АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Филатов А.Е. 1
1ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время на территории России более 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 600 тыс. км дорог общего пользования). За последние годы, в связи с автомобилизацией в России на урбанизированных территориях значительно возросла интенсивность движения на дорогах, в то же время сеть автомобильных дорог в крупных городах практически не изменилась. Для улиц мегаполисов характерными стали постоянные «пробки». Кроме того, возросло число автомобилей, использующихся в зимний период года. Вышеперечисленные факторы привели к увеличению интенсивности износа асфальтобетонных покрытий на перегруженных городских магистралях, который достиг 5-20 мм в год [1]. Причём, установлено [2], что масса загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате износа дорожного полотна, значительно больше, чем от износа тормозных колодок и протекторов шин.

Основными факторами, влияющими на разрушение дорог, а, следовательно, и на загрязнение приземного слоя атмосферы городов являются: свойства конструкции дорожного покрытия, климатические условия в регионе, параметры автотранспортного потока и эксплуатационные условия (рисунок 1) [3].

Для обеспечения безопасной эксплуатации АТС в любое время года большое значение имеет непрерывный контроль за состоянием автомобильной дороги, своевременное выявление конструктивных элементов и участков, требующих срочного ремонта, детальная оценка условий движения автотранспортных потоков разной плотности. Для проведения этих работ необходимы комплексные планы обследования состояния автомобильной дороги, на основе которых разрабатывают мероприятия по улучшению условий движения.

Рисунок 1 − Классификация основных факторов, влияющих на износ асфальтобетонных покрытий [3]

Обследования являются составной частью всех видов работ, направленных на обеспечение высоких транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог. Основной целью обследования автомобильных дорог является своевременное выявление участков, требующих улучшения условий дорожного движения, а также оценка состояния всех конструктивных элементов дорог [4]. При этом обследования могут быть направлены как на выбор простейших мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, так и на разработку рекомендаций по полной реконструкции автомобильной дороги. Обследования автомобильных дорог позволяют провести паспортизацию дороги; разработать схемы расстановки знаков и нанесения разметки проезжей части, а также полного инженерного оборудования дороги; установить виды ремонтных работ и работ по содержанию дороги в разные периоды года; установить возможности пропуска тяжелых автопоездов или негабаритных грузов; разработать проект капитального ремонта или реконструкции дороги либо отдельных ее элементов; провести установление соответствия элементов дороги требованиям современных нормативных документов.

Ремонт и обслуживание автомобильных дорог − это сложный трудоемкий технологический процесс, зависящий от многочисленных факторов (рисунок 2). На первоначальном этапе разрабатывается проектная документация. Ошибки на стадии проектирования и в проектной документации это серьезные нарушения, которые могут повлечь за собой не только не качественно отремонтированную автомобильную дорогу, но и повлиять на безопасность дорожного движения и долговечность строительных конструкций.

Немаловажное значение для качественного ремонта автомобильных дорог имеют строительные материалы, используемые в конструкциях основания и покрытий дорожных одежд. Каждый применяемый материал изделие должно иметь сертификат соответствия и паспорт. Данные, указанные в паспорте или сертификате на изделия (продукцию) должны соответствовать проектным требованиям, предъявляемым к конструкции. Отсутствие этих документов красноречиво говорит о качестве входного контроля на объекте и уровне строительного контроля со стороны подрядной организации и заказчика. Использование некачественных строительных материалов приводит к снижению качества строительства и долговечности автомобильных дорог.

Рисунок 2 – Систематизация факторов, влияющих на качества ремонта и содержание автомобильных дорог

Дорожные организации, осуществляющие строительство, используют современные механизмы и средства для устройства автомобильных дорог. Однако качество не всегда зависит от применяемых материалов и способов укладки конструктивных слоев дорожной одежды. Конечно, большое значение имеет сезонность или короткий срок дорожного ремонта. Строительные организации вынуждены осуществлять ремонт в сжатые сроки, учитывая тот факт, что финансирование осуществляется не всегда регулярно. По этой причине, дорожные строители, зачастую проводят укладку асфальтобетона при дожде или даже снеге. Такая организация строительных работ приводит к преждевременному износу и разрушению дорог.

Для обеспечения обязательного строительного контроля необходимо, чтобы каждый этап капитального ремонта дорог подтверждался актами лабораторных заключений на соответствие требованиям проектной документации, стандартам, техническим нормам и правилам, и другим нормативным документам, регламентирующим качество дорог и обеспечивающими безопасность дорожного движения. Контроль качества должен осуществляется специалистами, экспертными организациями и лабораторными центрами, аттестованными Федеральной службой по аккредитации Российской Федерации.

Таким образом, только слаженная работа и профессионализм работников на каждом этапе строительства от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию, использование качественных материалов и своевременный строительный контроль, позволяют обеспечить требуемый уровень качества современных автомобильных дорог.

Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – академика РАЕ, д.т.н., доцента Третьяк Л.Н.

Список литературы

1 Леванчук Александр Владимирович Загрязнение окружающей среды продуктами эксплуатационного износа автомобильных дорог // Вестник евразийской науки. 2014. №1 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zagryaznenie-okruzhayuschey-sredy-produktami-ekspluatatsionnogo-iznosa-avtomobilnyh-dorog (дата обращения: 25.01.2020).

2 Третьяк, Л.Н. О системном подходе к оценке влияния автотранспортных средств в процессе эксплуатации на экологию городов / Л.Н. Третьяк, А.С. Вольнов // Вестник Оренб. Гос. Ун-та. –2014. – №1. – С. 161-166.

3 Дугельный, В.Н. К вопросу анализа основных факторов, влияющих на износостойкость асфальтобетона и объемы продуктов его износа / В.Н. Дугельный и [др.] // Донецкая академия автомобильного транспорта. Вестник Донецкой академии автомобильного транспорта. – 2013. – № 4. – С. 99-104.

4 Вайс, К. Е. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц [Электронный ресурс] : учебное пособие : самост. учеб. электрон. изд. / К. Е. Вайс ; Сыкт. лесн. ин-т. – Электрон. дан. – Сыктывкар : СЛИ, 2013. – Режим доступа: http://62.182.30.44/ft/301-000635.pdf. – 25.01.2020.

Просмотров работы: 86