Авторы книги «Реинжиниринг корпорации» Майкл Хаммер и Джеймс Чампи дали реинжинирингу следующие определение: «Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в ключевых для современного бизнеса показателях результативности»[1].
Основной задачей реинжиниринга является достижение принципиальных улучшений деятельности путём перестройки процесса. При этом может быть перестройка процесса путем изменения проблемных мест или всех процессов организации.
Прежде всего реинжиниринг необходим для повышения эффективности предприятия, для определения методов решения проблем и определения слабых мест организации. Применение реинжиниринга позволит оптимизировать процесс работы, снизить затраты процесса или увеличить производство.
Как правило, проведение реинжиниринга бизнес-процессов включает несколько, этапов позволяющих эффективно перестроить процесс. Это:
Разработка корпоративной стратегии;
Определение ключевых компетенций, которые необходимы для внедрения стратегии;
Подробный анализ существующих процессов;
Выявление процессов, требующих изменения;
Определение ключевых показателей эффективности для бизнес-процессов;
Собственно реинжиниринг;
Контроль и постоянное совершенствование новых процессов на основе ключевых показателей эффективности [2].
Что это даст владельцу процесса? Владелец процесса получит более жизни способную бизнес модель, что в свою очередь повлияет на финансовые успехи, оптимизацию временных затраты, уменьшение трудовых затрат, увеличение производственной мощности и т.д.
Какие факторы успеха влияют на реинжиниринг? На процесс реинжиниринга оказывают существенное влияние следующие факторы:
1. Мотивация. Чтобы обеспечить успех, руководство должно верить в необходимость реинжиниринга, проводимого в масштабах всей компании, и предоставить в распоряжение команды по реинжинирингу лучшие силы.
2. Руководство. Для успеха проекта очень важно твердое и умелое управление. Поэтому проект должен выполняться под управлением руководителей компании, а руководитель, возглавляющий проект реинжиниринга, должен иметь большой авторитет и нести за него ответственность. Он обязан прилагать все усилия для продвижения проекта и своевременного его завершения.
3. Сотрудники. В команде, выполняющей проект реинжиниринга и контролирующей его проведение, необходимо участие сотрудников, выделенных соответствующими полномочиями и способных создать атмосферу сотрудничества. Сотрудники должны оценивать проблемы, которые мешают бизнесу, принимать свои новые обязанное быть способными выполнять их, посвящать реинжинирингу необходимое время и двигаться к успеху[3].
Реинжиниринг можно использовать не только в экономической и производственной области, но и в ряде других областях повседневной жизни. Реинжиниринг базируется на 11 принципах, направленных на улучшения процесса. Для применения принципов не столь важна область, в которой они применяются.
В данной работе будут представлены некоторые принципы реинжиниринга. На примере обычных злободневных дел, с которым большинство людей сталкиваются, будут приведены примеры того, как можно реорганизовать процесс, улучшить его в соответствии с известными принципами. Для большей наглядности будут использоваться диаграммы «Как есть» и «Как будет» для описания процессов до реинжиниринга и после него.
Принцип «Делинеаризация процесса». Реинжиниринг процессов освобождает от линейного упорядочения работ, свойственного традиционному подходу, позволяя выполнять работы в их естественном порядке, в том числе, где это возможно, — параллельно. Это позволяет значительно ускорить работу.
На рисунках 1 и 2 приведены диаграммы процессов «Работа над проектом с использованием программных средств» «Как есть» (рис.1) и «Как будет» (рис. 2). В примере рассматривается работа над фотографиями, которые будут перемонтированы в видео ряд.
«как есть»
Рисунок 1 – Процесс «как есть»
«как будет»
Рисунок 2 – Процесс «Как будет» реорганизованный согласно принципу «Делинеаризация процесса».
Как видно из рисунка 2, процесс «Работа над проектом с использованием программных средств» был ускорен путём проведения параллельных работ по установке программы 1 и скачивания с последующей установкой программы 2. Данный пример показатель того, что принципы реинжиниринга применимы и в повседневных задачах. Применение этого принципа может значительно ускорить выполнение процессов предприятия путём параллельного выполнения под-процессов.
Принцип «Введение вариантов процесса» предполагает введение вариативности в подходах к решению поставленной задачи, поскольку однотипные действия могут быть затратными или неэффективными для процесса. Новые перепроектированные процессы должны иметь различные версии для различных ситуаций, что очень актуально при быстром изменении рынка. При таком подходе процесс начинается с некоторого проверочного шага, определяющего, какая версия наиболее подходит к данной ситуации. Отдельные версии процесса являются ясными и простыми, так как каждый вариант ориентирован только на одну соответствующую ему ситуацию.
На рисунке 3 приведён пример введения вариантов процесса на примере покупки машины. Есть разные типы покупателей авто. В примере взяты примеры подбора автомашины как для автолюбителя-новичка, который покупает авто на короткий период (поднабраться опыта), подбора автомобиля-донора для замены деталей, наконец, автомобиля на длительный период для водителя со стажем. Разные варианты имеют свои плюсы и минусы.
В случае с молодым автолюбителем машина подбирается путём обеспечения наименьших финансовых затрат, при этом проверка проходит со всеми этапами осмотра. В случае с автомобилем для длительной эксплуатации проверка производиться в сервисе, где машина проходит более тщательную проверку, но затраты на это выше. В случае с автомобилем-донором проверка происходит максимально быстро с наименьшей потерей средств, но проверка производится только в интересующих аспектах, а не полностью, поскольку , как правило, это и не требуется.
Рисунок 3 - Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе принципа «Введение вариантов процесса».
Рассмотрим реализацию на примере принципа «Уменьшение проверок и управляющих воздействий». Традиционные процессы насыщены проверками и управляющими шагами, в результате которых не создаются материальные ценности для заказчика, а лишь проверяется соблюдение исполнителями предписанных правил. Так, например, отдел заказов до исполнения заказа проверяет право клиента осуществить данный заказ, подлинность подписи клиента и финансовую состоятельность его подразделения или компании. При общей целесообразности не учитывается, сколько стоит проведение этих проверок. На практике довольно часто оказывается, что стоимость проверок и управляющих воздействий превосходит стоимость потерь, которые бы имели место при отсутствии проверок.
В данном примере (рис. 4) процесс проверки показан на примере автосалонов с автомобилями бывшими у употреблении. Процесс проверки в автосалоне, показанный на диаграмме «Как есть», производится дочерним сервисом, который не располагается на территории салона. Это увеличивает затраты времени работы с продавцом и приводит к дополнительным дополнительные расходам как клиента, так и предприятия. В примере «Как будет» возможность проверить автомобиль есть в самом салоне. При этом квалификации работника салона хватает для проведения процесса диагностики и оценки автомобиля, что не только значительно облегчает процесс взаимодействия между сторонами, но и удешевляет процесс проверки.
Принцип «Включайте обработку информации в реальную работу, которая генерирует эту информацию» по сути дела повторяет известную поговорку «не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Основа этого принципа это своевременное использования данных, информации, поскольку её обмен жизненно необходим любой организации, а задержка её может повлиять на полезность информации. К примеру, на фондовых биржах зачастую работу с финансами на торгах осуществляет компьютер и даже мили секунда может решить, кто получит большую выгоду от операции.
Рисунок 4 - Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе принципа «Уменьшение проверок и управляющих воздействий».
Обмен информации позволяет принимать решения и чем быстрее будет она получена, тем эффективней будет затрачено время и ресурсы. В данном примере показано как эффективное использование информации влияет на деятельность административных учреждений (рис. 5).
На диаграмме «Как есть» (рис.5) показан процесс регистрации земельного участка методом, который не так давно был актуальным везде. Процесс регистрации зачастую затягивался на несколько дней из-за усложнённой работы служб проверки. В диаграмме «Как будет» (рис.5) процесс проверки упрощён путём добавления единого реестра земли с возможностью быстрого доступа к нему. Это значительно снижает временные затраты, а также положительно влияет на работу сторонних служб, которые согласовывали регистрацию участка.
Рисунок 5 - Пример реинжиниринга бизнес-процесса на основе принципа «Включайте обработку информации в реальную работу, которая генерирует эту информацию».
Данные примеры показывают положительное влияние реинжиниринга на деятельность человека, организации и процессы. Все примеры, приведённые выше, были взяты из опыта работы различных организаций, с которыми рядовой гражданин нашей страны встречается. Реинжиниринг необходим для развития процессов организаций, для их перестройки и повышения эффективности. На приведенных примерах процессов, подвергшихся реинжинирингу по известным принципам, можно наглядно проследить положительное влияние перестройки процессов.
Список использованных источников
Хаммер Майкл, Чампи Джеймс Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе; Манн, Иванов и Фербер - Москва, 2011. - 288 c.
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф. СтратегическийменеджментпоКотлеру. Лучшиеприемыиметоды = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — М.: АльпинаПаблишер, 2012. — 144 с.
Основы менеджмента / Под ред. А.А. Радугина. — М. : Центр, 1997. — 432 с.
Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. — М. : Финансы и статистика, 1997. — 336 с.
Каменнова М.С. Моделирование бизнеса. Методология ARIS / М.С. Каменнова, А.И. Громов, М.М. Ферапонтов [и др.].—М. : Весть-МетаТехнология, 2001. — 333 с
Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. — М. : РИА «Стандарты и качество», 2004. — 408 с