Актуальность вопросов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время не подлежит сомнению.
В связи с принятием в нашей стране Федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598) увеличивается количество детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных учреждениях совместно с нормативно развивающимися сверстниками.
Согласно ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяется адаптированной основной общеобразовательной программой. Для реализации образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, которые включают в себя использование:
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно статистике Министерства просвещения за 2018 год, в г. Владимире существует 15 образовательных организаций для детей с ОВЗ, в 32 образовательных организациях есть отдельные классы для обучающихся данной категории. Каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на пять процентов.
На государственном уровне вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ находят свое отражение в Федеральных проектах Национального проекта «Образование» [3].
Так, одной из задач Федерального проекта «Современная школа» является обновление содержательной части образовательного процесса, отвечающей потребностям детей с ОВЗ, с применением современных технологических решений.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предполагает доведение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, до 70% от общего числа детей указанной категории.
Очевидно, что развитие инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от реализации кадровых, материально-технических, методических условий.
Представляется, что непрерывное профессиональное образование педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетной государственной задачей.
Одним из направлений реализации Национального проекта «Образование» является подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации.
С учетом накопленного опыта и имеющихся проблем необходимо разработать предложения по развитию непрерывного профессионального образования педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анкетирование педагогов позволяет выявить ряд затруднений, возникающих в ходе работы с особенными детьми:
психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования;
психологическая неготовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, трудности принятия и понимания особенностей детей данной категории;
недостаток знаний по основам коррекционной педагогики и специальной психологии, нозологии нарушений, а также методической поддержки педагогической деятельности, в том числе составлению и апробированию адаптированных программ обучения;
недостаточность компетенций в вопросах организации взаимодействия детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников;
- трудности взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ [1, с. 325].
Анализируя основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, нами разработаны предложения по развитию непрерывного профессионального образования педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мы предлагаем сформировать четыре обучающих модуля, определяющих понятийную, организационную, психологическую и методическую готовность к организации учебно-воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ.
Модуль 1. «Формирование психологической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ».
Овладение необходимыми навыками для успешной самостоятельной деятельности педагога – предметной, коммуникативной, социальной и профессиональной.
Модуль 2. «Развитие методической поддержки педагогической деятельности».
Изучение теоретических основ коррекционной педагогики и специальной психологии, основ дифференциальной диагностики различных нарушений; обучение практическим приемам работы с детьми данной категории. Обучение принципам и требованиям к составлению адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модуль 3. «Организация взаимодействия детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников».
Обучение принципам, правилам практическим приемам организации совместной учебно-воспитательной и досуговой деятельности обучающихся.
Модуль 4. «Организация взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования».
Выявление эффективных путей построения взаимоотношений педагогов и родителей [2, с. 54].
Повышение квалификации, подготовка и переподготовка по определенным модулям обеспечит развитие непрерывного образования педагогических работников.
Реализация разработанных предложений будет способствовать развитию непрерывного профессионального образования педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1. Образование детей с множественными нарушениями развития. // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года / Под научн. Ред. Н.Н. Яковлевой – СПб., 2014. – 352 с. – ISBN 978-5-9903711-2-5.
2. Управление образовательной организацией в реализации инклюзивного образования: методические рекомендации / под ред. Т.О. Бобиной. – Челябинск : ЧИППКРО, 2015. – 92 с. – ISBN 978-5-503-00223-2.
3. Национальный проект «Образование» https://edu.gov.ru/national-project(Дата обращения: 23.01.2020).