СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА

Абрамова Е.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Интеллектуальная сфера человека – это область психики, характеризующаяся различными видами мышления, качеством ума, познавательными операциями и умениями. В зависимости от соотношения вербальных компонентов, действий и образов, а также их взаимосвязей друг с другом в мыслительном процессе различают несколько типов интеллекта, каждый из которых имеет свои собственные особенности и период становления [1].

Проявления элементарных форм мышления можно наблюдать уже к концу первого года жизни ребенка. Наиболее ранней и простейшей из них является наглядно-действенная, которая не способна осуществляться без опоры на созерцание ситуации и возможности действовать в ней. Затем в трехлетнем возрасте начинает формироваться наглядно-образное мышление с присущей ему обратимостью осуществленных в воображении ситуаций [2]. Дальнейший путь развития интеллектуальной сферы ребенка заключается в переходе к словесно-логическому мышлению, основу которого составляет оперирование понятиями. Вербальный интеллект позволяет индивиду систематизировать и тщательно анализировать приобретённые знания с помощью набора слов, овладевать чтением, письменной и устной речью, в то время как невербальный - оперирует пространственными объектами и зрительными образами. Завершающей фазой в процессе развития интеллектуальной сферы человека является абстрактно-логическое мышление. Оно основывается на рациональном, опосредованном усвоении данных, где понятия лишены непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям [4].

Мышление становится доминирующей когнитивной функцией в младшем школьном возрасте. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы [2]. С началом школьного обучения у ребенка закладываются мотивы к учению, познавательные интересы, начинают формироваться интеллектуальные умения и навыки. Первоклассник включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой начинают оцениваться взрослыми. От интеллектуальной сферы ребенка во многом зависит его успеваемость и развитие личности [1]. Школьные отметки влияют на становление самооценки ребенка: у неуспевающих учеников систематические неудачи снижают уверенность в себе и своих возможностях. Успеваемость, основанная на оценке интеллектуальной сферы ребенка, в начале школьного обучения, по существу, становится оценкой личности в целом и определяет социальный статус школьника [5].

Важно отметить, что интеллект детей этого возраста находится на переломном этапе развития. В данный период совершается переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому, понятийному мышлению. Это придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логичные рассуждения детям 7-8 лет еще не доступны [6].

Исходя из этого, целью нашей работы являлось выявление вклада различных видов мышления в структуру интеллектуальной сферы первоклассников города Архангельска.

Организация и методы исследования. В исследовании приняло участие 440 первоклассников: 178 девочек и 262 мальчика в возрасте 7-8 лет, проживающих в городе Архангельске. Обследование проводилось с письменного согласия родителей, с соблюдением всех принципов биомедицинской этики, изложенных в Хельсинкской Декларации по правам человека 2013 г. На момент исследования все дети были практически здоровы и не имели острых или хронических заболеваний.

Особенности интеллектуальной сферы первоклассников определялись степенью развития их основных форм мышления: наглядно-образного, абстрактно-логического, словесно-логического и вербального. Также оценивался уровень речевого развития. С целью определения сформированности указанных видов мышления, использовались четыре методики.

Развитие наглядно-образного и абстрактно-логического мышления определялось с использованием прогрессивных матриц Д.К. Равена, предназначенных для диагностики уровня умственного развития ребенка и оценки его способностей к систематизированной и планомерной интеллектуальной деятельности. Тест состоял из 48 заданий, объединённых в четыре серии, в каждой из которых ребенку предлагалось выбрать одну из абстрактных фигур, правильно дополняющую заданную матрицу, на основе выявленной им закономерности.

Наглядно-образное и словесно-логическое мышление оценивалось с помощью теста Д. Векслера «Четвертый лишний». Данный тест состоял из 16 карточек, методика которого предполагала исключение ребенком одного лишнего предмета из четырех с дальнейшим обоснованием своего ответа. За каждое правильно выполненное задание присуждался один балл.

Оценка речевого развития и вербального мышления проводилась с использованием методики Л.А. Ясюковой, включающей в себя пять субтестов, по результатам выполнения которых рассчитывалось два показателя. Уровень речевого развития складывался из суммы баллов за выполнение заданий: речевые антонимы (максимально четыре балла), речевые классификации, нахождение обобщающего слова (восемь баллов), и произвольное владение речью (восемь баллов). Максимальная оценка по этому показателю составляла 20 баллов. Уровень развития вербального мышления складывался из суммы баллов за выполнение заданий: интуитивный речевой анализ-синтез (четыре балла), нахождение обобщающего слова (четыре балла) и речевые аналогии (четыре балла). Максимальная оценка составляла 12 баллов.

Статистический анализ результатов исследования проводился в программе IBM SPSS Statistics 22.0. На первом этапе результаты всех тестов приводились к одной шкале путем преобразования в проценты относительно общего количества заданий в каждой методике. Средняя эффективность выполнения тестов определялась путем расчета медиан, которые затем сравнивались между собой, с использованием непараметрического критерия Уилкоксона. Обнаруженные отличия считались статистически значимыми при вероятности ошибочного принятия нулевой гипотезы p < 0,05.

На втором этапе для расчета общего уровня интеллекта первоклассников использовался факторный анализ с применением метода главных компонент. Нами рассчитывалось значение одного интегрального фактора, вращение матрицы факторных нагрузок в этой связи не производилось. Коэффициенты корреляции результатов тестов с общим уровнем интеллекта сравнивались между собой при помощи онлайн-сервиса «Psychometrica» (www.psychometrica.de/correlation.html). Доли каждого вида интеллекта рассчитывались, исходя из матрицы коэффициентов значений компонентов факторного анализа.

Результаты и обсуждение. Сравнение средней эффективности решения тестов показало, что наиболее успешно дети 7-8 лет выполняют задания по определению уровня вербального мышления: их средний процент составляет 79,2%, что статистически значимо отличается от результатов других методик при p < 0,001. В тоже время тест Равена выполняется первоклассниками хуже других заданий и его средний процент составляет 56,3%, что так же отличает его от всех остальных тестов при p < 0,001. Задания на определение уровня речевого развития и методика «Четвертый лишний» выполняются в равной степени успешно: их процент составляет 72,5% и 75,0% соответственно, и эти результаты статистически значимо не отличаются друг от друга (p = 0,158).

Полученные результаты, по всей видимости, говорят о том, что у первоклассников еще недостаточно сформировано абстрактно-логическое мышление, которое лежит в основе решения прогрессивных матриц Равена. Этот тип интеллекта представляет собой способность описывать предметы и явления в обобщенном виде, с помощью отвлеченных понятий. Само по себе абстрактно-логическое мышление формируется позже остальных, начиная с семилетнего возраста, и поэтому результаты проведенных тестов отчасти являются ожидаемыми. Дети в начальной школе только начинают осваивать логические навыки и поэтому прогрессивные матрицы Равена выполняются ими менее эффективно по сравнению с другими заданиями [5].

В тоже время наши результаты показывают, что лучше всего у первоклассников развито вербальное мышление, поскольку они хорошо справляются с заданиями, связанными с речевым анализом-синтезом, аналогиями и обобщениями. Это объясняется тем, что к концу дошкольного возраста у детей начинает изменяться содержание интеллектуальной сферы: конкретные представления об окружающем мире, имеющие наглядную основу, сменяются вербализуемыми понятиями, отражающими наиболее существенные свойства предметов, явлений и соотношения между ними. Именно поэтому у детей младшего школьного возраста доминирующее положение в структуре интеллектуальной сферы начинают занимать вербальные типы мышления [4].

Исходя из результатов выполнения тестовых методик, с помощью факторного анализа был высчитан интегральный показатель интеллекта первоклассников. Было показано, что результаты решения теста Равена и заданий на оценку речевого развития в равной степени коррелируют с уровнем общего интеллекта ребенка (r = 0,721 и r = 0,675 при p = 0,148). Задания на оценку вербального мышления сильнее связаны с уровнем интеллекта по сравнению с тремя другими методиками (r = 0,828 при p < 0,001), а эффективность выполнения теста «Четвертый лишний», наоборот, вносит наименьший вклад в структуру общего интеллекта детей 7-8 лет (r = 0,577 при p < 0,001).

Так же по результатам факторного анализа, при помощи построения линейной регрессионной модели, было рассчитано уравнение зависимости общего уровня интеллекта первоклассников от эффективности решения тестовых методик:

ОИ = 0,415*ВМ + 0,362*Р + 0,339*РР + 0,284*ЧЛ,

где ОИ – общий уровень интеллекта ребенка, %

ВМ – эффективность выполнения заданий на оценку уровня вербального мышления, %;

Р – эффективность выполнения теста Равена, %;

РР – эффективность выполнения заданий на оценку уровня речевого развития, %;

ЧЛ – эффективность выполнения теста «Четвертый лишний», %.

Из этого уравнения следует, что доля вербального мышления в структуре общего интеллекта детей 7-8 лет составляет - 29,5%, абстрактно-логического - 25,8%, словесно-логического - 24,1% и наглядно-образного - 20,6%.

Это говорит о том, что допонятийное, наглядно-образное мышление, которое лежит в основе решения заданий методики «Четвертый лишний» к возрасту 7-8 лет отходит на второй план, а его место заменяют более прогрессивные виды мышления: словесно-логическое, вербальное и абстрактное [6]. Тем не менее, эффективность выполнения данного теста остается довольно высокой, поскольку при выполнении его заданий первоклассник уже может опираться не только на образы, но и на вербальные формулировки.

Выводы:

В структуре общего интеллекта первоклассников наибольшую долю занимает вербальное мышление, из-за чего ими успешнее выполняются задания, связанные с речевым анализом-синтезом, аналогиями и обобщениями.

Наименьшую долю в интеллектуальной сфере детей 7-8 лет занимает наглядно-образный тип мышления, что, однако успешно компенсируется более прогрессивными видами интеллекта.

Список используемых источников

Интеллектуальная сфера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/965903/page:3/, свободный. (Дата обращения: 20.12.2019)

Корнилов, Ю. К. Общая психология. Мышление: К 67 метод. Указания / Ю. К. Корнилов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – С. 36.

Онлайн-сервис «Psychometrica» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychometrica.de/correlation.html, свободный. (Дата обращения: 19.12.2019)

Развитие мышления у младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6014827/page:75/, свободный. (Дата обращения 20.12.2019)

Смирнова А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1783-1785.

Тербулатова А.А., Ногерова М.Т. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста // Известия вузов. – 2008. – № 2. – С. 5.

1Научный руководитель: Кунавин Михаил Алексеевич - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ имени М.В. Ломоносова.

Просмотров работы: 58