Особенности концептуального содержания английского песенного дискурса - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Особенности концептуального содержания английского песенного дискурса

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Текст погружен в культурное пространство эпохи и является неотъемлемой частью культуры, пишет М.А. Фокина в своей работе «Филологический анализ текста: учебное пособие». Она отмечает, что «в результате смысловых ассоциаций с текстами-предшественниками в литературном произведении формируется сложное межтекстовое коммуникативное пространство». Совокупность интертекстуальных элементов (точечных цитат, крылатых выражений, аллюзий, реминисценций) образует единый интертекст, который обеспечивает динамику общей текстовой семантики… Благодаря интертексту данный текст вводится в более широкий культурно-литературный контекст [2, c. 111].

Анализ песенного материала выявил, что англоязычный песенный дискурс реализует универсальные (=присущие всем видам дискурса) и универсально-специфические (=присущие всем жанрам песенного дискурса) функции. К универсальным функциям относятся: развлекательная, поэтическая, коммуникативная, прагматическая и фатическая, ко второй группе (универсально-специфические функции) – делимитативная, интегративная, социализирующая, информативная, когнитивная, кумулятивная, дидактическая и аксиологическая функции.

Интенции автора, которые зафиксированы в продуктах песенного дискурса, направлены на то, чтобы сформировать социальную позицию и ценностную ориентацию слушателя, улучшить мотивацию в жизни, спорте, получении образования, при изучении иностранных языков и знакомстве иноязычной культурой, при вождении автомобиля и в других жизненных ситуациях.

Анализируя содержательно-смысловое наполнение текстов песен группы “Queen”, мы выделили ряд общечеловеческих ценностей, о которых идет речь в песнях.

- Первая группа представлена следующими концептами: вызов, эпатаж

I wanna be a star

In a Broadway musical

Are ya gonna love me

Though I can't sing or dance at all

Everybody say, I'm lackadaisical

And if I was real good I'd stand no chance at all.

(Queen, C-lebrity)

- Вторая группа представлена следующими концептами:

1. Дружба, воспитание стремления к неконфликтным отношениям, мир на земле/отсутствие войн и конфликтов:

Friends will be friends,

When you're in need of love they give you care and attention,

Friends will be friends,

When you're through with life and all hope is lost,

Hold out your hand cos friends will be friends right till the end.

(Queen, Friends Will Be Friends)

2. Внимание и доброе отношение к детям, потому что дети – это главная ценность общества, являются зачастую смыслом жизни и продолжения рода:

Sing if you will

But the air you breathe

I live to give you

Father to son father to son

Father to son father to son

Joyful the sound

Word goes around

Father to son to son

Kings will be crowned

Word goes around

Father to son to son.

(Queen, FathertoSon)

3. Любовь к природе, животным, планете в целом и воспитание бережного отношения к окружающей среде, красота природы:

Delilah – I love you, Delilah

Oh ooh you make me so very happy.

(Queen, Delilah)

4. Любовь к женщине:

Crazy little thing called love

This thing (this thing)

Called love (called love).

(Queen, Crazy Little Thing Called Love)

5. Доброта, позитивный настрой по отношению к окружающим:

So all you people give freely

Make welcome inside your homes

Thank God you people give freely

Don't turn your back on the lesson of the Lord.

(Queen, AllGodsPeople)

6. Позитивное отношение к жизни:

Don't put your neck on the line

Don't drown on me babe

Blow your brains out

Don't do that

Don't do that

You got a good thing going baby.

(Queen, DontTrySuicide)

7. Материнство, внимание и доброе отношение к женщине-матери:

All I want is to know that you're there

You're gonna give me all your sweet

Mother Love.

(Queen, Mother Love)

8. Вера в светлое будущее, в шанс и возможность быть рядом с теми, кто нам дорог и находиться далеко, надежда на то, что всё будет хорошо, несмотря на трудности и проблемы:

Yeah, this could be heaven for everyone

This world could be fed, this world could be fun

This should be love for everyone, yeah

This world should be free, this world could be one

We should bring love to our daughters and sons

Love, love, love, this could be heaven for everyone.

(Queen, Heaven For Everyone)

9. Вера в бога

Thank God you people give freely

Don't turn your back on the lesson of the Lord.

(Queen, All God’s People)

It's in the lap of the gods.

(Queen, In the Lap of the Gods)

Thank God it’s Christmas.

(Queen, Thank God It’s Christmas)

10. Свобода:

I want to break free.

(Queen, I Want To Break Free)

- Третья группа представлена концептом деньги:

You've taken all my money - you still want more.

(Queen, Death on Two Legs)

Ooh, it'll take you all your time and money honey.

(Queen, KeepYourselfAlive)

Разделяя точку зрения Астафуровой Т.Н. и Шевченко О.В., интертекстуальность песенного дискурса проявляется в наличии общих параметров лирических текстов: двухчастной структуры (куплет-припев); единой тематики (любовь, дружба, свобода, достоинство); устойчивого набора метафор [1, c.98-99].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что тексты песен рок-групп выполняют важную роль в развитии эстетических и нравственных потребностей человека. Можно говорить о взаимонаправленных векторах влияния: с одной стороны, например, тексты песен группы “Queen” созданы под влиянием происходящих в 1970-х годах социальных процессов, а с другой они влияли на молодежь и формировали ее взгляды на жизнь.

Список литературы

1. Астафурова, Т. Н. Англоязычный песенный дискурс / Т.Н. Астафурова, О.В. Шевченко. – Энциклопедия «Дискурсология». – 2006. – № 2. – Т. 13. – С. 98-101.

2. Фокина М.А. Филологический анализ текста: учебное пособие / М.А. Фокина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – 140 с.

Просмотров работы: 9