресурсного потенциала любой организации, на основании которого в дальнейшем выстраивается система конкурентоспособности в целом.
Следующим элементом формирования конкурентоспособности организации является ее конкурентный потенциал – интегральный показатель, характеризующий уровень развития конкретной организации по отношению к основным ее конкурентам. Он служит своего рода индикатором, позволяющим оценить текущее состояние производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта на конкурентном рынке, а именно с точки зрения эффективности использования имеющихся ресурсов и конкурентных возможностей, доступных в настоящее время для конкретной организации. Следовательно, ИС является своего рода «основой» инновационного потенциала организации, состав и структура которой определяют ее возможности и, следовательно, направление развития конкурентного потенциала организации в целом.
Помимо всего прочего, сами по себе конкурентные возможности организации не свидетельствуют о ее конкурентных преимуществах и не позволяют определить уровень ее конкурентоспособности, они лишь отражают возможность формирования конкурентных преимуществ соответствующей организации. Ровно как и инновационные продукты сами по себе не гарантируют успеха, для того чтобы конкурентные возможности трансформировались в соответствующие конкурентные преимущества организации необходимо привлечение экономических инструментов и рычагов, которые способствуют соответствующим трансформациям.
Таким образом, наличие у организации интеллектуальной собственности влечет за собой значительную финансовую выгоду, которая приводит к увеличению дохода организации. Дополнительно это привлечет в компанию новые финансовые активы и повысит её стоимость при продаже. Наконец, рост интеллектуальных возможностей компании позволит создать новые объекты интеллектуальной собственности самостоятельно [6].
Что касается страны в целом, то внедрение инноваций организациями приведет к наращиванию темпов экономического роста, а также объёма ВВП[6].Вследствие чего многие ученые акцентируют особое внимание на поддержании высокого уровня правовой защиты рынка интеллектуальной собственности. Создание эффективного законодательного регулирования и защиты интеллектуальной собственности важно не только для роста динамики ВВП, но и для формирования сектора цифровой экономики[3]. .Также большое внимание должно уделяться созданию институтов, гарантирующих вовлечение интеллектуальных продуктов в хозяйственный оборот, благодаря чему станет возможно получить большую экономию затрат и новые способы реализации продукции.
Так, многие ученые сходятся во мнении, что наиболее важным показателем развития рынка ИС является количество заявок на патенты и товарные знаки. Например, А.А. Есиева считает, что так называемая «патентная гонка», то есть количество патентов, выданных в стране, отражает технический потенциал страны на рынке высоких технологий. Автор утверждает, что роль инноваций в развитии различных сфер общества, в том числе экономических, нельзя недооценивать.
Например, если компания приобретает новые технологии, она способна быстрее достичь мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности продукции, завоевывая новые рынки и увеличивая экспортируемую продукцию. Однако не следует забывать, что результаты интеллектуальной собственности являются дорогостоящими активом в коммерческой деятельности мировой экономики. Стоимость всемирно известных брендов может достигать нескольких миллиардов долларов. В таблице 1 перечислены бренды, которые входят в десятку самых дорогих брендов в 2018 году[15].
Таблица 1 - Самые дороги бренды по версии агентства Interbrаnd
(млрд. долл.)
Наименование бренда |
Стоимость бренда |
Apple |
214 480 |
|
155 506 |
Amazon |
100 764 |
Microsoft |
92 715 |
Samsung |
59 890 |
Таким образом, мы можем видеть, что интенсивное внедрение интеллектуальных ресурсов способствует реальному развитию компании. Это связанно с таким свойством интеллектуальной собственности, как капитализация. При увеличении объемов производства с использованием интеллектуальных ресурсов их стоимость не амортизируется, а увеличивается.
В настоящее время фирмы стремится к капитализации своих изобретений и ноу-хау. В иностранных компаниях любое изменение в инновационной сфере тут же подвергается патентованию, лицензированию или иной защите со стороны властных структур как самих государств, так и международных организаций. В последнее время наблюдается тенденция возрастания затрат компаний на расширение нематериальных ресурсов и их защиту. Все больше интеллектуальная собственность воспринимается не как юридическое понятие, имеющее неясные очертания, а как результат интеллектуальной деятельности и приложения человеческого капитала, имеющего реальную рыночную стоимость.
Однако важнейший вопрос в данный момент – повышение конкурентоспособности российской экономики. Нельзя отрицать тот факт, что результаты интеллектуальной собственности играют роль ценнейшего стратегического актива в конкурентной борьбе. Уже сейчас мы можем наблюдать, что страны, в которых преобладают наукоемкие отрасли, значительно опережают Россию по многим экономическим показателям.
С огласно сведениям Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), темпы прогресса непреклонно растут (рис. 1).
Рисунок 1 - Общее количество патентных заявок по данным ВОИС(1990-2017гг.)
В 2017 году было подано рекордное количество патентных заявок – превысило отметку в четверть миллиона (253 000). Абсолютным двигателем такого роста являются страны Азии, с самыми высокими показателями заявок по процедуре РСТ (50,5%), среди которых абсолютным лидером по всем показателям является Китай.
В топ 10 также входят США, Япония и Республика Корея. Следует отметить, что на эти страны приходится 84% всех поданных заявок. Также можно заметить, что Россия вошла в первую десятку ведомств с 36 883 патентных заявок, сместившись с 7 места на 8. [14]
По данным статистической базы ВОИС наиболее интенсивно заявители из Китая и Республики Корея подавали заявки на патенты, связанные с цифровой связью, в то время как для заявителей из Германии и Японии лидирующей технологической областью было электрическое оборудование, а из США- компьютерные технологии. [14]
Россия занимает ничтожную долю на мировом рынке ИС, по состоянию на 2016г. – 0,16% по доходам от ИС и в высокотехнологичном экспорте – 0,46%, доля в патентовании изобретений – 1,26%, в затратах на науку – 1,1% ВВП, при общемировых 4-5% [10].
По соотношению затрат на науку в ВВП на 2018г. показатель России остался неизменным, что показывает отставание от ведущих стран мира и лишь 34-м месте в рейтинге[16]. Однако в 2018 году в рейтинге ведущих стран мира по величине затрат на научные исследования и разработки Россия смогла занять 10-е место ($39,9 млрд.) [17].
И все же Россия остается одним из мировых лидеров и по масштабам занятости в науке, так численность исследователей в 2016 году составила 428,9 тыс. человек, выше она только в Китае (1,69 млн) , США (1,38 млн) и Японии (665 тыс.)[17].
Отставание России от среднемирового уровня научно-технического развития говорит о том, что его использование не полностью реализовано и происходит не в полном объёме. В основном экономика нацелена на импорт высокотехнологичных товаров, рынок ИС слабо регулируется и развивается, что дает возможности его освоения и использования иностранными компаниями. [10]
Влияние развития института ИС на экономический рост развивающихся стран было подтверждено в совместном исследовании ВОИС и ООН. Отдельные объекты ИС (патенты на изобретения и товарные знаки), а также некоторые правовые и коммерческие характеристики функционирования института ИС включены в расчеты «Глобального индекса инноваций», в котором Россия заняла 45-е место в 2017 году. Это говорит о том, что без эффективного использования институтов ИС невозможно активное развитие инновационной экономики.
Таким образом, можно выделить следующие рыночные преимущества:
1. Монопольное положение на рынке – ИС предоставляет монопольное право на использование результатов интеллектуальной деятельности, что позволяет организации занять доминировать по отношению к конкурентам, т.е. оказывать непосредственное воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем рынке.
2. Повышение конкурентоспособности продукта – ИС благодаря инструментам индивидуализации обеспечивает более высокий уровень ценовой производительности и качества продукта по сравнению с конкурентами с инструментами индивидуализации, чтобы максимально соответствовать требованиям рынка и потребностям потребителей:
a) продукты с узнаваемой маркой имеют более высокий уровень цены и качества, чем товары - заменители;
б) бренд обеспечивает большой объем продаж и, следовательно, высокий уровень обращения средств;
в) снижение стоимости рекламных кампаний из-за высокого уровня узнаваемости среди клиентов.
3. Рост деловой репутации – использование объектов ИС в деятельности организации приводит к постепенному увеличению нематериальных активов, стабильной клиентской базы, инновационных методов организации предпринимательской деятельности, увеличению доли нематериальных активов в капитале.
4. Совокупное снижение затрат - в этом случае существует масштабируемый эффект, который заключается в следующем: поставщики и контрагенты готовы сотрудничать с организацией по товарным знакам (из-за высокого спроса конечных потребителей на ее продукцию), что приводит к:
а) увеличению объемов выпускаемой продукции;
б) повышению уровня загрузки производственного объекта;
в) сокращение запасов;
г) снижение себестоимости продукции.
5. Освоение новых рынков - использование ИС в экономической деятельности организации открывает новые перспективы развития, то есть расширяет границы бизнеса [9].
В свою очередь, финансовые выгоды отражаются в процессе коммерциализации ИС, который способствует созданию и развитию новых форм предпринимательской деятельности: продажа лицензий, франчайзинг, лизинг, производственная кооперация, инжиниринг и т. д. А наличие фирменного наименования компании, товарных знаков и других средств индивидуализации является основой для создания другого источника дохода, тем самым увеличивая общую прибыль, что приводит к повышению финансовой устойчивости экономического субъекта.
На сегодняшний день бизнес-процессы любой функционирующей на рынке компании направлены на формирование своей ценности, что является уникальным показателем и дает возможность проводить комплексную оценку производственно-хозяйственной деятельности без анализа других результирующих показателей. В связи с этим следует отметить, что увеличение стоимости организации за счет использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в капитал свидетельствует о том, что эксплуатация интеллектуальной собственности на предприятии компании напрямую влияет на ее конкурентоспособность на рынке, что, в свою очередь, увеличивает ее стоимость. в глазах инвесторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конвенция о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности: подписана в Стокгольме 14.07.1967 (с изм. от 02.10.1976)//Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO). Женева, 1995. № 250 (R). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 24.12.19г.)
Рожкова М.А. Понятие интеллектуальной собственности/ Новосёлова ЛА., Рожкова МА.// Интеллектуальная собственность:некоторые аспекты правового регулирования: М.: Норма. - ИНФРА-М, 2014. - с. 5, 6.
Дайнеко Е.Ю. Развитие рынка интеллектуальной собственности в современной экономике России// Динамика отраслевых рынков и перспективы их развития в экономике современной России (Воронеж, 14 апреля 2018г.) – Воронеж, 2018г. – с.45-47.
Есиева А.А. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности/ Есиева А.А.// Международный студенческий научный вестник. – 2018г. - 4-6. – с.880-883.
Караваева Н.М. Роль интеллектуальной собственности в современной экономике// Национальная безопасность: стратегические приоритеты и система обеспечения (Пермь, 28 апреля 2016г.) – Пермь,2016г. – с.215-221.
Костромитин П.А. Интеллектуальная собственность в постиндустриальной экономике/Костромитин П.А.//Вестник евразийской науки. – 2018г. – Том 10(2). – с.26.
Мокроносов А. Г. Управление интеллектуальной собственностью как фактор конкурентоспособности наукоемкой продукции/ Мокроносов А. Г., Кондратьев И. П.// Известия уральского государственного экономического университета.- 2011г.- 5(37).-с.141-147.
Перепечко Л.Н. интеллектуальная собственность в экономике знаний/ Перепечко Л.Н., Белякова Г.Я// Экономика и предпринимательство. – 4(93). – 2018г. – с.1085-1092.
Прохоров А.Н. Роль интеллектуальной собственности в повышении уровня конкурентоспособности организации/ Прохоров А.Н.// Вектор науки ТГУ. – 2013г. –№ 4. – с.141-144.
Растворцев Е.Е. Проблемы эффективного использования интеллектуальной собственности в экономике России/ Растворцев Е.Е.// Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. – 2018г. – 6 том. – с.101-115.
Ромицына Г.А. Интеллектуальная собственность и инновации в экономике/ Ромицына Г.А.// Научно-методический электронный журнал концепт. – 2017г. – Т14. – с.231-235.
Рязанова В.В. К вопросу о легальном и доктринальном подходах к определению понятия интеллектуальной собственности/Рязанова В.В.// Власть закона. - 2017г.- 2(30). - с. 243-251.
Титов С.Н.Классификация объектов интеллектуальной собственности/ Титов С.Н.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014г. – 11-1(49). – с.163-166.
Официальный сайт ВОИС. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.wipo.int/portal/ru/ (Дата обращения 29.03.2019г)
Консалтинговое агентство Interbrаnd. - [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://interbrand.com/best-brands/best-global-brands/2017/ranking/(Дата обращения 29.03.2019г)
Новостное издание Вести. Экономика. - [Электронный ресурс] – URL: https://www.vestifinance.ru/articles/104411?page=10(Дата обращения 15.05.19г)
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ - [Электронный ресурс] – URL: https://issek.hse.ru.