ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ ЗАНЯТИИ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ ЗАНЯТИИ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ.

Валетова В.М. 1
1Оренбургский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время мало изученными остаются вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями к спортивной деятельности, а также выявление форм физкультурно-спортивной деятельности, наиболее пригодных для работы с инвалидами. Исследуются вопросы эффективного и рационального их применения в сочетании с иными видами деятельности в структуре свободного времени инвалидов, особенно для их социальной адаптации и интеграции. В своей работе мы попытались изучитьиндивидуально-психологические особенностей личности детей-инвалидов при занятии настольным теннисом. Данное исследование проводилось на базе Центра настольного тенниса России в городе Оренбург. Исследование было проведено в два этапа. Первым этапом проводились тестирования по опроснику Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности», во втором этапе использовалась «Методика личностного дифференциала» В. М. Бехтерева, также на протяжения работы использовался метод наблюдения за игрой детей-инвалидов. В исследовании приняло участие 16 детей – инвалидов (дети с нарушением опорно – двигательного аппарата и дети с нарушением слуха).

Анализируя полученные результаты опросов, проведенных по методикам Спилбергера-Ханина и В.М. Бехтерева среди детей-инвалидов с нарушением слуха ,было получено, что уровни ситуативной и личностной тревожностей, а также показатели степени оценки, силы и активности колебаться в диапазоне средних значений: 41-46 баллов по показателям уровней ситуативной и личностной тревожностей, следовательно можно сделать вывод о том, что у детей с нарушением слуха в процессе игры в настольный теннис может возникать чувство неуверенности, переживания на фоне физического дискомфорта, связанные с нарушением физиологических функции организма, а как следствие искажение восприятия окружающей среды. Данные эмоции свойственны детям с данными нарушениями, но выявленный средний уровень тревожности у испытуемых показывает, что дети способны совладать с возникшим чувством тревожности, благодаря осознанию того, что они находятся в среде таких же ребят как и они сами. В результате обработкам результатов опроса по методике личностного дифференциала В. М. Бехтерева также среди детей с нарушениями слуха были получены средние показатели таких характеристик как оценка, сила и активность :16-21 балл. Данный показатель говорит о наличии таких показателей как способность оценивать свои возможности, не занижая свои показатели вследствие физиологических нарушений, активность ребенка во время тренировочного процесса, интерес к окружающему миру и процессам происходящим в нем, ощущение себя частью общества, что является ключевыми деталями в процессе адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Далее были рассмотрены результаты опросов, пройденных также по методикам Спилбергера-Ханина и В. М. Бехтерева среди детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Рассмотрев результаты данного опроса, можно сделать вывод о полученных значениях, которые в большинстве случаев отражали средний показатель как ситуативной, так и личностной тревожности (41-47 баллов), что может быть взаимосвязано с возникновением переживаний и дискомфорта у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата во время игрового процесса. При этом средний показатель тревожности может интерпретироваться как тревожность, с которой ребенок-инвалид в той или иной мере способен справиться в зависимости от возникшей ситуации. Показатели оценки, силы и активности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата находятся в пределах нормы, не приближаясь к значениям высокого показателя ( от 12 до 16 баллов) , следовательно можно сделать вывод, что дети с нарушением опорно-двигательного, взаимодействуя во время игрового процесса со своими сверстниками, которые также имеют данные нарушения, чувствуют себя в той или иной мере уверенно, активны, а значит можно говорить о наличие таких процессов как интеграция и реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Заключение. На основании анализа опросов, можно сделать вывод, что занятие спортом, в конкретном случае игра в настольный теннис способствует повышению функциональной активности детей-инвалидов, укрепляет здоровье, костно-мышечную и сердечно-сосудистую системы. Также занятие спортом оказывает положительное влияние психологическое здоровье детей-инвалидов, включая в себя процессы адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря игровому процессу у детей-инвалидов развиваются такие качества как уверенность в собственных силах, твердость характера, настойчивость в достижении цели, а также восприятие собственной социальной значимости и полезности.

Выражаю благодарность за помощь в подготовке и проведении работы: педагогу-психологу высшей квалификационной категории МОАУ «Гимназия№ 1» г. Оренбурга Скрылевой Светлане Сергеевне и доценту ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, кандидату биологических наук Тихомировой Галине Михайловне.1

Просмотров работы: 38