ПРОБЛЕМЫ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОБЛЕМЫ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Коршакова Е.А. 1, Заярная И.А. 1
1Новороссийский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Динамичное развитие цифровой экономики характеризуется увеличением потоков и видов информации, которые принимают форму так называемых инноваций, основанных на интеллектуальной собственности. Создание и коммерциализация интеллектуальной собственности начинает играть все большую роль в экономических процессах, которые являются важным моментом в развитии экономики любой страны, а расширение интернет-технологий обеспечивает материальную основу для роста торговли объектами интеллектуальной собственности.

Использование интеллектуальной собственности организациями обуславливает возникновение у них конкурентных преимуществ и возможностей контролировать определенную долю рынка за счет обладания исключительными правами на тот или иной продукт или технологию.

Связь между инновациями и экономическим ростом это один из немногих утверждений, с которым согласны многие экономисты. Оно заключается в том, что инновации являются единственным источником роста в долгосрочной перспективе. Об этом говорит и меняющаяся структура отраслей: доля инновационных компаний во многих секторах уже достигает 10–20%, и по прогнозам в ближайшие годы будет стремительно расти. В совокупной прибыли в 1997 г на 500 крупнейших американских корпораций около 9% приходилось на долю технологических компаний, а в 2017 году — уже 17%[10].

И такие изменения происходят повсеместно, все больше компаний осознают, что использование полного спектра инновационных рычагов становится обязательным условием лидерства и залогом устойчивого конкурентного преимущества на современном рынке.

Таким образом, в условиях современной конкурентной борьбы интеллектуальную собственность можно рассматривать в качестве фактора развития экономико-правовых и конкурентных преимуществ.

Само по себе понятие «конкурентоспособность» означает способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды путем эффективного использования ее ресурсного потенциала, что позволяет реконструировать основные бизнес-процессы (производство, маркетинг, НИОКР, кадры, финансы, менеджмент) в соответствии с требованиями конкретного рынка в определенный момент времени.

Вследствие этого хочется обратить внимание на то, что ИС в хозяйственной деятельности организации может выступать в качестве товара, экономического ресурса, актива, а также является средством защиты информации, используемой в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности. Таким образом, существуют все основания рассматривать ИС в качестве одного из элементов материального, коммерческого, информационного и финансового потенциала организации. Учитывая много вариантность использования ИС в хозяйственной деятельности организации, можно заключить, что на сегодняшний день она является одним из ключевых элементов ресурсного потенциала любой организации, на основании которого в дальнейшем выстраивается система конкурентоспособности в целом.

Следующим элементом формирования конкурентоспособности организации является ее конкурентный потенциал – интегральный показатель, характеризующий уровень развития конкретной организации по отношению к основным ее конкурентам. Он служит своего рода индикатором, позволяющим оценить текущее состояние производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта на конкурентном рынке, а именно с точки зрения эффективности использования имеющихся ресурсов и конкурентных возможностей, доступных в настоящее время для конкретной организации. Следовательно, ИС является своего рода «основой» инновационного потенциала организации, состав и структура которой определяют ее возможности и, следовательно, направление развития конкурентного потенциала организации в целом.

Помимо всего прочего, сами по себе конкурентные возможности организации не свидетельствуют о ее конкурентных преимуществах и не позволяют определить уровень ее конкурентоспособности, они лишь отражают возможность формирования конкурентных преимуществ соответствующей организации. Ровно как и инновационные продукты сами по себе не гарантируют успеха, для того чтобы конкурентные возможности трансформировались в соответствующие конкурентные преимущества организации необходимо привлечение экономических инструментов и рычагов, которые способствуют соответствующим трансформациям.

Таким образом, наличие у организации интеллектуальной собственности влечет за собой значительную финансовую выгоду, которая приводит к увеличению дохода организации. Дополнительно это привлечет в компанию новые финансовые активы и повысит её стоимость при продаже. Наконец, рост интеллектуальных возможностей компании позволит создать новые объекты интеллектуальной собственности самостоятельно [6].

Что касается страны в целом, то внедрение инноваций организациями приведет к наращиванию темпов экономического роста, а также объёма ВВП[6].Вследствие чего многие ученые акцентируют особое внимание на поддержании высокого уровня правовой защиты рынка интеллектуальной собственности. Создание эффективного законодательного регулирования и защиты интеллектуальной собственности важно не только для роста динамики ВВП, но и для формирования сектора цифровой экономики[3]. .Также большое внимание должно уделяться созданию институтов, гарантирующих вовлечение интеллектуальных продуктов в хозяйственный оборот, благодаря чему станет возможно получить большую экономию затрат и новые способы реализации продукции.

Так, многие ученые сходятся во мнении, что наиболее важным показателем развития рынка ИС является количество заявок на патенты и товарные знаки. Например, А.А. Есиева считает, что так называемая «патентная гонка», то есть количество патентов, выданных в стране, отражает технический потенциал страны на рынке высоких технологий. Автор утверждает, что роль инноваций в развитии различных сфер общества, в том числе экономических, нельзя недооценивать.

Например, если компания приобретает новые технологии, она способна быстрее достичь мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности продукции, завоевывая новые рынки и увеличивая экспортируемую продукцию. Однако не следует забывать, что результаты интеллектуальной собственности являются дорогостоящими активом в коммерческой деятельности мировой экономики. Стоимость всемирно известных брендов может достигать нескольких миллиардов долларов. В таблице 1 перечислены бренды, которые входят в десятку самых дорогих брендов в 2018 году[15].

Таблица 1 - Самые дороги бренды по версии агентства Interbrаnd

(млрд. долл.)

Наименование бренда

Стоимость бренда

Apple

214 480

Google

155 506

Amazon

100 764

Microsoft

92 715

Samsung

59 890

Таким образом, мы можем видеть, что интенсивное внедрение интеллектуальных ресурсов способствует реальному развитию компании. Это связанно с таким свойством интеллектуальной собственности, как капитализация. При увеличении объемов производства с использованием интеллектуальных ресурсов их стоимость не амортизируется, а увеличивается.

В настоящее время фирмы стремится к капитализации своих изобретений и ноу-хау. В иностранных компаниях любое изменение в инновационной сфере тут же подвергается патентованию, лицензированию или иной защите со стороны властных структур как самих государств, так и международных организаций. В последнее время наблюдается тенденция возрастания затрат компаний на расширение нематериальных ресурсов и их защиту. Все больше интеллектуальная собственность воспринимается не как юридическое понятие, имеющее неясные очертания, а как результат интеллектуальной деятельности и приложения человеческого капитала, имеющего реальную рыночную стоимость.

Однако важнейший вопрос в данный момент – повышение конкурентоспособности российской экономики. Нельзя отрицать тот факт, что результаты интеллектуальной собственности играют роль ценнейшего стратегического актива в конкурентной борьбе. Уже сейчас мы можем наблюдать, что страны, в которых преобладают наукоемкие отрасли, значительно опережают Россию по многим экономическим показателям.

С огласно сведениям Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), темпы прогресса непреклонно растут (рис. 1).

Рисунок 1 - Общее количество патентных заявок по данным ВОИС(1990-2017гг.)

В 2017 году было подано рекордное количество патентных заявок – превысило отметку в четверть миллиона (253 000). Абсолютным двигателем такого роста являются страны Азии, с самыми высокими показателями заявок по процедуре РСТ (50,5%), среди которых абсолютным лидером по всем показателям является Китай.

В топ 10 также входят США, Япония и Республика Корея. Следует отметить, что на эти страны приходится 84% всех поданных заявок. Также можно заметить, что Россия вошла в первую десятку ведомств с 36 883 патентных заявок, сместившись с 7 места на 8. [14]

По данным статистической базы ВОИС наиболее интенсивно заявители из Китая и Республики Корея подавали заявки на патенты, связанные с цифровой связью, в то время как для заявителей из Германии и Японии лидирующей технологической областью было электрическое оборудование, а из США- компьютерные технологии. [14]

Россия занимает ничтожную долю на мировом рынке ИС, по состоянию на 2016г. – 0,16% по доходам от ИС и в высокотехнологичном экспорте – 0,46%, доля в патентовании изобретений – 1,26%, в затратах на науку – 1,1% ВВП, при общемировых 4-5% [10].

По соотношению затрат на науку в ВВП на 2018г. показатель России остался неизменным, что показывает отставание от ведущих стран мира и лишь 34-м месте в рейтинге[16]. Однако в 2018 году в рейтинге ведущих стран мира по величине затрат на научные исследования и разработки Россия смогла занять 10-е место ($39,9 млрд.) [17].

И все же Россия остается одним из мировых лидеров и по масштабам занятости в науке, так численность исследователей в 2016 году составила 428,9 тыс. человек, выше она только в Китае (1,69 млн) , США (1,38 млн) и Японии (665 тыс.)[17].

Отставание России от среднемирового уровня научно-технического развития говорит о том, что его использование не полностью реализовано и происходит не в полном объёме. В основном экономика нацелена на импорт высокотехнологичных товаров, рынок ИС слабо регулируется и развивается, что дает возможности его освоения и использования иностранными компаниями. [10]

Влияние развития института ИС на экономический рост развивающихся стран было подтверждено в совместном исследовании ВОИС и ООН. Отдельные объекты ИС (патенты на изобретения и товарные знаки), а также некоторые правовые и коммерческие характеристики функционирования института ИС включены в расчеты «Глобального индекса инноваций», в котором Россия заняла 45-е место в 2017 году. Это говорит о том, что без эффективного использования институтов ИС невозможно активное развитие инновационной экономики.

Таким образом, можно выделить следующие рыночные преимущества:

1. Монопольное положение на рынке – ИС предоставляет монопольное право на использование результатов интеллектуальной деятельности, что позволяет организации занять доминировать по отношению к конкурентам, т.е. оказывать непосредственное воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем рынке.

2. Повышение конкурентоспособности продукта – ИС благодаря инструментам индивидуализации обеспечивает более высокий уровень ценовой производительности и качества продукта по сравнению с конкурентами с инструментами индивидуализации, чтобы максимально соответствовать требованиям рынка и потребностям потребителей:

a) продукты с узнаваемой маркой имеют более высокий уровень цены и качества, чем товары - заменители;

б) бренд обеспечивает большой объем продаж и, следовательно, высокий уровень обращения средств;

в) снижение стоимости рекламных кампаний из-за высокого уровня узнаваемости среди клиентов.

3. Рост деловой репутации – использование объектов ИС в деятельности организации приводит к постепенному увеличению нематериальных активов, стабильной клиентской базы, инновационных методов организации предпринимательской деятельности, увеличению доли нематериальных активов в капитале.

4. Совокупное снижение затрат - в этом случае существует масштабируемый эффект, который заключается в следующем: поставщики и контрагенты готовы сотрудничать с организацией по товарным знакам (из-за высокого спроса конечных потребителей на ее продукцию), что приводит к:

а) увеличению объемов выпускаемой продукции;

б) повышению уровня загрузки производственного объекта;

в) сокращение запасов;

г) снижение себестоимости продукции.

5. Освоение новых рынков - использование ИС в экономической деятельности организации открывает новые перспективы развития, то есть расширяет границы бизнеса [9].

В свою очередь, финансовые выгоды отражаются в процессе коммерциализации ИС, который способствует созданию и развитию новых форм предпринимательской деятельности: продажа лицензий, франчайзинг, лизинг, производственная кооперация, инжиниринг и т. д. А наличие фирменного наименования компании, товарных знаков и других средств индивидуализации является основой для создания другого источника дохода, тем самым увеличивая общую прибыль, что приводит к повышению финансовой устойчивости экономического субъекта.

На сегодняшний день бизнес-процессы любой функционирующей на рынке компании направлены на формирование своей ценности, что является уникальным показателем и дает возможность проводить комплексную оценку производственно-хозяйственной деятельности без анализа других результирующих показателей. В связи с этим следует отметить, что увеличение стоимости организации за счет использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в капитал свидетельствует о том, что эксплуатация интеллектуальной собственности на предприятии компании напрямую влияет на ее конкурентоспособность на рынке, что, в свою очередь, увеличивает ее стоимость. в глазах инвесторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конвенция о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности: подписана в Стокгольме 14.07.1967 (с изм. от 02.10.1976)//Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO). Женева, 1995. № 250 (R). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 24.12.19г.)

Рожкова М.А. Понятие интеллектуальной собственности/ Новосёлова ЛА., Рожкова МА.// Интеллектуальная собственность:некоторые аспекты правового регулирования: М.: Норма. - ИНФРА-М, 2014. - с. 5, 6.

Дайнеко Е.Ю. Развитие рынка интеллектуальной собственности в современной экономике России// Динамика отраслевых рынков и перспективы их развития в экономике современной России (Воронеж, 14 апреля 2018г.) – Воронеж, 2018г. – с.45-47.

Есиева А.А. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности/ Есиева А.А.// Международный студенческий научный вестник. – 2018г. - 4-6. – с.880-883.

Караваева Н.М. Роль интеллектуальной собственности в современной экономике// Национальная безопасность: стратегические приоритеты и система обеспечения (Пермь, 28 апреля 2016г.) – Пермь,2016г. – с.215-221.

Костромитин П.А. Интеллектуальная собственность в постиндустриальной экономике/Костромитин П.А.//Вестник евразийской науки. – 2018г. – Том 10(2). – с.26.

Мокроносов А. Г. Управление интеллектуальной собственностью как фактор конкурентоспособности наукоемкой продукции/ Мокроносов А. Г., Кондратьев И. П.// Известия уральского государственного экономического университета.- 2011г.- 5(37).-с.141-147.

Перепечко Л.Н. интеллектуальная собственность в экономике знаний/ Перепечко Л.Н., Белякова Г.Я// Экономика и предпринимательство. – 4(93). – 2018г. – с.1085-1092.

Прохоров А.Н. Роль интеллектуальной собственности в повышении уровня конкурентоспособности организации/ Прохоров А.Н.// Вектор науки ТГУ. – 2013г. –№ 4. – с.141-144.

Растворцев Е.Е. Проблемы эффективного использования интеллектуальной собственности в экономике России/ Растворцев Е.Е.// Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. – 2018г. – 6 том. – с.101-115.

Ромицына Г.А. Интеллектуальная собственность и инновации в экономике/ Ромицына Г.А.// Научно-методический электронный журнал концепт. – 2017г. – Т14. – с.231-235.

Рязанова В.В. К вопросу о легальном и доктринальном подходах к определению понятия интеллектуальной собственности/Рязанова В.В.// Власть закона. - 2017г.- 2(30). - с. 243-251.

Титов С.Н.Классификация объектов интеллектуальной собственности/ Титов С.Н.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014г. – 11-1(49). – с.163-166.

Официальный сайт ВОИС. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.wipo.int/portal/ru/ (Дата обращения 29.03.2019г)

Консалтинговое агентство Interbrаnd. - [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://interbrand.com/best-brands/best-global-brands/2017/ranking/(Дата обращения 29.03.2019г)

Новостное издание Вести. Экономика. - [Электронный ресурс] – URL: https://www.vestifinance.ru/articles/104411?page=10(Дата обращения 15.05.19г)

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ - [Электронный ресурс] – URL: https://issek.hse.ru.

Просмотров работы: 70