Брендинг - это технология создания и продвижения фирменных (марочных) туристских услуг, деятельность по формированию долгосрочного предпочтения к туристской услуге, основанная на усиленном воздействии на выделенный сегмент потребителей товарного знака, торговой марки, рекламной аргументации, материалов и мероприятий стимулирования сбыта, а также других элементов и акций в сфере рекламной деятельности, объединенных определенной идеей, которая выделяет услуги среди конкурентов, создает ее образ, подчеркивает позицию и уникальность.
Для проведения брендирования Фурмановского муниципального района был разработан бланк интервью экспертов, состоящий из 21 вопроса. Было опрошено 36 человек, продолжительность интервьюирования составляла от одного до полутора часов. Это связано с тем, что основную часть анкеты составляли «открытые вопросы», дающие определенные просторы для респондентов. С ее помощью были получены данные о наиболее аттрактивных местах и информации для туристов, с точки зрения экспертов. Данные были обработаны и представлены в виде таблиц.
Таблица 1 – Анализ ответов
Вопрос |
Количество ответов |
% |
1. Пол: |
36 |
100 |
мужской |
12 |
33,33 |
женский |
24 |
66,67 |
2. Возраст |
36 |
100 |
18-25 |
2 |
5,56 |
26-35 |
4 |
11,11 |
36-45 |
12 |
33,33 |
46-55 |
12 |
33,33 |
56-65 |
6 |
16,67 |
65 и более |
- |
- |
4. Образование: |
36 |
100 |
высшее |
20 |
55,56 |
незаконченное высшее |
8 |
22,22 |
среднее специальное |
8 |
22,22 |
6. Коренной житель |
36 |
100 |
да |
30 |
83,33 |
нет |
6 |
16,67 |
7. Время проживания |
36 |
100 |
более 10 лет |
36 |
100 |
5 - 10 лет |
- |
- |
менее 5 лет |
- |
- |
11. Фурманов уникальный город? |
36 |
100 |
да |
32 |
88,89 |
нет |
4 |
11,11 |
На вопрос «Какие в городе и районе есть уникальные и интересные места?» были получены следующие наиболее популярные ответы:
Таблица 2 – Интересные и уникальные места города и района
Название |
Количество ответов |
% |
1. Старая Середа |
7 |
8,53 |
2. ул. Октябрьская и ул. Социалистическая |
3 |
3,66 |
3. село Ильинское |
4 |
4,88 |
4. село Фряньково |
5 |
6,1 |
5. местечко Дуляпино |
4 |
4,88 |
7. поселок Хромцово |
5 |
6,1 |
8. музей Д.А. Фурманова |
8 |
9,76 |
9. галерея им. Д.А. Трубникова |
9 |
10,97 |
10. Храм иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости |
5 |
6,1 |
11. Храм Вознесения Господне |
7 |
8,53 |
12. Особняк Горбунова |
6 |
7,32 |
13. Особняк Лосева |
4 |
4,88 |
14. село Михайловское |
10 |
12,19 |
15. музей М.А. Дудина |
5 |
6,1 |
Итого |
82 |
100 |
Из таблицы видно, что наиболее интересные и уникальные места для туристов, сточки зрения экспертов: село Михайловское, галерея им. Д.А. Трубникова, музей им. Д.А. Фурманова, Храм Вознесения Господне и Старая Середа.
На вопрос о уникальных людях города и района были даны ответы:
Таблица 3 – Уникальные люди
Ф.И.О. |
Количество ответов |
% |
1. Королева Л.П. |
6 |
6,19 |
2. Рогозин П.П. |
7 |
7,22 |
3. Фурманов Д.А. |
11 |
11,34 |
4. Трубников Д.А. |
10 |
10,31 |
5. Петров А.В. |
3 |
3,1 |
6. Дудин М.А. |
7 |
7,22 |
7. Котлова Н.П. |
2 |
2,06 |
8. Ульев Л.В. |
2 |
2,06 |
9. Зайцев А.Г. |
2 |
2,06 |
10. Хохлов Н.М. |
2 |
2,06 |
11. Кустова В.Н. |
2 |
2,06 |
12. Клюкина Н.А. |
4 |
4,12 |
13. Минеева А.Л. |
4 |
4,12 |
14. Смирнов В.А. |
2 |
2,06 |
15. Критский А. |
3 |
3,1 |
16. Лапшин В.А. |
3 |
3,1 |
17. Бабиков В.А. |
2 |
2,06 |
18. Хлебников Н.М. |
2 |
2,06 |
19. Иорданский С. |
3 |
3,1 |
20.игумен Афанасий |
5 |
5,15 |
21. Гобунов Г.К. |
5 |
5,15 |
22. Скворцов И.И. |
4 |
4,12 |
23. Плешанов С.Л. |
4 |
4,12 |
24. Рязановская А.П. |
2 |
2,06 |
Итого |
97 |
100 |
Можно сделать выводы о том, что уникальными считают: Фурманова Д.А., Трубникова Д.А., Дудина М.А. и Королеву Л.П. (краевед, внесшая неоценимый вклад в изучении истории Фурмановской земли).
О наиболее интересных периодах истории города и района у респондентов сложилось следующее мнение:
Таблица 4 – Наиболее яркие и интересные периоды истории города и района
Период |
Количество ответов |
% |
1. до 13 в. |
1 |
2,08 |
2. к. 19 - н. 20 в. |
14 |
29,17 |
3. 20-е гг. 20 в. |
5 |
10,42 |
4. 70-е гг. 20 в. |
24 |
50 |
5. Каждый период интересен по-своему |
4 |
8,33 |
Итого |
48 |
100 |
Самыми яркими периодами истории города и района являются: 70-е гг. 20-го века (время основного строительства города), конец 19 – начало 20 века (начало развития города).
На вопрос об уникальности города Фурманов, были получены следующие ответы:
Таблица 5 –Уникальность города Фурманов
Полученные ответы |
Количество ответов |
% |
1. Талантливыми людьми |
20 |
51,28 |
2. Особняком Горбунова |
2 |
5,13 |
3. Особняком Лосева |
2 |
5,13 |
4. Марьиным оврагом |
3 |
7,69 |
5. Памятниками истории и культуры |
8 |
20,51 |
6. Природой |
2 |
5,13 |
7. Каждый находит свою уникальность |
2 |
5,13 |
Итого |
39 |
100 |
Подавляющее большинство экспертов, выразили мнение о том, что уникальность города Фурманов кроется в его талантливых людях.
На вопрос-ситуацию о том, что бы они показали иностранным туристам в первую очередь, были получены ответы:
Таблица 6 – Объекты показа иностранным туристам
Название |
Количество ответов |
% |
1. Музей Д.А. Фурманова |
16 |
23,19 |
2. Галерею им. Д.А. Трубникова |
12 |
17,39 |
3. Село Михайловское |
20 |
28,98 |
4. Место проживания Бабы Яги |
2 |
2,9 |
5. Музей М.А. Дудина |
2 |
2,9 |
6. Старую Середу |
3 |
4,35 |
7. Храм Вознесения Господне |
5 |
7,25 |
8. Храм Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих |
8 |
11,59 |
9. Показать нечего |
1 |
1,45 |
Итого |
69 |
100 |
Из данных таблицы видно, что рейтинг объектов для показа иностранным туристам выстроился следующим образом: село Михайловское, музей Д.А. Фурманова, галерея им. Д.А. Трубникова.
При ответе на вопрос об уникальности природы края, эксперты выразили следующие мнения:
Таблица 7 –Уникальность природы края
Название |
Количество ответов |
% |
1. Леса |
16 |
38,1 |
2. Озера |
7 |
16,67 |
3. Поля |
8 |
19,05 |
4. Ландшафт |
2 |
4,76 |
5. Реки |
4 |
9,52 |
6. Климат |
5 |
11,9 |
Итого |
42 |
100 |
Можно сделать выводы о том, что основной уникальностью природы нашего края являются леса, вслед за ними, по популярности, расположились поля и озера.
Респондентам был задан вопрос: «Существует необходимость создания памятной сувенирной продукции с символикой города Фурманов. Что бы это могло быть?». В результате были высказаны следующие предложения:
Таблица 8 – Возможные варианты сувенирной продукции
Название |
Количество ответов |
% |
1. Значки |
12 |
17,65 |
2. Кружки |
8 |
11,76 |
3. Ручки |
10 |
14,71 |
4. Футболки |
8 |
11,76 |
5. Кепки |
8 |
11,76 |
6. Календари |
6 |
8,82 |
7. Сувенирная продукция с символикой Бабы Яги |
2 |
2,94 |
8. Русские игрушки |
2 |
2,94 |
9. Предметы быта |
2 |
2,94 |
10. Фотографии |
2 |
2,94 |
11. Буклеты |
2 |
2,94 |
12. Магнитики |
2 |
2,94 |
13. Открытки |
4 |
5,9 |
Итого |
68 |
100 |
Эксперты выделили наиболее приемлемые и «привычные» виды сувенирной продукции: значки, ручки, кружки, футболки и кепки.
На вопрос «Какие у Середы есть загадки?» были получены ответы:
Таблица 9 – Загадки Середы
Название |
Количество ответов |
% |
1. Название Середа |
8 |
20 |
2. Зайко (местный Робин Гуд) |
1 |
2,5 |
3. Девья гора |
4 |
10 |
4. Дрога для Екатерины II |
1 |
2,5 |
5. Середа - родина Бабы Яги |
4 |
10 |
6. Подземный ход |
8 |
20 |
7. Клад недалеко то Фряньково |
1 |
2,5 |
8. Источник в селе Михайловское |
6 |
15 |
9. Клад под зданием военкомата |
1 |
2,5 |
10. Михайловский курган |
4 |
10 |
11. Расстрельное место |
2 |
5 |
Итого |
40 |
100 |
В качестве возможных загадок Середы экспертами были названы: само название Середа, подземный ход в галерее им. Д.А. Трубникова, а также святой источник в селе Михайловское.
Вопрос «Что может измениться в городе и районе с началом развития туризма?» вызывал оживление у респондентов и давал возможность помечтать о радужном будущем. В результате были получены ответы:
Таблица 10 – Возможные изменения с началом развития туризма
Название |
Количество ответов |
% |
1. Станет чище |
6 |
11,54 |
2. Повысится культурный уровень населения |
8 |
15,38 |
3. Город станет известнее |
8 |
15,38 |
4. Прекратится отток населения |
2 |
3,85 |
5. Новые рабочие места |
10 |
19,23 |
6. Экономический рост района |
8 |
15,38 |
7. Отремонтируют дороги |
4 |
7,7 |
8. Изменится инфраструктура |
6 |
11,54 |
Итого |
52 |
100 |
Экспертами были выделены следующие наиболее возможные изменения: появление новых рабочих мест, повышение культурного уровня населения, популяризация известность города.
Опираясь на ответы экспертов можно предложить 2 варианта бренда для Фурмановского муниципального района:
«Загадки Середы»;
«Середа – загадка Золотого Кольца».
Таким образом, экскурсионную программу по городу Фурманов и Фурмановскому району необходимо включить в маршрут по Золотому Кольцу. Посещение туристами ожидается при следовании их из города Иваново в Плес или наоборот.
На основании проведенного опроса экспертов, можно сделать вывод о том, что наиболее приемлемые виды туризма для Фурмановского муниципального района – познавательный туризм и религиозный туризм.
Основа для религиозного туризма – село Михайловское (Церковь Михаила Архангела, могила св. Леонтия, святой источник св. Леонтия), а также Храм иконы божьей матери «Всех Скорбящих Радости» и Церковь Вознесения Господне.
Основа для познавательного туризма – богатое историческое прошлое, памятники истории и культуры города Фурманов и Фурмановского района, а также природные объекты. Целесообразней их организовывать для детей школьного возраста, включив данные познавательные туры в курс «Краеведения». Таким образом, это может являться основой для патриотического воспитания и развития любви к родине, к тому же это будет весьма интересно, поучительно и полезно.