Специфика социализации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Специфика социализации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Грошева Е.И. 1
1УлГПУ им.И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема социализации относится к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социального опыта, ценностей и институтов.

В 85% семей, где родители употребляют спиртные напитки, оказывают отрицательное влияние на детей, оставляют их без присмотра и пищи на длительное время, что создает опасность для психического и физического здоровья несовершеннолетних. В 38% асоциальных семей родители трудоустроены, но неблагоприятный эмоциональный климат, конфликты с детьми, применение к ним физических наказаний являлось причинами уходов подростков из дома. Таким образом, анализ неблагополучной семьи позволяет констатировать, что положение ребенка в такой семье не является безопасным. 

В результате ребенок, воспитывающийся в неблагополучной семье, приобретает негативный социальныйопыт.

Статистика показала, что 62% подростков (13-16 лет) курят, употребляют слабоалкогольные напитки;18% детей (9-11 лет) употребляли табак эпизодически, однократно или дважды употребляли алкоголь. Таким образом, неблагополучная семейная среда аккумулирует множественные риски социализации ребенка, которые имеют явный характер, проявляются комплексно и в системе.

В рамках Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации функционируют Социально-реабилитационные Центры для несовершеннолетних.

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидам определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.[ 4]

Его содержание значительно варьируется в различных концепциях личности. Понятие социализации впервые было описано в конце 40-х – начале 50-х гг. в работах американских психологов и социологов (Парк А., Доллард Д. и др.). Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в американской социологии. В традициях этой школы понятие «социализация» раскрывается через термин «адаптация», который означает приспособление живого организма к условиям среды.

По Пиаже, «социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей» [7].

И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» [4].

Г.М. Андреева дает более полное определение: «Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1].

Социализация подростка в реабилитационном учреждении, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребёнка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.

Роль и значение центра очень велико, так как дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, были бы лишены помощи и поддержки. Центр  решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает предотвратить их появление, ёщё на начальном уровне. Так же центр решает проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее  на ребенка, и его семью. Реабилитационные мероприятия помогают сформировать нравственные ориентиры, воспитать любовь к родине, развить творческие способности,  восстановить здоровье, помочь ребенку  адаптироваться в обществе.

Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, что зависит от характера и особенностей той среды, в которой он формировался и в которой существует в данное время. Причем адаптационные процессы идут постоянно. В полном соответствии с теми переменами, которые предлагает человеку его окружение.

Помещение  ребенка в центр,  с одной стороны – трагическое событие в его жизни, с другой -  возможность возродиться в социальном и психологическом плане, восстановить здоровье,  познать чувство привязанности к другим людям, и получить право на достойную человека жизнь. 

Для ребенка, который воспитывается в реабилитационном центре, наиболее значимыми объектами социализации являются  коллектив, сверстники, воспитатели и т.п. Формирование представлений ребенка о той или иной социальной роли не может быть чем-то второстепенным. Но вот у детей эти представления, в силу известных причин и обстоятельств, часто бывают искаженными. Как правило, отсутствие у подростка нормальных контактов и взаимоотношений с близким окружением закономерно приводит и к деформации его представлений о роли личности в обществе (роли его собственной личности - в том числе).

У ребенка, воспитывающегося в социально – реабилитационном центре, практически нет «личного пространства», дающего ему возможность уединиться, побыть одному.

Жизнь в центре в силу известных обстоятельств вынуждает детей постоянно находиться «на публике». Жестко регламентирован и режим проживания - когда воспитанникам следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д.

Организация жизни в учреждении задает воспитаннику необходимость исполнять четко очерченные социальные роли (ученика, воспитанника). Длительное время, находясь в рамках этих ролей, ребенок теряет способность к проявлению собственной индивидуальности и к свободному самовыражению, что и не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе.

Важнейшим звеном системы является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной работой, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка.

Реабилитационные мероприятия побуждают подростков к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения личности ребенка к труду, досуговой деятельности.

Для успешной социализации создаются условия, во-первых зональность, где имеются необходимые предметы и оборудования для различных видов деятельности с помощью которых подростки могут расширять свой кругозор и обогащать свой жизненный опыт.

Во – вторых применение серий последовательных занятий по развитию социальной уверенности детей. Для проведения этих занятий решающим фактором является эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес.

Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Так как интеграция – это  усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, их освоение.

Необходимо больше внимания уделять подросткам в их свободное время, занимать их полезной досуговой деятельностью, что будет служить средством их социализации и развитием дальнейших перспектив в жизни.

 Через культурно - досуговую деятельность происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, на учение нормам поведения в обществе.

Педагогически организованная культурно - досуговая деятельность подростков будет оказывать социализирующее воздействие только при условии ее привлекательности для подростков. Иначе говоря, у подростков должен возникнуть мотив участвовать в такой деятельности.

Индивидуальное социально-психологичекое сопровождение включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития. Для успешного социально - психологического сопровождения девиантных подростков необходима скоординированная, целенаправленная, управляемая деятельность всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, психологический климат, интеграция в социум, культурно – досуговая деятельность, социально – психологическое сопровождение – это путь успешной социализации в условиях социально – реабилитационного центра.

Список использованных источников

Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева //– М.: Аспект – пресс, 2009. – 411с.

Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Академия, 2008. – 486 с.

Кон, И.С. Психология подростка / И.С. Кон. – М.: «Академия», 2007. – 184с.

Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 739-742.

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 № 120–ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177 ; Рос. газ. – 1999. – 30 июня (№121) ; КонсультантПлюс : справ. правовая система.

Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Академия, 2009. – 370 с.

Социологический словарь / сост. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, О.Е.Чернощек. – Москва: НОРМА, 2008. – 608с.

Холостова, Е.И. Теория и методология исследования социальной работы / Е.И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №2. - С.4-7.

Просмотров работы: 264