ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ

Серунян Л.С. 1, Заярная И.А. 1
1Новороссийский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В большинстве случаев понятие «финансовый рынок» рассматривается с двух позиций - как система экономических отношений, или как совокупность институтов. Согласно первой точке зрения, финансовый рынок - это система экономических отношений относительно формирования, распределения и перераспределения капитала и денежных потоков. С другой стороны, финансовый рынок - это система составляющих его институтов (участники рынка и институты рыночной инфраструктуры).

Финансовый рынок - это особая область экономических отношений, система рыночных финансовых учреждений и инфраструктурных механизмов, которые формируют предложение и спрос на сырьевой продукт, активы и финансовые инструменты.

В любом из государств финансовый рынок представляет из себя совокупность денежных институтов, финансовых инструментов, инфраструктурных объектов и экономических отношений, которые обеспечивают распределение и перераспределение свободного капитала от владельца к пользователям данного капитала.

Главной составляющей экономики каждой страны, которая имеет рыночный тип строения, является эффективная организация всех структурных сегментов финансового рынка [6, с. 216].

Развитие государственного финансового рынка является наиболее важной задачей из всех приоритетных задач деятельности Центрального банка, в связи с тем, что главной целью его работы является аллокация ресурсов. Хорошо развитая инфраструктура финансового рынка способствует повышению количества его участников и объему осуществляемых сделок между ними, улучшению работы финансовых институтов, а также возникновению новых видов финансовых инструментов и услуг. Все сегменты

Формирование финансовых рынков Российской Федерации напрямую связано с созданием финансовых учреждений. Этот процесс в основном осуществляется в отсутствие всеобъемлющей законодательной базы. Деятельность многих финансовых учреждений регулируется президентскими указами, правительственными указами, указами или заявлениями отдельных министерств и ведомств. Это, безусловно, негативно сказывается на формировании и развитии различных сегментов финансового рынка.

Финансовый рынок - это набор рыночных институтов, где продаются финансовые активы. Основными торговыми финансовыми активами являются валюты, ценные бумаги, кредиты, депозиты и дериваты. В роли основных посредников на этом рынке являются коммерческие банки, биржи, сберегательные учреждения, коллективные инвестиционные компании и т. д. Основная функция финансового рынка заключается в переводе средств из свободных (неиспользованных) коммерческих активов в коммерческие учреждения, нуждающиеся в финансовых ресурсах.

С точки зрения бизнеса финансовый рынок можно рассматривать как ряд финансовых учреждений, которые экспортируют, покупают и продают финансовые инструменты. Каждое финансовое учреждение имеет право осуществлять операции с помощью конкретного финансового инструмента.

В зависимости от типа финансового учреждения и вида финансовых инструментов российский финансовый рынок можно разделить на: денежный рынок, рынок ценных бумаг, рынок страховых полисов и пенсионных счетов, валютный рынок, рынок золота.

Основной целью финансовых рынков является эффективное распределение сбережений между конечными пользователями финансовых ресурсов. Решение этой задачи является сложной как по объективным, так и субъективным причинам, поскольку участники финансового рынка имеют разные, иногда диаметрально противоположные интересы, риски выполнения своих финансовых обязательств и т. д.

Основными институтами денежного рынка являются Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы и представительства иностранных банков, специализированные кредитные организации).

В целом следует отметить, что позитивное развитие современной российской экономики и финансового рынка относится к рискам труда российских исследователей правильно интегрировать российский финансовый рынок в глобальную финансовую систему, например, подавление ориентации краткосрочных инвестиций в деятельность финансового сектора. Причина для этого обусловлена следующими показателями:

- нынешний европейский долговой кризис, а также долгосрочный экономический кризис, в том числе частые изменения приоритетов государственной денежно-кредитной политики, отсутствие государственной программы выхода из финансового сектора;

- отсутствие практического опыта в формировании инвестиционной политики в финансовой сфере с учетом передовых подходов к иностранным инструментам и управлению инвестициями.

Выделяет следующие проблемы развития финансового рынка России [5, с. 100]:

- финансовый рынок в значительной степени зависит от иностранных инвесторов и финансовых операций;

- неэффективная система корректировки состояния финансовых рынков оказывает негативное влияние на развитие рынков;

- конкуренция между иностранными и национальными банками растет с каждым годом, что приводит к замедлению развития финансового рынка;

- денежно-кредитная политика неэффективна, валютные резервы растут;

- относительно небольшой и непропорционально видимый объем в развитии валютного рынка;

- в значительной степени национальные банковские учреждения отстают от иностранных банков;

- иностранные компании, скорее всего, не будут выполнять обязательства российских компаний, касающиеся прежней законодательной базы.

Еще одна проблема финансового рынка - это его относительно низкая производительность. Несмотря на то, что основной показатель эффективности банковской системы имеет тенденцию к росту средней стоимости активов, на основе данных, полученных из других показателей, можно сказать, что банковская система должна покрывать высокие расходы за счет доходов, не связанных с основной деятельностью кредитных учреждений. Доля доходов, отличных от процентов, в общем доходе и соотношении накладных расходов к активам являются частью этих показателей. [1, с. 103]

Концентрация активов в разных частях финансового рынка объясняется некомпетентностью системы и повышением уровня концентрации.

Так, во многих секторах российского финансового рынка продолжается тенденция к концентрации. Несмотря на большое количество финансовых посредников, вес пяти крупнейших банков в общем активе увеличился с 52,4% в 2010 г. до 55,0% в 2017 г. При этом наблюдается снижение количества финансовых посредников, вследствие чего количество кредитных учреждений сократилось до 733, или на 30,4% к концу 2017 г.; профессиональные участники рынка ценных бумаг сократились на 274 (29,2%); количество страховых компаний - на 81 (18,8%); негосударственные пенсионные фонды - на 32 (23,8%), а число паевых инвестиционных фондов выросло на 13,3%. Увеличилось также количество иностранной валюты, купленной и продаваемой через кредитные учреждения. В конце 2017 г. было продано 2401561,2 млн руб. (за три года увеличилась на 17,6%), а приобретено на сумму 1523661,1 млн руб. (втечение трех лет эта сумма увеличилась на 51,3%) [3, с. 88].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что российский финансовый рынок в 2016 г. сумел сохранить свою стабильность и продолжать выполнять свои функции по распределению и перераспределению финансовых ресурсов в экономике, несмотря на влияние внешних факторов.

Российский финансовый рынок в настоящее время развивается довольно быстро, и, несмотря на относительно короткий период, после перехода к новым экономическим отношениям, он уже пережил несколько кризисов, как в 2008 и 2014 гг. В этом контексте были выявлены новые проблемы и, следовательно, новые способы их решения, которые в конечном итоге устарели. Таким образом, финансовый рынок и страна в целом нуждаются в совершенно новых предложениях и перспективах развития.

Основными глобальными финансовыми центрами являются представители таких развитых стран, как Нью-Йорк, Лондон, Сингапур, Токио и Люксембург. Хотя Россия не входит в список, в целом развитие современной экономики и финансового рынка позитивно [2, с. 150].

Ситуация на российском финансовом рынке в 2019 году создает ощущение временного равновесия в контексте всех вышеупомянутых проблем. Однако оперативных мер, принимаемых правительством и Центральным банком для борьбы с последствиями кризиса, недостаточно. Для устранения пробелов в финансовом регулировании необходимы стратегические решения. Как ведущий оператор финансового рынка, государство должно следить за своим статусом и активно содействовать его развитию. Одной из тенденций развития российского финансового рынка является защита излишка валюты на внутреннем рынке в 2019 году в контексте сохранения зависимости российского финансового рынка от мировых цен на нефть.

Выделим основные тенденции развития российского финансового рынка:

- поддержание главной роли иностранной валюты на российском финансовом рынке с асимметрией развития;

- влияние иностранных экономических причин на развитие российского финансового рынка;

- чрезмерная денежная масса на внутреннем рынке за счет сохранения высоких цен на нефть.

Основными перспективными направлениями развития финансового рынка России являются следующие:

1. Учитывая реформу нынешней модели финансового рынка в России, снятие модели спекулятивного развития и интеграцию с развивающимися странами, странами СНГ и БРИК. Эта мера повысит возможности России по привлечению и перераспределению капитала и уменьшит системные риски, связанные с потерей выхода на рынок и господством на национальном рынке спекулятивного капитала.[4, с. 49]

2. Для стимулирования реальных инвестиций в российскую экономику: с учетом оптимального соотношения иностранных инвестиций с Россией (особенно прямых) и экспорта иностранного капитала эта мера поможет создать баланс для поощрения и регулирования инвестиций. В то же время вывод иностранного капитала должен осуществляться главным образом в зонах безопасности, в странах с стабильным экономическим положением и ожидаемым экономическим ростом.

3. Рассмотреть вопрос о периодическом мониторинге диспропорций в инвестициях в Государственную инвестиционную политику, определить излишки или дефицит требуемого инвестиционного капитала, максимизировать существующие внутренние ресурсы и сравнить инвестиционные потребности в рамках предлагаемого периода. При привлечении иностранных инвестиций развитие экономики устранит дефицит капитала за рубежом и Российской Федерации под чрезмерным контролем, а также избыток капитала с учетом национальных экспортных приоритетов, вывод денег, приемлемых для страны условиях [6, с. 79].

4. Обеспечение баланса между государством и интересами компании путем введения ограничений на стратегическое значение и принятие иностранных инвесторов в отрасли для обеспечения государственной безопасности. Наличие строгих ограничительных мер, введенных Федеральным законом № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года, фактически препятствует притоку иностранным инвестициям в высокотехнологичные сектора, включая не только финансовые ресурсы, но и интеллектуальные ресурсы, технологии и оборудование. [1, с. 38]

5. Комплексное развитие инфраструктуры финансового рынка, ассимиляция новых продуктов и технологических рядов, а также повышение активности небанковских учреждений развития, в том числе обнадеживающих аспектов; создание новых наборов ценных бумаг и возможность формирования мирового денежного центра в России. Практическое применение этих мер также уменьшит информационные, нормативные и технологические барьеры на рынке, которые препятствуют целостности и справедливости цен, что позволит инвесторам получать транзакционные издержки.

Список литературы

1. Гришина О. А., Звонова Е. А. Регулирование мирового финансового рынка: Теория, практика, инструменты. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 410 с.

2. Асеев О.В., Машкина Н А. Особенности управления денежными потоками в структуре задач финансовой службы предприятия Асеев О.В., Машкина Н А.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент.. 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 141-147.

3. Машкина НА., Асеев O.B., Толстых H.A. Направления совершенствования денежно-кредитной и финансовой политики государства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, №3(24). С. 113-120.

4. Машкина Н А., Асеев О.В., Черных Н.Б. Международные финансовые рынки. Особенности финансового рынка России // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 9.С. 273-279.

5. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов [Электронный ресурс] // Центральный банк РФ. URL: http://www.cbr. ru/Content/ Docu-mcnt/Filc/44188/onrfr_2016_18/pdf (датаобращения: 10.01.2019).

6. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ: [ред. от 03.08.2018]. URL: http://www.consultant. ru/documcnt/cons_doc_L A W_ 10148 (датаобращения: 10.01.2019)

Просмотров работы: 345