Разумно созданная структура системы управления в значительной степени определяет ее эффективность, так как она обеспечивает стабильность связей между многими компонентами объекта управления и обеспечивает целостность системы. Он связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, методы организации работы и их координацию, дает возможность измерять и сравнивать результаты деятельности каждого звена в система. Структура также влияет на технологии управления, определяет задачу оптимального распространения информации, использование методов управления при подборе и расстановке кадров. Характеристики «внутренней среды» системы можно описать, не вдаваясь в детали ее структуры, если известны ее основные функции.
Организационная структура управления означает состав, взаимодействие, подчинение и распределение работы между подразделениями и органами управления, между которыми существуют определенные отношения в связи с осуществлением полномочий, потоком команд и информацией. На практике существуют различные виды организационных структур организации управления: линейные, функциональные, дивизионные, бригадные, матричные, проектные.
Линейная структура управления формируется в результате построения аппарата управления только из взаимно подчиненных органов в виде иерархической лесницы:
Рис.1.Линейная структура управления
Преимущества линейной структуры управления:
- управление единством и ясностью;
- координация действий исполнителей;
- четкая система отношений между начальником и подчиненным;
- скорость реагирования на прямые указания;
- простота администрирования;
- принятие заданий на выполнение и ресурсных заданий;
- персональная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности его подразделения.
простота в эксплуатации.
Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:
- высокие требования к менеджеру, который должен обладать обширными знаниями и опытом во всех функциях управления и сферах деятельности, выполняемых подчиненными, что ограничивает способность менеджера эффективно управлять;
- переутомление руководителей, огромное количество информации, поток документов, множество контактов с подчиненными и начальством;
- склонность к бюрократии в решении проблем, связанных с несколькими единицами;
- отсутствие связей для планирования и обучения управленческого персонала;
- сложное общение между исполнителями;
- низкий уровень управленческой специализации;
- концентрация власти в правящей элите;
- ярко выраженный авторитарный стиль руководства.
Функциональная - это разновидность организационной структуры, в которой определенные позиции группируются по общим видам деятельности. В зависимости от задач организации эти виды деятельности могут быть разными. Ниже представлена функциональная схема организационной структуры предприятия.
Рис.2. Функциональная структура управления
Основные преимущества функциональной структуры:
- высокая компетентность специалистов, ответственных за выполнение конкретных функций;
- освобождение линейных руководителей от решения многочисленных особых проблем и от расширения их возможностей оперативного управления производством;
- использование в работе консультаций специалистов-специалистов, снижение потребности в специалистах высокого профиля;
- снизить риск неправильных решений;
- устранение дублирования при выполнении управленческих функций.
К недостаткам функциональной структуры относятся:
- трудности в поддержании непрерывных отношений между различными функциональными службами;
- длительная процедура принятия решений;
- непонимание и единство действий между функциональными службами; снижение ответственности художников за работу из-за того, что каждый художник получает инструкции от нескольких менеджеров;
- чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений;
- снижение личной ответственности за конечный результат;
- сложность мониторинга хода процесса в целом и по отдельным проектам;
- относительно замороженная организационная форма, которая практически не реагирует на изменения. [4]
Дивизиональная структура управления подразумевает, что критериями для группировки позиций по подразделениям (отделам) являются виды продукции, производимой компанией, группами потребителей или регионами.
Рис.3.Дивизиональная структура управления
Преимущества дивизиональной структуры управления:
- более тесная связь производства с потребителями, более быстрая реакция на изменения в окружающей среде;
- улучшить координацию работы в подразделениях за счет подчинения человеку;
- появление конкурентных преимуществ малых форм в единстве;
- четкое разграничение функций;
- высокая самостоятельность структурных подразделений;
- отстранение от высшего руководства;
- простота сетей связи.
Недостатки структуры управления подразделением:
- высокий спрос на менеджеров;
- комплексная координация;
- увеличение затрат за счет двойных функций;
- сложность реализации единой политики;
- Разобщенность сотрудников.[2]
Матричная структура включает одновременную группировку на одном уровне управления в соответствии с несколькими критериями. Диаграмма ниже показывает тип матрицы.
Рис.5.Матричная структура
Преимущества матричной системы управления:
- значительная активизация деятельности руководителей и работников аппарата управления путем формирования программных подразделений, которые активно взаимодействуют с функциональными подразделениями и укрепляют связи между ними;
- разделение функций управления между менеджерами, ответственными за обеспечение высоких конечных результатов (руководители проектов и группы программ и отделов), и менеджерами, ответственными за обеспечение максимального использования имеющихся производственных, материальных и рабочих ресурсов (руководители функциональных подразделений), при этом руководители совместно контролируют работы по подготовке производственных планов производства и их реализации;
- привлечь руководителей всех уровней и специалистов в области активной творческой деятельности для ускоренного технического совершенствования производства;
- четкое определение ответственности проекта;
- высокая гибкость и адаптивность основных узлов;
- экономическая и административная независимость подразделений;
- простота разработки и реализации единой политики.
Недостатки матричной структуры:
- проблемы, возникающие при определении приоритетов задач и выделении времени специалистам для работы над проектами, могут нарушать стабильность работы компании;
- трудности в установлении четкой ответственности за работу подразделения;
- возможность нарушения установленных правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за длительного отделения сотрудников, участвующих в проекте, от их подразделений;
- трудности в приобретении навыков, необходимых для эффективной командной работы;
- конфликты между руководителями функциональных отделов и менеджерами проектов;
- трудности и длительность согласования при принятии решений.[2]
Проектная организационная структура управления является структурой управления важными видами деятельности компании с существующими жесткими ограничениями по затратам, времени и качеству работы.
Рис.6.Проектная структура
Преимущества:
- комплексный подход к реализации проекта и решению проблем;
- концентрация усилий на решении проблемы, на реализации конкретного проекта;
- большая гибкость конструкции;
- оживление руководителей проектов и подрядчиков после формирования проектных команд;
- усилить личную ответственность определенного лидера как за проект в целом, так и за его элементы.
Недостатки:
- при наличии нескольких организационных проектов или программ проектные структуры приводят к фрагментации ресурсов и значительно усложняют поддержание и развитие производства и научно-технического потенциала предприятия в целом;
- руководитель проекта должен не только управлять всеми этапами жизненного цикла проекта, но и учитывать местоположение проекта в сети проекта компании;
- создание проектных команд, которые не являются устойчивыми субъектами, лишая сотрудников их осведомленности о своем месте в компании;
- при использовании проектной структуры возникают сложности с перспективным использованием специалистов данной компании;
- происходит частичное дублирование функций.
Бригадная структура управления – одна из древнейших форм организации, которая активно возрождается в наше время. Основой этой структуры является организация работы по рабочим группам, а сама организационная структура состоит из ряда иерархически связанных небольших групп.
Рис.4.Бригадная структура
Преимущества командной структуры:
- закрыть основные процессы в команде, высокая эффективность
- автономность командной работы;
- гибкость отношений;
- скорость реакции на изменения внешней и внутренней среды.
Недостатки бригадной команды:
- сложность горизонтальной координации между соответствующими рабочими группами;
- высокая стоимость организации мероприятий.
Таким образом, организационная структура промышленного предприятия является основой системы информационного обеспечения, которая определяет логику организации системы мониторинга промышленного предприятия (СМПП), а также определенные требования к ИТ-системам промышленного предприятия.
Наиболее эффективными и перспективными являются организационные структуры управления, построенные на дивизиональной и матричной основе, поскольку только они способны адекватно и быстро реагировать на изменения, происходящие не только внутри компании, но и во внешней среде.[1]
Список используемой литературы
Ю.Н. Лапыгин . Теория организации и организационное поведение : учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. - 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. 360 с. (Высшее образование: Магистратура).— www.dx.doi.org/10.12737/23755. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/951271
А.Г. Фаррахов. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (п) ISBN 978-5-16-009073-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538741
Н.Б. Костина . Теория управления : учебник / Н.Б. Костина, Т.В. Дуран, Д.А. Калугина. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 252 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).www.dx.doi.org/ 10.12737/10.12737/textbook_58e741bf9ba680.6641029. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/782837
[Электронный ресурс. Организационная структура как важнейший механизм управления предприятием] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-struktura-kak-vazhnyy-mehanizm-upravleniya-predpriyatiem/viewer
[Электронный ресурс. Организационные структуры предприятия в их эволюции] Режим доступа: https://studfile.net/preview/6016659/page:10/
АКТ
проверки на наличие заимствований
В соответствии с «Регламентом проведения проверки письменных работ обучающихся ФГБОУ ВО Омский ГАУ на наличие заимствований в системе «Антиплагиат»» была проведена проверка текста научной публикации:
ФИО, группа, направление подготовки |
Название работы |
Научный руководитель/ведущий специалист |
Кукушкина К.Е.,201 гр., 38.03.02 Менеджмент |
«Сравнительный анализ организационных структур управления» |
Е.А. Асташова, канд. эконом. наук, доцент |
Научная публикация представлена на кафедре менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО Омский ГАУ в 2020 году. В соответствии с проведенным анализом объем оригинальности текста в работе составляет 67,86%
Оставшимся процентам соответствуют: наименования учреждений, списки используемой литературы, повторы, цитирования текста, выдержки из документов.
Заключение:
Научная публикация соответствует требованиям Регламента, предъявляемым к оригинальности текста представленного документа.
Распечатка результатов проверки в виде отчета прилагается.
Согласовано:
Ведущий преподаватель Е.А. Асташова
С результатами проверки ознакомлен К.Е.Кукушкина