РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БЕЗОПАСНОГО СПОРТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ЮНЫМИ ЛЕГКОАТЛЕТАМИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БЕЗОПАСНОГО СПОРТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ЮНЫМИ ЛЕГКОАТЛЕТАМИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Хаерзаманова Ю.В. 1
1ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическая активность и спорт оказывают значительное и положительное влияние на физическое здоровье, когнитивное функционирование и качество жизни. Заниматься спортом - это здоровая практика, которую следует поощрять и поддерживать на протяжении всей жизни. Более того, спортивная деятельность в детском возрасте предшествует вовлечению взрослых в физическую активность. В литературе показано, что физическая активность в детском возрасте является важным фактором, способствующим формированию активного образа жизни во взрослой жизни [1,6,10].

Однако, не смотря на то, что спорт можно считать здоровой практикой, существует множество аспектов спортивной деятельности и / или последствий того, что он далек от здорового. Каждый год европейские спортсмены получают 8 миллионов спортивных травм, 6 из которых требуют стационарного лечения. Широкое распространение травматизма среди спортсменов возникает независимо от модальности, категории, пола или возраста. Особенно отмечается увеличение числа серьезных спортивных травм у юных спортсменов [9].

В настоящее время широкое распространение получила проблема ранней спортивной специализации, которая также, в свою очередь, негативно сказывается на здоровье юных спортсменов и ставит вопрос о более пристальном врачебно-педагогическом и психологическом контроле [3,4].

В связи с вышесказанным Чурганов О.А. выделил пять шагов в формирования медицинского обеспечения системы спортивной подготовки детско-юношеского спорта [5].

Идея «безопасного спорта» заключается в определении выявлении безопасных и здоровых процедур, основанных на эмпирических методах, связанных со спортивной практикой, для предотвращения травм, эмоционального выгорания, расстройств питания и др. для продвижения идей позитивного опыта в спорте и внедрения этих знаний в практику спорта [2,7].

Джолли Д., Маккриди К., Гренвилл-Клив Б., Брэди Э. на основе принципов позитивной психологии разработали и провели семинар «Мое будущее сегодня» (МБС) для футболистов профессиональных лиг направленый не только на их личностное развититие как профессиональных игроков, но и на помощь в раскрытии других особенностей личности, которые помогут спортсменам в самореализации после завершения карьеры профессионального футболиста [8].

Следует отметить, что на данный момент программ и практических рекомендаций для тренеров по развитию идей «безопасного спорта» в ДЮСШ не разработано, но в то же время создана хорошая теоретическая база для их формирования.

Актуальность темы исследования вызвана необходимостью развития идей позитивной психологии в спорте, особенно в детско-юношеском спорте и связана , во-первых, с негативными тенденциями в спорте в связи с ранней профессионализацией (эмоциональное выгорание, травмы, социальная дезадаптация и др., во-вторых, с продвижением идей «безопасного спорта», обосновывающих комплекс условий, которые необходимо соблюдать при организации и проведении занятий с юными спортсменами.

Цель: разработка и внедрение модели работы тренера на основе принципов безопасного спорта с юными легкоатлетами начального этапа обучения.

Объект: учебно-тренировочный процесс.

Предмет: модель работы тренера на основе принципов безопасного спорта.

Разработана модель работы тренера с группами начальной подготовки базирующаяся на принципах безопасного спорта (таб. 1). Она включает в себя 3 блока: педагогический, психологический и блок учета и контроля здоровья и физического развития.

Таблица 1.

Модель работы тренера с юными спортсменами групп начальной подготовки на основе принципов безопасного спорта

Этап начальной подготовки

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1. Педагогический блок

1.1. Знания.

Проведение лекций и бесед о правильном питании, правилах техники безопасности при занятиях избранным видом спорта и вредных привычках. По итогу – проведение тестирования.

1.2. Программа тренировок.

Составление программы тренировок с учетом сензитивных периодов развития физических качеств и индивидуальных особенностей юных легкоатлетов.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1,5 часа

Занятия проводятся 3-4 раза в неделю по 1,5 часа

Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1,5 часа

Возраст занимающихся – 8 лет

Возраст занимающихся – 9-10 лет

Возраст занимающихся – 11-12 лет

Преимущественное развитие:

- быстроты (мальчики и девочки);

- общей выносливости (мальчики и девочки);

- силовой выносливости (девочки);

- гибкости (девочки и мальчики);

-скоростно-силовых качеств (девочки).

Преимущественное развитие:

- быстроты движений и реагирования (девочки и мальчики);

- силы (девочки);

- общей выносливости (мальчики и девочки);

- силовой выносливости (мальчики и девочки);

- гибкости (мальчики и девочки);

-скоростно-силовых качеств (девочки).

Преимущественное развитие:

- быстроты движений и реагирования (мальчики и девочки);

- скоростно-силовых качеств (девочки);

- общей выносливости (мальчики и девочки);

- силовой выносливости (мальчики и девочки);

- гибкости (мальчики и девочи).

Оценка

А) Тестирование физической подготовленности

Нормы ГТО 1 ступень 6-8 лет

Нормы ГТО 2 ступень 9-10 лет

Нормы ГТО 3 ступень 11-12 лет

1) челночный бег 3*10 м или бег на 30 м;

2)смешанное передвижение на 1000 м;

3)сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

4)прыжок в длину с места толчком двумя ногами;

5)поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин;

6)наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.

1) бег на 30 м или бег на 60 м;

2)бег на 1000 м;

3)сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

4)прыжок в длину с места толчком двумя ногами;

5)поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин;

6)наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.

1) бег на 30 м или бег на 60 м;

2)бег на 2000 м;

3)сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

4)прыжок в длину с места толчком двумя ногами;

5)поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин;

6)наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.

Б) Динамика соревновательных результатов

-

Сравнение результатов соревнований сезона 2019-2020 с результатами сезона 2018-2019

Сравнение результатов соревнований сезона 2019-2020 с результатами сезонов 2018-2019 и 2017-2018

2. Психологический блок

2.1. Мотивация.

Формирование мотивации с помощью лекций и бесед. Формирование осознанного отношения к тренировкам (если у ребенка есть желание тренироваться, то он будет ответственнее относиться к тренировочному процессу, будет вникать и разбираться).

Оценка – тестирование уровня спортивной мотивации до и после применения программы

2.2. Самоэффективность.

Формирование уверенности в успешности своей деятельности.

Простроение колеса баланса, включающего следующие индикаторы:

- скоростно-силовые способности;

- выносливость;

- гибкость;

- владение техникой избранного вида спорта;

- владение знаниями;

- владение навыками регуляции психических состояний.

Построение колеса баланса лучшего спортсмена в избранном виде спорта

Построение колеса баланса лучшего спортсмена в избранном виде спорта

Построение своего колеса баланса

3. Постановка целей

-

-

I. 3 ступени достижения высокого результата:

1) я хочу

2) я могу

3) я делаю

II. Реализация права на ошибку через 3 уровня целей:

1) Максимальная цель

2)Оптимальная цель

3)Минимальная цель

(если я не выполняю 1 цель, то выполняю 2 цель, если не выполняю 2, то выполняю 3. Т.о. снижается психологическое давление цели на юного спортсмена)

III. Создание мотивационной лесенки.

Поэтапная постановка целей краткосрочных и долгосрочных: на тренировку, на неделю, на месяц на текущий сезон, на следующий сезон

4. Жизнестойкость

– главное качество, обеспечивающее профилактику травматизма.

Формирование жизнестойкости путем включения в тренировочный процесс заданий на помехоустойчивость

Оценка - тест на жизнестойкость по методике С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева до и после внедрения программы.

3. Блок учета и контроля здоровья и физического развития

3.1. Паспорт здоровья

- это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности, содержащая данные о состоянии здоровья юного спортсмена и направленная на охрану и укрепление здоровья ребёнка, на формирование у него мотивации на здоровый образ жизни с раннего возраста.

Паспорт здоровья включает следующие разделы:

- анамнез

- анкета для ребенка

- анкета для родителей

- оценка психологического благополучия

- спортивные достижения

Составление рекомендаций на основе анализа данных паспорта здоровья.

3.2. Тестирование в спортивной лаборатори УрФУ

- вингейт тест ногами

- гемодинамика

- вингейт тест ногами

- гемодинамика

- аэробный тест на велоэргометре

- вингейт тест ногами

- гемодинамика

- аэробный тест на велоэргометре

Оценка

Оценка текущих параметров

Сравнение с результатами обследования 2018-2019 года

Сравнение с результатами обследования 2018-2019 года

Выводы. Разработанамодель работы тренера с юными спортсменами групп начальной подготовки на основе принципов безопасного спорта, включающая в себя 3 блока: педагогический, психологический и блок учета и контроля здоровья и физического развития. В ближайшее время планируется апробация модели работы тренера на базе спортивного клуба «Стимул» г. Михайловск с юными спортсменами легкоатлетами 8-12 лет.

ЛИТЕРАТУРА.

Бабикова А.С. Спорт как фактор формирующий здоровье и здоровый образ жизни / А.С. Бабикова, Г.М. Насыбуллина, С.З. Олькова // Уральский медицинский журнал. 2012. С. 85-88.

Бочавер К.А. Обзор книги «Поток: психология оптимального переживания» М.Чиксентмихайи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49979.shtml

Золичева С.Ю. Современный взгляд на некоторые проблемы детско-юношеского спорта / С.Ю. Золичева, А.В. Тарасов, О.И. Беличенко, А.В. Смоленский // ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ – 2018 – Т. 25, № 3 С. 76–82.

Черноморец Н.Е. Влияние ранней спортивной специализации на личность в силовых видах спорта / Н.Е. Черноморец // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – Липецк: ООО «Максимал информационные технологии», 2016. С. 199-200.

Чурганов О.А. Медицинское обеспечение детско-юношеского спорта / О.А. Чурганов // IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «БЕЗОПАСНЫЙ СПОРТ-2017»: материалы конференции. — СПб.: Изд-во СЗГМУ И.И. Мечникова, 2017. С. 149-152.

Barnett, E., Ridker, P., Okechukwu, C., Barrett, J., & Gortmaker, S. (2018). Children’s physical activity levels in a sports-oriented summer day camp. Journal of Human Sport and Exercise, 13(2), 430-442. doi:https://doi.org/10.14198/jhse.2018.132.13

Brady A., Grenville-Cleave B. Positive psychology in sport and physical activity/ A. Brady, B. Grenville-Cleave. London: Routledge. 2018.- 453 p.

Jolley, D., McCready C., Brady A. and others Reflecting on positive psychology in professional football academies : Positive psychology in sport and physical activity. London. : Routledge, 2018, pp. 157 – 169.

Quarrie K.L., Brooks J., Burger N., Hume A., Jackson S. Facts and values: on the acceptability of risks in children’s sport using the example of rugby. Quarrie K.L., et al. Br J Sports Med 2017; №51:1134–1139. doi:10.1136/bjsports-2017-098013

Voloshina, L., Kondakov, V., Kopeikina, E., Tretyakov, A., & Galimskaya, O. (2017). Investigation ofRelationships in the Children's Team in the Process of Sports Gaming. Journal of History Culture and Art. Research, 6(4), 277-285. doi:http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v6i4.1172

Просмотров работы: 2