Хореографическая подготовка в гимнастике основывается, прежде всего, на классическом танце, а также характерном и бальном танцах. В наши дни набирают популярность такие направления как contemporary и vogue. Хореография имеет некую адаптацию для гимнастики, так как она носит ряд особенностей и различия цель и задач, поставленных гимнасткам и танцовщикам [1].
Цель работы – охарактеризовать экспериментальную методику для девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Результаты исследования. Экспериментальная методика разработана на основе классического урока Академии Русского Балета имени А.Я. Вагановой и основывалась на труды великих педагогов современности А.Я. Вагановой, М.А. Васильева, Грибанова М.А. [1,2,3].
Урок хореографии в экспериментальной группе проходил два раза в неделю продолжительностью 1 час. Изучение элементов хореографии на протяжении эксперимента было постепенным и усложнялось в зависимости от качества исполнения, музыкальности. Оба урока немного отличались по своей структуре, но включали в себя экзерсис у станка, основанный на классическом танце.
Структура первого урока:
Экзерсис у станка (палка). Все комбинации, кроме adagio, исполняются лицом к станку. Кисти лежат на палке, все пальцы смотрят в одном направлении, запястья опущены вниз, локти присогнуты и находятся перед корпусом.
Разогрев. Исходное положение ног по 6ой позиции
8 счётов – упражнение «лошадка»- одна нога остаётся в ИП, вторая нога ставится на полупалец, меняем поочерёдно, проходя через высокие полупальцы двух ног. 8 счётов - оттяжка от станка- на пятках, руки вытягиваются полностью, таз уходит назад- образуется уголок, далее через глубокое plie выход наверх через волну с дальнейшим прогибом назад на прямых ногах на высоких полупальцах. Эту комбинацию повторяем 4 раза.
Затем по 6 ой позиции ставим на полупалец – пальцы -полупалец- поставить пятку, правая и левая нога по очереди – две 8 ки. Тоже самое повторяем по 1ой позиции.
Остаёмся в положении 1 ой позиции, правая нога ставится на полупалец, пятка высоко поднята над полом – отрываем ногу от пола , так чтобы пальцы смогли вытянуться, возвращаем обратно- упражнение делаем на 2 счёта повторяем 8 раз, затем повторяем с левой ноги . Следующие движение делаем также, опуская при этом пятку на пол , далее повторяем это движение с большей амплитудой, как можно выше поднять бедро, при этом сохранив выворотность.
Demi- plie – полупальцы- вытянуть колени- поставим пятки не сгибая колени при этом- повторяем 4 раза и повторяем в обратном порядке. Ноги ставим в 6ую позицию и делаем волну через demi- plie , проходящую через весь корпус 8 раз.
Plie. Исполняем по 1 ой, 2ой, 5 ой позициях( с правой и левой ноги)
Demi- plie , releve- 2 раза . каждое движение на 2 счёта. Grand plie на 4 счёта.
В конце комбинации вырастаем на полупальцы , руки снимаем со станка в первую позицию, держим баланс.
Battement tendu по 1ойпозиции.
Два battement tendu , на третий делаем flex, ставим на носок и закрываем. Эту комбинацию повторяем вперёд, в сторону , назад, в сторону( далее крестом) с правой и левой ноги. Затем делаем releve по 1 ой позиции 8 раз.
Battement tendu jete по 1 ойпозиции .
Два battement tendu jete, на третий раз делаем pique, возвращаем в 1ую позицию- крестом.
Rond de Jamb par terre по 1 ойпозиции.
Делаем адаптированную версию- rond делаем по точкам на 4 счёта - вперёд, в сторону, назад, поставить в первую позицию. Повтор 4 раза. Далее открываем ногу назад на battement tendu и уходим в растяжку, сохраняя вес на опорной ноге, руками не упираться на станок, возвращаемся обратно( 2 раза) и поднимаем ногу на 45 градусов, удерживаем 16 счётов, закрываем в ИП.
Battement fondu по 5 позиции.
Четыре Battement fondu в сторону, каждое движение делаем на 4 счёта, четыре Battement fondu назад, подводим ногу на passé, удерживаем 8 счётов,опускаем ногу в пятую позицию. Повторяем с правой и левой ноги.
Rond de jambe en l` air. Движение адаптировано для начального этапа подготовки.
Начинаем движение из 5ой позиции. Рабочую ногу ставим на полупалец, затем положение sur le cou de pied, passé, открываем ногу в сторону на 90 градусов, затем возвращаем ногу обратно через эти точки ( повторяем 4 раза), на 5 ый раз оставляем ногу в сторону на 90 градусов, подводим на passé- повторяем 7 раз, на 8 ой раз оставляем ногу в сторону и удерживаем 8 счётов. Очень важно сохранить ровное положение корпуса.
Adagio. Комбинация исполняется боком к станку за одну руку по 1 ой позиции. Рука лежит на станке перед собой, присогнута, запястье опущено вниз. Рабочая рука в подготовительной позиции, открывается через первую на вторую, переходит в allonge.
Releve lent делаем на 8 счётов, удерживаем в воздухе и на 4 счёта делаем flex, на 4 счёта опускаем ногу и закрываем, повторяем 2 раза вперёд , в сторону, назад. В сторону открываем ногу на battement tendu, рукой взять ногу и открыть в боковое равновесие, удерживаем 8 счётов, возвращаем в первую позицию.
Grand battement tendu jete. По 5 ой позиции за одну руку, рука проходит такие же положения как и в adagio.
По четыре крестом.
Grand battement tendu jete лицомиспинойкстанку. Вариации по 5 ой позиции и 6 ой
( на целой стопе и полупальцах). По 16раз с каждой ноги, каждый вариант.
Подготовка к равновесию и повороту « кольцо».
Лицом к станку, одна рука поднимается наверх и вытягивается и прижимается к уху, плечо опущено вниз. Нога отставляется назад на battement tendu пяткой в потолок, делается бросок наверх прямой ногой и в конце сгибается, нога стремится подняться над головой, опускаем обратно на носок. Первые 16 раз рука неподвижна, вторые сгибается назад в локтевом суставе и ловит ногу при каждом броске. Последний раз ловим ногу и удерживаем 8 счётов, возвращаем в ИП.
Упражнения на середине
Изучение техники равновесия и вращения.
Равновесие attitude. ИП ног 6ая позиция, руки в стороны по плечам, опорная нога вытянута, рабочая открывается назад выворотно на battement tendu- нога поднимается на 90 градусов и выше через releve lent, удерживаем ногу 8 счётов , затем доводим до положения attitude, удерживаем 4 счёта и подставляем ногу в 6 ую позиции на высокие полупальцы. По 4 раза с каждой ноги.
Из положения attitude делается tour lent- движение, которое помогает научиться сохранять правильную форму во время вращения. Движение выполняется по точкам (8 точек-4 угла, 4 стены). На опорной ноге вес передаётся на полупалец, через небольшое releve, пятку толкаем вперёд и продвигаемся на одну восьмую, пятку ставим. Самое главное в этом упражнение двигать всё одновременно- нижнюю и верхнюю часть тела. Движение происходит в ту сторону нога, которой является опорной.
Равновесие с прямой ногой вперёд. ИП ног 6 ая позиция, руки в сторону по плечам, опорная нога вятянута, рабочая нога открывается вперёд через battement tendu, releve lent на 90 градусов, держим 4 счёта, подставляем ногу в 6 ую позицию на высокие полупальцы. Принцип Tour lent везде один и тот же.
Положение Passe. ИП ног 6 позиция, руки можно поднять наверх- ладошка смотрит на ладошку или открыть в сторону. Рабочая нога поднимается до колена, оно смотрит вперёд, стопа вытянута и носком касается медиальной части колена.
Preparation для вращения. ИП широкая 4 ая позиция в ногах, передняя нога чуть присогнута, плечи и бёдра смотрят вперёд. В зависимости от того какая нога впереди, ту руку и выводим в первую позицию, другая рука идёт на вторую (можно положение allonge) или наверхая к уху. Из этого положения углубляется plie, рука, которая находилась в первой позиции, открывается, одновременно происходит вскок на полупалец, и поворот. Важно доделать tour до той точки, из которой начинал, и подставить ногу к опорной.
Tour chaine. ИП 5 позиция, полупальцы- носок в носок, руки вытянуты вдоль тела, или вытянуты наверх, одна рука обхватывает другую, ладони в потолок. Бёдра стараемся не разъединять, делается шаг передней, задняя подставляется. Первая дорожка делается без вращения, вторая - в медленном темпе, полповорота на одной ноге, полповорота на другой, 3яя – увеличиваем темп. Важно сохранять положение головы при вращение, глазами беру точку и стараюсь сохранить с ней контакт дольше, как только теряю -быстрее возвращаюсь к ней.
Структура второго урока:
Первая часть занятия сохраняется, как и в первом уроке - Экзерсис у станка.
Вторая часть урока включает в себя изучение элементов хореографии современного танца.
Roll down и roll up (последовательное скручивание и раскручивание позвоночника вперёд). ИП ноги параллельно по седалищным буграм.
На 8 счётов roll down с постепенным уходом в plie, на 8 счётов roll up – повтор 4 раза, затем делаем на 4 счёта и на на 2 . Необходимо следить за тем, чтобы не появлялось напряжения в частях тела, которые уже вступили в движение. Сначала это нижняя челюсть и шея, все время проверяйте, что чувствуете большой вес своей головы, который тянет позвоночник вниз. Можно проверять расслаблена ли шея небольшим покачиванием головы. Когда позвоночник скрутился до середины, проверьте, что плечи и лопатки расслаблены. Должно быть ощущение тяжелых рук и «стекающих» по задней поверхности спины лопаток. Не исключено, что могут возникать болевые ощущения, так как расслабляются и растягиваются те мышцы, которые привыкли быть в постоянном напряжении.
Свинги руками и корпусом. В этом движение основное правило использование гравитации. Свободное падение и возвращение руки без мышечного усилия.
Одновременно двумя руками вперёд- 2 раза, руки продолжают своё движение добавляем шаг вперёд поочередно с правой и левой ног. Руки через сторону с шагом в сторону на 2ую позицию - правая и левая нога. Одной рукой, провожаем её взглядом- правая левая, ноги plie не делают. Повторяем движение руками и добавляем поворот passé, если правая рука делает падение, то поднимается правая нога на passé и делается поворот en dehors. Свинги руками вперёд с выходом в положение arabesque, нога поднимается на 45 градусов - правая и левая, то же самое, повторяем с прыжком.
Свинги на полу.
Исходное положение – на спине, ноги согнуты в коленном суставе, стопы полностью стоят на полу, руки открыты в сторону по плечам. Принцип движения – падение ног в сторону на бок, если на право, то открывается левая нога делает rond по полу, стопы отрывать от пола нельзя ( одна нога пропускает другую за счёт удлинения одной и сгибания другой). Свинг левой ногой и правой - повтор 2 раза. Затем одной и той же ногой свинг закрытое положении и открытое, повтор с другой ноги. Выход через левое плечо на правое через свинг, ноги от пола не отрываются, смена ориентировании ( поворачиваемся в другую сторону) – комбинация повторяется с той же ноги.
Список литературы:
Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб.: Планета музыки, 2007. ... – СПб: Лань, 2007.
Васильев И. В. Научная методология в хореографическом образовании // Хореографическое образование: Россия и Европа. СПб.: Академия Рус. Балета им. А. Я. Вагановой, 2014. С. 57-61.
Грибанова М.А., Васильев И.В. О методологии педагогики балета./ Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(1), С.79-84.