МЕТОД ДЕЛЬФИ – ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕНЕНИЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЕТОД ДЕЛЬФИ – ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕНЕНИЕ

Цыганенко О.А. 1, Заярная И.А. 1
1Новороссийский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экспертная оценка – метод поиска решения для определенной поставленной проблемы с использованием персонального экспертного мнения или же коллективного мнения группы. Один из методов получения индивидуальной оценки – метод Дельфи.

Дельфийский метод –название, произошедшее от известного древнегреческой мифологии Дельфийского оракула - был основан в 1950 году для прогнозирования возможных будущих разработок влияющих на военные действия. Суть данного метода заключается в анонимности, то есть некоторое количество экспертов, чаще всего несвязанных и незнакомых друг с другом, но имеющих отношение к одной сфере, оценивают определенную ситуацию и предсказывают возможный результат, обобщенного мнения каждого эксперта. Это и является особенностью представленного метода. Данные свойствапомогают избежать открытого подавления и столкновения интересов между группой экспертов, имеющих определенное мнение, следовательно, метод удобен для проведения в любой удобной локации для каждого участника по всему миру.

Метод Дельфи – включает в себя несколько этапов проведения и имеет два класса поставленной проблемы, от которого зависит будущий результат. Первый класс особенен тем, что имеет большое количество информации по предоставленной проблеме, поэтому, считается, что это является преимуществом при разработке наиболее точного прогноза решения. Второй же класс несет в себе минимальную информацию, и принимать какое-либо решение следует с большой осторожностью. Поэтому же у каждой группы экспертов разработана определенная шкала оценивания. Отсюда же и следует поэтапное проведение метода Дельфи:

1.Предварительный этап – подбор группы экспертов. Может достигать любое количество знатоков, но считается, чем больше участником, тем лучше для оценивания проблемы. На данный момент принят набор из 20 человек.

2. Второй этап называют аналитическим, поскольку «участникам» рассылается описание проблемы, ставится задача, и формируются вопросы для будущего опросника. Опросник включает в себя 20 (по количеству экспертов) вариантов с дополнительными аспектами и информацией. Здесь же можно выделить разногласия между экспертами и найти общие «выделения». Опросник оценивается, как уже и говорилось, с помощью определенной шкалы с ограничениями, например, от 0 до 10.

3. После всех улучшений опросник рассылается вновь, где эксперт вновь выдвигает мнение и дает свой вариант решения, а также рассматриваются доводы, высказанные другими экспертами.

4. Операции повторяются, пока не будет выработана окончательная оценка в группе экспертов, анализ выработанных стратегий и рекомендаций.

Данный метод является весьма эффективным, поскольку учитывает индивидуальное мнение каждого из группы экспертов принадлежащих к определенной отрасли и помогает выделить основные предложения и выводы, но и имеет свои недостатки: порой креативное решение проблемы не имеет большое количество сторонников. Мнение большинства не всегда правильное. Порой после рассылки улучшенных опросников эксперты могут примкнуть к мнению большинства. Но это можно и нужно решать, например, к одной проблеме обращать внимание нескольких групп экспертов, а также стараться держать «в запасе» креативные идеи.

Метод Дельфи также удобен в применении для решения различных проблем в использовании разных групп и отраслей.

Например, в условиях рыночных отношений и экономических преобразований большинство предприятий сталкиваются с разнообразными факторами и изменениями. Метод Дельфи в данном случае может применяться в прогнозирование развития рынка, потребительского спроса на определенные товары и услуги или же на конкурентоспособность на рынке. В одной из статей был разобран пример хлебопекарной отрасли в Краснодарском крае. Вопросы были составлены исходя из информации, необходимой для руководителей хлебопекарных предприятий, например, как вы считаете, какое количество новинок на рынке хлебопекарной отрасли Краснодарского края ожидается в следующем году. Всего экспертов было 4. Тогда результат составил от 7 до 23 баллов. Следовательно, данный метод позволяет качественного спрогнозировать многие маркетинговые явления и на их основе строить стратегию развития предприятия.

Также, можно привести пример применения метода Дельфи в сервисной логистике, приведенная учащимися Самарского государственного экономического университета, по оценке качества питания. Выбрана десятибалльная шкала и 20 участников. В среднем оценка качества среди экспертов находится на невысоком уровне и благодаря полученным данным необходимо повышать качество продукции.

В заключении можно сказать, что метод «Дельфи» является одним из универсальных экспертных оценок, а также имеет ряд отличительных особенностей: анонимность экспертов, обобщение мнения участвующих экспертов, наличие обратной связи, прогнозирование дальнейших результатов. В России же метод применяется крайне редко, поскольку в стране не существует такой традиции и специалистов.

Литература

1. Ализаде А.А. «Дельфийский метод в контексте методологического самоопределения общественных наук». Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 8: Науковедение. Реферативный журнал. 2019 год. 50-56.

2. Пустовая И.В. «Экспертная оценка: метод Дельфи». Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова.2017 год.4133 – 4136.

3. Черноусова М.В. «Методы экспертных оценок. Метод Дельфи». Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017 год. 6575 – 6579.

4. Алиева М.Ю., Арсланханова Ф.А. «Метод Дельфи и особенности его применения в экономическом анализе».Инновационныенаучные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017 год. 65-68.

5. Метод Дельфи [Электронный ресурс]: URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_«Дельфи».(Дата обращения: 27.01.2020).

6. Кузнецова О.А., Петрова А.В., Михайлова В.М. «Применение метода "Дельфи" как инструмента прогнозирования развития рынка». Международный научно-исследовательский журнал. 2019 год. 106-110.

7. Кривоножкина Н.В., Черняева К.Н. «Применение метода Дельфи в сервисной логистике». ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет». 2018 год. 75-80.

Просмотров работы: 1200