АРОМАТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С АУТИЗМОМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АРОМАТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С АУТИЗМОМ

Шунина Е.А. 1, Сафаргалина А.Р. 2, Чеснокова Д.Д. 2
1МГТУ им.Носова
2МГТУ им.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предварительно раскроем понятия «детский аутизм» и «ароматерапия». Под дефиницией «детский аутизм» понимается такое нарушение развития детской психики, которое характеризуется нарушениями социальных контактов, сопровождающиеся нарушениями речи и моторики и стереотипностью поведения. То есть дети-аутисты, что следует из самой основы понятия «аут» (в переводе с англ. – уход, выход), уходят в себя, не идут на контакт, испытывают проблемы с общением с внешним миром.

Со времени открытия в 1943-м году симптоматики детского аутизма прошло уже более 75 лет, и за это время болезнь получила широкое распространение во многих странах всех частей света [3]. Многочисленные исследования проблемы аутизма позволили выделить общие черты, свойственные аутистам, это прежде всего проявляется в нежелании установления контактов с окружающим миром и как следствие:

1) низкий уровень владения речью (эхолалии, речевые штампы, низкий словарный запас, неправильное применение отдельных личных местоимений);

2) низкий уровень поведенческой активности (спонтанность, стереотипность) в игровой и прочей деятельности;

3) негативное отношение ко всему новому, к переменам в чем-либо (так называемый «синдром тождества»);

4) проблемы в дифференциации объектов (прежде всего одушевленных от неодушевленных);

5) часто сопровождается задержкой психического развития (диссоциации в развитии, психический дизонтогенез) – расслоение и многомерность нарушения темпов и времени развития психики ребенка [1].

Несмотря на достаточно длительный период оценки специалистами состояния аутизма, до сих пор неоднозначны подходы не только к диагностике данного вида психических расстройств, но и тем более к формам и методам их лечения. Причем количество детей с аутизмом в последние годы увеличивается, доходя в некоторых районах до 2-3 на 1000 чел. Такие цифры являются весьма высоким показателем распространенности заболевания и значимости его лечения (любых форм терапевтического воздействия), а также поиска новых методов комплексной терапии.

Необходимость комплексного характера реабилитации детей с аутизмом подчеркивается сегодня практически всеми специалистами. Значительная роль в этой работе отводится самими родителям, проводящим значительную часть времени с ребенком. Именно семья должна найти нужный подход к ребенку-аутисту, привлекая к такой работе различных специалистов – логопедов и дефектологов, психологов и психиатров. Без грамотного воздействия самой семьи усилия всех специалистов могут свестись практически к нулю. Сложность лечения также обусловлена отсутствием на сегодняшний день специфической терапии, то есть универсального метода лечения. Любое воздействие прежде всего должно быть обусловлено индивидуальными особенностями ребенка, его психического отклонения, на основе диагностики которых назначаются также и медицинские препараты [2, 5].

Одним из современных форм терапевтического воздействия на детей-аутистов в общем комплексе реабилитации выделяют ароматерапию, корни применения которой уходят в древний Восток. Суть этой формы воздействия основана на раздражении слизистой носа, содержащей миллионы нервных клеток, по которым нервные импульсы идут в мозг в ответ на внешнее раздражение минуя сознание, то есть практически мгновенно (быстрее только от прямых физических воздействий, например, ожог или удар). И положительный эффект воздействия запахами заключается именно в скорости проникновения в мозг, когда ребенок-аутист не успевает включить свою привычную защиту, сознательно отгородиться от воздействующего на мозг раздражителя, то есть когда отсутствует биологическая защита. Однако в этом случае прямого воздействия недостаточно, так как необходимо выявить те раздражающие факторы (в данном случае обонятельные), которые будут оказывать позитивное целенаправленное воздействие, купируя аутичные защитные механизмы или наоборот, активизируя отдельные отделы работы мозга. Суть лечения запахами в целом (будь то цветочная терапия или, как в данном случае, эфирными маслами) основана на лечении больше не физического тела, а ментальной сути человека (психики, души), так как аутизм – заболевание большей частью именно ментальное (недоразвитость речи и пр. – следствие самой болезни). С точки зрения физиологической составляющей, эффект воздействия запахами заключается лимбической системе мозга, находящейся рядом с обонятельным центром, и управляющей как психическими процессами (память, внимание и т.д.), так и вегетативными функциями (дыхание, кровообращение и т.д.). И несмотря на снижение остроты обонятельного воздействия через некоторое время после контакта с эфирными маслами, положительное действие продолжается еще несколько часов за счет выработки нервными клетками нейрохимических регуляторов (энцефалин, адреналин и т.д.) [4].

В основе принципа ароматерапии лежит воздействие на электромагнитное поле, через которое – на нервную систему и гормональный статус ребенка-аутиста. В этом позитивная суть «биологического» влияния: нет прямого химического вмешательства, резко направленных раздражающих аутиста чужеродных для его организма воздействий, а лишь косвенный «толчок» к «пробуждению» организма, генетически заложенных в нем механизмов. При этом само воздействие даже несколько шире, чем просто влияние через обонятельные рецепторы на мозг ребенка. Физиологическое эффект воздействия заключается и в запуске реакции мобилизации защитной системы в результате всасывания эфирного масла через капилляры и легочные альвеолы в кровь.

Результатом терапевтического воздействия в данном случае является снижение и устранение симптомов тревожности, беспокойства (за счет успокаивающего влияния эфирных масел) и последующее появления чувства уверенности в себе, самовосприятия и, как следствие, – готовности к контакту с окружающим миром.

В комплексе ароматерапии применяют множество различных эфирных масел: лаванды – для снятия напряжения; кедра, ромашки и мирта – для преодоления излишней возбудимости и агрессивности, регуляции сна; чайное дерево с грейпфрутом – для снижения двигательных стереотипов, активизации мыслительной работы; ветивера – для улучшения контроля эмоционального состояния и коррекции поведения (считается одним из наиболее эффективных масел), здесь же выделяют и масла корицы; бергамота – при нервных истощениях, эмоциональной нестабильности, стрессах; масло ладана – при рассеянности и необходимости улучшения концентрации внимания; шалфея – для расслабления, повышения иммунитета, облегчения неприятных ощущений и т.д. [1].

Несомненным достоинством метода ароматерапи при лечении детей-аутистов является комплексность воздействия многих применяемых эфирных масел. Так, например, масла на основе можжевельника способствуют не только общему расслаблению организма, но и оказывают стимулирующее воздействие на мыслительные процессы мозга.

Таким образом, ароматерапия как одна из форм терапевтического воздействия на детей-аутистов является разновидностью воздействия запахами (то есть на мозг через обонятельные рецепторы). Данное воздействие в данном случае осуществляется применением в качестве воздействующего фактора эфирных масел. Суть воздействия основана на мягком, нетравмирующем (естественном), но вместе с тем почти мгновенным воздействием на мозг минуя сознание ребенка, неспособного поставить на него собственную блокировку, и вместе с тем физиологическом постепенном воздействии препарата, всасывающемся в течение нескольких часов с момента первоначального контакта с обонятельными рецепторами через мелкие кровеносные сосуды и легкие. Результатом воздействия ароматерапии становится коррекция сна, снижение чувства тревожности и беспокойства, появление уверенности в себе и позитивного отношения к окружающему.

Список литературы:

10 эфирных масел, влияющих на симптомы аутизма [Электронный ресурс] // URL: https://proautism.info/11-efirnyh-masel-vliyayushhih-na-simptomy-autizma/ (дата обращения: 14.11.19).

Ароматерапия в помошь при аутизме и РАС [Электронный ресурс] // URL: http://rainbow-indigo.blogspot.com/2016/01/aromaterapia-i-autism.html (дата обращения: 14.11.19).

Ароматерапия и расстройства аутистического спектра / А. Нуруллина, М. Лелюхина [Электронный ресурс] // URL: https://specialtranslations.ru/aromatherapy-autism/ (дата обращения: 14.11.19).

Ароматерапия при аутизме [Электронный ресурс] // URL: http://autizm.net/ (дата обращения: 14.11.19).

Мицан Е.Л., Аболмасова Л.С. Создание оптимальной коррекционно-развивающей среды для детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях// Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т. 2. С.210-212

Просмотров работы: 198