РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Беспалова М.С. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность вопросов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время не подлежит сомнению.

В связи с принятием в нашей стране Федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598) увеличивается количество детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных учреждениях совместно с нормативно развивающимися сверстниками.

Согласно ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяется адаптированной основной общеобразовательной программой. Для реализации образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, которые включают в себя использование:

специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно статистике Министерства просвещения за 2018 год, в г. Владимире существует 15 образовательных организаций для детей с ОВЗ, в 32 образовательных организациях есть отдельные классы для обучающихся данной категории. Каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на пять процентов.

На государственном уровне вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ находят свое отражение в Федеральных проектах Национального проекта «Образование» [3].

Так, одной из задач Федерального проекта «Современная школа» является обновление содержательной части образовательного процесса, отвечающей потребностям детей с ОВЗ, с применением современных технологических решений.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предполагает доведение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, до 70% от общего числа детей указанной категории.

Очевидно, что развитие инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от реализации кадровых, материально-технических, методических условий.

Представляется, что непрерывное профессиональное образование педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетной государственной задачей.

Одним из направлений реализации Национального проекта «Образование» является подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации.

С учетом накопленного опыта и имеющихся проблем необходимо разработать предложения по развитию непрерывного профессионального образования педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анкетирование педагогов позволяет выявить ряд затруднений, возникающих в ходе работы с особенными детьми:

психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования;

психологическая неготовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, трудности принятия и понимания особенностей детей данной категории;

недостаток знаний по основам коррекционной педагогики и специальной психологии, нозологии нарушений, а также методической поддержки педагогической деятельности, в том числе составлению и апробированию адаптированных программ обучения;

недостаточность компетенций в вопросах организации взаимодействия детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников;

- трудности взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ [1, с. 325].

Анализируя основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, нами разработаны предложения по развитию непрерывного профессионального образования педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы предлагаем сформировать четыре обучающих модуля, определяющих понятийную, организационную, психологическую и методическую готовность к организации учебно-воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ.

Модуль 1. «Формирование психологической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ».

Овладение необходимыми навыками для успешной самостоятельной деятельности педагога – предметной, коммуникативной, социальной и профессиональной.

Модуль 2. «Развитие методической поддержки педагогической деятельности».

Изучение теоретических основ коррекционной педагогики и специальной психологии, основ дифференциальной диагностики различных нарушений; обучение практическим приемам работы с детьми данной категории. Обучение принципам и требованиям к составлению адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Модуль 3. «Организация взаимодействия детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников».

Обучение принципам, правилам практическим приемам организации совместной учебно-воспитательной и досуговой деятельности обучающихся.

Модуль 4. «Организация взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования».

Выявление эффективных путей построения взаимоотношений педагогов и родителей [2, с. 54].

Повышение квалификации, подготовка и переподготовка по определенным модулям обеспечит развитие непрерывного образования педагогических работников.

Реализация разработанных предложений будет способствовать развитию непрерывного профессионального образования педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Образование детей с множественными нарушениями развития. // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года / Под научн. Ред. Н.Н. Яковлевой – СПб., 2014. – 352 с. – ISBN 978-5-9903711-2-5.

2. Управление образовательной организацией в реализации инклюзивного образования: методические рекомендации / под ред. Т.О. Бобиной. – Челябинск : ЧИППКРО, 2015. – 92 с. – ISBN 978-5-503-00223-2.

3. Национальный проект «Образование» https://edu.gov.ru/national-project(Дата обращения: 23.01.2020).

Просмотров работы: 5