К вопросу о повышении конкурентоспособности дошкольной образовательной организации - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К вопросу о повышении конкурентоспособности дошкольной образовательной организации

Зырянова С.М. 1, Ширинкина К.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рыночной экономики конкуренция среди образовательных организаций имеет большое значение. Стратегией работы руководителя являются выживание, направление на развитие, поиск конкурентных преимуществ, умелое позиционирование на рынке образовательных услуг и привлечение в дошкольную образовательную организацию родителей (законных представителей) и детей.

После вступления в силу федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Исходя из этого у дошкольных образовательных организаций появился новый нормативный документ – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет требования к качеству деятельности дошкольных образовательных организаций на современном этапе развития системы дошкольного образования, уровень которой в какой – то степени определит конкурентоспособность дошкольной образовательной организации.

В словаре русского языка «конкурентоспособность» - способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам. Это определение имеет основу понятия «конкуренция», которое в переводе с латыни означает столкновение, состязание в результате каких – либо действий. Под данным понятием чаще всего понимают борьбу между организациями за наиболее выгодные условия предлагаемых товаров и услуг.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция от 18.07.2019) говорится, что «конкуренция – это соперничество хозяйствующих сyбъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствyющем товарном рынке» [9].

Н. И. Новикова считает, что «конкурентоспособность состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать прибыль, достаточную для научного совершенствования организации, стимулирования работников и их работы на высоком качественном yровне» [6].

По мнению И. Мельченковой под конкyрентоспособностью дошкольной образовательной организации понимается способность ДОО работать в динамике конкурентной среды, а также как ведущий показатель хозяйственно – экономической деятельности, определяющий ее настоящее и перспективное состояние на рынке образовательных yслyг [6].

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что конкурентоспособность дошкольной образовательной организации – это умение привлечь и yдержать стабильную текyчесть потребителей (родителей и детей) на основании конкурентоспособных методов и действий, иными словами, на основании того, чем может привлечь образовательная организация своих потенциальных клиентов (родителей и детей).

На сегодняшний день важным фактором повышения конкурентоспособности дошкольной образовательной организации является отношения между всеми субъектами oбразовательной деятельности и развитая культура образовательной организации: комплекс систем ценностей, идеологии, корпоративных норм, правил, знаний, эмблем, принципов делового поведения, которые регулируют деятельность сотрудников и определяют характер взаимодеятельности с детьми и родителями (законными представителями).

Иными словами к данному фактору относится корпоративная культура, которая определяет индивидуальность организации, придает ему смысл, обеспечивает стабильность на рынке образовательных услуг.

Н. Лeметре считает, что «корпоративная культура – это система представлений, символов, ценностей и образов поведения, разделяемая всеми членами команды» [1].

По мнению В. А. Спивaкa «корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуаль­ность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, про­ являющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды» [8].

Важность корпоративной культуры заключается в том, что она даёт возможность без административного давления, естественными способами отобрать самые эффективные межличностные отношения, направленные на достижение целей внутри корпорации, и соответствующие примеры поведения сотрудников. Включая такие ценности как творческая направленность, компетентность, способность к внутренней и внешней образовательной конкуренции, к коллективной работе, развитие гордости за образовательное учреждение, корпоративная культура увеличивает сплоченность коллектива образовательной организации, регулирует согласованность в их поведении [3].

К документам, которые регламентируют формирование корпоративной культуры дошкольной образовательной организации можно отнести:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, что, на наш взгляд, обеспечивается формированием корпоративной культуры;

Устав ДOO, в котором прописаны правила поведения сотрудников, нормы в одежде, нормы в дизайне и обстановке помещений и т.д.;

Корпоративный кодекс ДOO где прописан свод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые существуют в образовательной организации;

Должностная инструкция, где отражены требования, выдвигаемые к сотрудникам организации в соответствии с должностью, должностные обязанности и их права и ответственность.

Ф. Харрис и Р. Мoрaн предлагают рассматривать корпоративную культуру на основе следующих характеристик: [4]

осознание себя и своего места в ДOO;

коммуникация и язык общения;

внешний вид, одежда и представление себя на работе;

что и как едят люди, привычки и традиции в этой области;

осознание важности времени, отношение к нему и его использование;

взаимоотношения между людьми;

ценности и нормы – что люди ценят в жизни ДOO и как эти ценности сохраняются;

вера во что – то и отношение или расположение к чему – то;

процесс профессионального роста работника;

трудовая этика и мотивация.

Данные характеристики корпоративной культуры дошкольной образовательной организации отображают и придают смысл данной культуры.

Существуют четыре типа корпоративной культуры, которые выделили К. Камерон и Р. Кyинн: [1]

иерархическая (или бюрократическая);

рыночная;

клановая;

axoкратическая.

В любой дошкольной образовательной организации присутствуют элементы всех четырех типов корпоративной культуры, но при этом один из типов обязательно доминирует. Заведующему ДOO необходимо знать, насколько индивидуальный профиль их организации (соотношение разных типов культур) соответствует требованиям, вызовам времени и всего внешнего окружения, характеру коллектива; находится ли он гармонии или противоречив. Корпоративная культура может остановить развитие ДOO, а может стать конкурентным преимуществом, нематериальным активом.

Для более успешного формирования корпоративной культуры, качества образования, результативности образовательного процесса разрабатывается комплекс мер по совершенствованию корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.

Этапы реализации комплекса мер по улучшению корпоративной культуры в ДOO выделяет Е.В. Губайдуллина[2]:

Подготовительный этап. Диагностика состояния корпоративной культуры и внутренних коммуникаций.

Основной этап. Реализация.

Обобщающий этап. Мониторинг и выработка новых задач.

Источники корпоративной культуры, по нашему мнению, можно условно разделить на три группы: внешняя среда, общественные ценности и внутренняя среда организации.

Под факторами внешней среды в данном случае понимаются факторы, которые не контролирует ДOO, например, природные условия или исторические события, повлиявшие на развитие общества [4].

Общественные ценности и национальная культура страны также оказывают влияние на данный вид культуры ДOO.

Внутренняя среда дошкольной образовательной организации является третьим источником корпоративной культуры, который образует специфические внутренние факторы самой образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация, которая занимается процессом формирования корпоративной культуры, придающая ей должное значение, будет иметь успех в развитии, так как выжить в современных рыночных условиях ДOO может только с сильным сплоченным педагогическим коллективом, то есть с эффективной корпоративной культурой.

Список литературы:

Глущенко, О.А. Корпоративная культура как важнейшая общеорганизационная программа, способствующая созданию развивающей атмосферы в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Глущенко // Апробация. 2016. № 5 С. 72 – 73

Губайдуллина, Е.В. Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] /Е.В. Губайдуллина // Молодой ученый.2016. №9. С. 538 – 541. URL https://moluch.ru/archive/113/28842/

Иванова, С. Корпоративная культура - эффективное средство мотивации сотрудников /С. Иванова //Служба персонала.- №9.- 2014.-С. 18-22.

Калюжнов, Н.В. Корпоративная культура как фактор повышения конкурентоспособности организации : дис. … канд. соц. наук : 22.00.04 / Калюжнов Никита Васильевич. – Иркутск, 2007. – 22 с.

Капустина, Н.Г. Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения как концепт / Капустина Наталья Геннадьевна, Леонова Ирина Сергеевна // Детский сад: теория и практика. — 2011. — N 5. — С. 6–9

Менеджмент в образовании: практический курс: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г. Г. Корзникова. – М.: ИД «Академия», 2008. – 288с.

Портер, М. Конкуренция /М. Портер. – М.: Вильямс, 2014.- 385с.

Спивак, В. А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак // Санкт – Петербург.: Питер, 2001. – с. 352

Федеральный закон РФ от 26 июля 2006г. №135 ФЗ «О защите конкуренции»

Просмотров работы: 31