Физическая активность и спорт оказывают значительное и положительное влияние на физическое здоровье, когнитивное функционирование и качество жизни. Заниматься спортом - это здоровая практика, которую следует поощрять и поддерживать на протяжении всей жизни. Более того, спортивная деятельность в детском возрасте предшествует вовлечению взрослых в физическую активность. В литературе показано, что физическая активность в детском возрасте является важным фактором, способствующим формированию активного образа жизни во взрослой жизни [1,6,10].
Однако, не смотря на то, что спорт можно считать здоровой практикой, существует множество аспектов спортивной деятельности и / или последствий того, что он далек от здорового. Каждый год европейские спортсмены получают 8 миллионов спортивных травм, 6 из которых требуют стационарного лечения. Широкое распространение травматизма среди спортсменов возникает независимо от модальности, категории, пола или возраста. Особенно отмечается увеличение числа серьезных спортивных травм у юных спортсменов [9].
В настоящее время широкое распространение получила проблема ранней спортивной специализации, которая также, в свою очередь, негативно сказывается на здоровье юных спортсменов и ставит вопрос о более пристальном врачебно-педагогическом и психологическом контроле [3,4].
В связи с вышесказанным Чурганов О.А. выделил пять шагов в формирования медицинского обеспечения системы спортивной подготовки детско-юношеского спорта [5].
Идея «безопасного спорта» заключается в определении выявлении безопасных и здоровых процедур, основанных на эмпирических методах, связанных со спортивной практикой, для предотвращения травм, эмоционального выгорания, расстройств питания и др. для продвижения идей позитивного опыта в спорте и внедрения этих знаний в практику спорта [2,7].
Джолли Д., Маккриди К., Гренвилл-Клив Б., Брэди Э. на основе принципов позитивной психологии разработали и провели семинар «Мое будущее сегодня» (МБС) для футболистов профессиональных лиг направленый не только на их личностное развититие как профессиональных игроков, но и на помощь в раскрытии других особенностей личности, которые помогут спортсменам в самореализации после завершения карьеры профессионального футболиста [8].
Следует отметить, что на данный момент программ и практических рекомендаций для тренеров по развитию идей «безопасного спорта» в ДЮСШ не разработано, но в то же время создана хорошая теоретическая база для их формирования.
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью развития идей позитивной психологии в спорте, особенно в детско-юношеском спорте и связана , во-первых, с негативными тенденциями в спорте в связи с ранней профессионализацией (эмоциональное выгорание, травмы, социальная дезадаптация и др., во-вторых, с продвижением идей «безопасного спорта», обосновывающих комплекс условий, которые необходимо соблюдать при организации и проведении занятий с юными спортсменами.
Цель: разработка и внедрение модели работы тренера на основе принципов безопасного спорта с юными легкоатлетами начального этапа обучения.
Объект: учебно-тренировочный процесс.
Предмет: модель работы тренера на основе принципов безопасного спорта.
Разработана модель работы тренера с группами начальной подготовки базирующаяся на принципах безопасного спорта (таб. 1). Она включает в себя 3 блока: педагогический, психологический и блок учета и контроля здоровья и физического развития.
Таблица 1.
Модель работы тренера с юными спортсменами групп начальной подготовки на основе принципов безопасного спорта
Этап начальной подготовки |
||||
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
||
1. Педагогический блок |
||||
1.1. Знания. Проведение лекций и бесед о правильном питании, правилах техники безопасности при занятиях избранным видом спорта и вредных привычках. По итогу – проведение тестирования. |
||||
1.2. Программа тренировок. Составление программы тренировок с учетом сензитивных периодов развития физических качеств и индивидуальных особенностей юных легкоатлетов. |
||||
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1,5 часа |
Занятия проводятся 3-4 раза в неделю по 1,5 часа |
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1,5 часа |
||
Возраст занимающихся – 8 лет |
Возраст занимающихся – 9-10 лет |
Возраст занимающихся – 11-12 лет |
||
Преимущественное развитие: - быстроты (мальчики и девочки); - общей выносливости (мальчики и девочки); - силовой выносливости (девочки); - гибкости (девочки и мальчики); -скоростно-силовых качеств (девочки). |
Преимущественное развитие: - быстроты движений и реагирования (девочки и мальчики); - силы (девочки); - общей выносливости (мальчики и девочки); - силовой выносливости (мальчики и девочки); - гибкости (мальчики и девочки); -скоростно-силовых качеств (девочки). |
Преимущественное развитие: - быстроты движений и реагирования (мальчики и девочки); - скоростно-силовых качеств (девочки); - общей выносливости (мальчики и девочки); - силовой выносливости (мальчики и девочки); - гибкости (мальчики и девочи). |
||
Оценка |
||||
А) Тестирование физической подготовленности |
||||
Нормы ГТО 1 ступень 6-8 лет |
Нормы ГТО 2 ступень 9-10 лет |
Нормы ГТО 3 ступень 11-12 лет |
||
1) челночный бег 3*10 м или бег на 30 м; 2)смешанное передвижение на 1000 м; 3)сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 4)прыжок в длину с места толчком двумя ногами; 5)поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин; 6)наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. |
1) бег на 30 м или бег на 60 м; 2)бег на 1000 м; 3)сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 4)прыжок в длину с места толчком двумя ногами; 5)поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин; 6)наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. |
1) бег на 30 м или бег на 60 м; 2)бег на 2000 м; 3)сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 4)прыжок в длину с места толчком двумя ногами; 5)поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин; 6)наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. |
||
Б) Динамика соревновательных результатов |
||||
- |
Сравнение результатов соревнований сезона 2019-2020 с результатами сезона 2018-2019 |
Сравнение результатов соревнований сезона 2019-2020 с результатами сезонов 2018-2019 и 2017-2018 |
||
2. Психологический блок |
||||
2.1. Мотивация. Формирование мотивации с помощью лекций и бесед. Формирование осознанного отношения к тренировкам (если у ребенка есть желание тренироваться, то он будет ответственнее относиться к тренировочному процессу, будет вникать и разбираться). |
||||
Оценка – тестирование уровня спортивной мотивации до и после применения программы |
||||
2.2. Самоэффективность. Формирование уверенности в успешности своей деятельности. Простроение колеса баланса, включающего следующие индикаторы: - скоростно-силовые способности; - выносливость; - гибкость; - владение техникой избранного вида спорта; - владение знаниями; - владение навыками регуляции психических состояний. |
||||
Построение колеса баланса лучшего спортсмена в избранном виде спорта |
Построение колеса баланса лучшего спортсмена в избранном виде спорта |
Построение своего колеса баланса |
||
3. Постановка целей |
||||
- |
- |
I. 3 ступени достижения высокого результата: 1) я хочу 2) я могу 3) я делаю II. Реализация права на ошибку через 3 уровня целей: 1) Максимальная цель 2)Оптимальная цель 3)Минимальная цель (если я не выполняю 1 цель, то выполняю 2 цель, если не выполняю 2, то выполняю 3. Т.о. снижается психологическое давление цели на юного спортсмена) III. Создание мотивационной лесенки. Поэтапная постановка целей краткосрочных и долгосрочных: на тренировку, на неделю, на месяц на текущий сезон, на следующий сезон |
||
4. Жизнестойкость – главное качество, обеспечивающее профилактику травматизма. Формирование жизнестойкости путем включения в тренировочный процесс заданий на помехоустойчивость |
||||
Оценка - тест на жизнестойкость по методике С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева до и после внедрения программы. |
||||
3. Блок учета и контроля здоровья и физического развития |
||||
3.1. Паспорт здоровья - это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности, содержащая данные о состоянии здоровья юного спортсмена и направленная на охрану и укрепление здоровья ребёнка, на формирование у него мотивации на здоровый образ жизни с раннего возраста. Паспорт здоровья включает следующие разделы: - анамнез - анкета для ребенка - анкета для родителей - оценка психологического благополучия - спортивные достижения Составление рекомендаций на основе анализа данных паспорта здоровья. |
||||
3.2. Тестирование в спортивной лаборатори УрФУ |
||||
- вингейт тест ногами - гемодинамика |
- вингейт тест ногами - гемодинамика - аэробный тест на велоэргометре |
- вингейт тест ногами - гемодинамика - аэробный тест на велоэргометре |
||
Оценка |
||||
Оценка текущих параметров |
Сравнение с результатами обследования 2018-2019 года |
Сравнение с результатами обследования 2018-2019 года |
Выводы. Разработанамодель работы тренера с юными спортсменами групп начальной подготовки на основе принципов безопасного спорта, включающая в себя 3 блока: педагогический, психологический и блок учета и контроля здоровья и физического развития. В ближайшее время планируется апробация модели работы тренера на базе спортивного клуба «Стимул» г. Михайловск с юными спортсменами легкоатлетами 8-12 лет.
ЛИТЕРАТУРА.
Бабикова А.С. Спорт как фактор формирующий здоровье и здоровый образ жизни / А.С. Бабикова, Г.М. Насыбуллина, С.З. Олькова // Уральский медицинский журнал. 2012. С. 85-88.
Бочавер К.А. Обзор книги «Поток: психология оптимального переживания» М.Чиксентмихайи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49979.shtml
Золичева С.Ю. Современный взгляд на некоторые проблемы детско-юношеского спорта / С.Ю. Золичева, А.В. Тарасов, О.И. Беличенко, А.В. Смоленский // ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ – 2018 – Т. 25, № 3 С. 76–82.
Черноморец Н.Е. Влияние ранней спортивной специализации на личность в силовых видах спорта / Н.Е. Черноморец // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – Липецк: ООО «Максимал информационные технологии», 2016. С. 199-200.
Чурганов О.А. Медицинское обеспечение детско-юношеского спорта / О.А. Чурганов // IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «БЕЗОПАСНЫЙ СПОРТ-2017»: материалы конференции. — СПб.: Изд-во СЗГМУ И.И. Мечникова, 2017. С. 149-152.
Barnett, E., Ridker, P., Okechukwu, C., Barrett, J., & Gortmaker, S. (2018). Children’s physical activity levels in a sports-oriented summer day camp. Journal of Human Sport and Exercise, 13(2), 430-442. doi:https://doi.org/10.14198/jhse.2018.132.13
Brady A., Grenville-Cleave B. Positive psychology in sport and physical activity/ A. Brady, B. Grenville-Cleave. London: Routledge. 2018.- 453 p.
Jolley, D., McCready C., Brady A. and others Reflecting on positive psychology in professional football academies : Positive psychology in sport and physical activity. London. : Routledge, 2018, pp. 157 – 169.
Quarrie K.L., Brooks J., Burger N., Hume A., Jackson S. Facts and values: on the acceptability of risks in children’s sport using the example of rugby. Quarrie K.L., et al. Br J Sports Med 2017; №51:1134–1139. doi:10.1136/bjsports-2017-098013
Voloshina, L., Kondakov, V., Kopeikina, E., Tretyakov, A., & Galimskaya, O. (2017). Investigation ofRelationships in the Children's Team in the Process of Sports Gaming. Journal of History Culture and Art. Research, 6(4), 277-285. doi:http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v6i4.1172