ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Коурова С.И. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время образование становится таким социальным институтом, который воспитывает у подрастающего поколения уважения к истинным общеловеческим ценностям, провозглашает приоритет российской культуры. Одним из направлений образовательного процесса является его гуманитаризация. В психолого-педагогической литературе существует много трактований этого понятия. Так, по мнению Т.Н. Мираковой, гуманитаризация – это «расширение общекультурной составляющей обучения и расширение содержания общекультурных компетенций путем изменения содержания, структуры и методов преподавания учебных курсов». В работах ученых Е.В. Брызгалиной, В.И. Данильчук, В.А. Ивановой, Н.И. Ильина, Т.В. Левиной и др. под гуманитаризацией понимается увеличение в содержании образования доли дисциплин гуманитарного цикла, расширение их перечня и усиление влияния, улучшение качества их преподавания, а также различные способы их интеграции с естественнонаучными и техническими учебными дисциплинами [2].

По мнению педагогов и психологов гуманитаризация школьного образования обеспечивает развитие у школьников когнитивных функций и соответствующих коммуникативных компетенций, которые позволяют воспринимать новые условия жизни и учат креативно действовать в различных ситуациях.

Истоки идей гуманитаризации лежат в теоретических трудах педагогов, таких как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.Френе, В.А. Сухомлинский; философов и культурологов – М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана. Гуманитаризация образования указывает на необходимость синтеза гуманитарных и естественных наук, понимание преодоления формального подхода к обучению дисциплинам разного цикла. Важное значение в естественнонаучной подготовке школьников имеет биологическая подготка, которая представляет собой формирование основ знаний обучающихся по биологии растений и животных, анатомии и физиологии человека, экологии и основам общей биологии (генетика, теория эволюции, гистология, цитология и др. фундментальные биологические науки).

Важное значение в содержании биологической подготовки имеет экологическая подготовленность учащихся. Вопросы экологического образования выходят на первый план в связи с необходимостью формирования у обучающихся экологической культуры с учетом состояния современной экологической обстановки в России и мире в целом. Мы живем в природной среде с нестабильной экологической ситуацией. В России существует большое количество экологических проблем регионального, локального характера, которые негативно влияют на социально-экономические условия в стране, имеют отрицательные воздействия на здоровья жителей России того или иного региона. Кроме того, антропогенный характер деятельности привел к возникновению и необходимости решения всеми членами общества глобальных экологических проблем: сохранению атмосферы, запасов пресной воды, проблем обеспечения населения Земли продовольственными ресурсами, сохранению видового разнообразия, проблемам сохранения деградирующих ландшафтов и других. Возникшая на данный момент времени экологическая ситуация диктует необходимость экологической образованности населения и подготовки специалистов в области экологии на всех ступенях образовательного процесса. Следует отметить, что школьное образование включает изучение экологической составляющей в первую очередь в предметах ественнонаучного цикла в начальной, основной и средней (полной) школе. Экологическая составляющая в процессе школьного обучения на начальной ступени заключена в содержание интегрированного курса «Окружающий мир», в базовые предметы основной школы, такие как ботаника и зоология, элементы экологии человека рассматриваются в разделе «Человек и его здоровье» восьмого класса, а в курсах 9-11 классов изучаются вопросы аутэкологии, экологии популяции, биогеоценологии и биосферной экологии, также вопросы охраны природы и рационального природопользования. Положительной тенденцией современных ФГОС является их личностно-ориентированная направленность, гуманитаризация и деятельностный подход. Метапредметный характер деятельности определяемый ФГОС позволяет педагогам творчески, более тщательно и всесторонне подходить к изучению вопросов экологии. Учителя используют при этом в своей деятельности междисциплинарный подход, итеграцию, проектные технологии и другие инновационные средства, методы и формы обучения.

Согласно ФГОС среднего (полного) образования у выпускников школ должно быть сформировано экологическое мышление, навыки здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим [1], [3]. Гуманитаризация содержания школьного биологического и экологического образования обеспечивается интеграцией школьных дисциплин в вопросах экологической просвещенности.

В основной школе экологическая составляющая естественнонаучных предметов дополняется соответствующим компонентом в содержании общественно-научных предметов, а также технологией и ОБЖ, выстраивая систему экологических понятий «Человек – Общество – Природа» в проекции «прошлое – настоящее – будущее». Например, на уроках физики формируются представления о нерациональном использованииприродных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов. На уроках биологии формируются представления об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере. Обществознание предусматривают понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды в формировании качеств личности, ее социализации; расматривает экологическое мышление как средсво, обеспечивающие понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и окружающей его среды. На географии предусматривается формирование знаний об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; о стихийных бедствиях и экологических катастрофах, приуроченных к опредленным территориям и решении этих проблем. На уроках химии формируются представления о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Уроки ОБЖ направлены на формирование установки на здоровый образ жизни,знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. На уроках технологии предусматривается формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности [4].

Таким образом, один из аспектов гуманитаризации современного школьного экологического образования – это комплексный, системный подход к изучению вопросов экологии с учетом специфики содержания определенного школьного курса, формирование экологической культуры личности. Реализация гуманитарного подхода заключается в интеграции школьных дисциплин ественнонаучного и гуманитарного цикла. Большой потенциал гуманитаризции и гуманизации процесса обучения несут в себе такие предметные области как литература, мировая художественная культура, искусство. Если предметы естественнонаучной направленности в большей степени сообщают фактологический материал, то гуманитарные дисциплины «очеловечивают» науку. Они предусматривают развитие у обучающихся способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами. Следовательно, формирование экологически культурной личности, осознающей свою ответственность за сохранение природы как среды жизни и среды обитания, как источника вдохновения и эстетического наслаждения возможно только при междисциплинарном подходе. Проведение интегрированных уроков по экологии и мировой художественной культуре, по экологии и литературе, искусству способствует более полному и качественному восприятию учебного материала, формирует нравственные основы, культурно-личностный аспект и научную картину мира в сознании ребенка.

Таким образом, гуманитаризация образования на современном этапе при изучении экологии в школе предполагает сущностное изменение всех компонентов образования: целей, содержания, методов, моделей, технологий. Интегрированный подход как средство гуманитариззации и гуманизации обучения способствует поиманию и осмылению учащимися учебной информации (не только с позиции естественных наук, но через историю, культуру, особенности разных видов искусства, окружающую природу). При этом у школьников формируется понятие и представление о взаимодействии всех процессов в мире как целом, едином.

Список использованных источников:

Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения [Текст] / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. – М.: Образование и экология, 2011 г.

Савенкова, Л.Г. Гуманитаризация современного образования в условиях социокультурного пространства региона [Электронный ресурс] / EDUSTRONG, 2020 – Режим доступа: http://www.edustrong.ru - 13. 01. 2020.

Стандарты второго поколения. ФГОС среднего полного общего образования- http: // www.standart.edu.ru/2020 – Режим доступа: http://www.edustrong.ru - 13. 01. 2020.

Морозова, Н.В. Экологизация образования как средство фомирования экологической культуры [Текст] //Фундаментальный исследования – 2012. – № 3 (часть 2) – С. 300-304.

Просмотров работы: 34