ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Ишина Т.С. 1, Кунанбай А.К. 1, Даркулова К.Н. 1
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в системе дошкольного образования остается проблема обеспечения каждому ребенку равного доступа к образовательным услугам. Это обусловлено недостаточным количеством дошкольных учреждений, усилением роли образования на дому. Сегодня дошкольнику именно в предшкольный период важно формирование эмоциональной готовности к восприятию окружающей действительности, мотивации к успешному обучению. Предшкольная подготовка ребёнка является одним из важнейших компонентов формирования его готовности к обучению в школе.

Дошкольники могут быть подготовлены к обучению и воспитанию в общеобразовательной школе, если в дошкольном образовательном учреждении будет реализовываться специальная модель диагностико-коррекционной помощи, успешность которой зависит от следующих условий:

- проводится своевременная диагностика в старшем дошкольном возрасте в целях раннего выявления предпосылок школьной дезадаптации;

- осуществляется поэтапность решения диагностических задач, обеспечивающих выявление характера и степени выраженности имеющихся нарушений и отслеживания динамики развития ребенка в процессе целенаправленной коррекционно-развивающей помощи;

- обеспечивается максимальная дифференциация и индивидуализация общеразвивающей и диагностико-коррекционной помощи в виде индивидуальных маршрутов для дошкольников.

Вопросы готовности детей к обучению в школе рассматриваются специалистами различных областей: педагогики, психологии, медицины. Особое место занимает психологическая готовность к школьному обучению у старших дошкольников. Психологическая готовность выступает как необходимый уровень психического развития ребенка, направленный на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Особенностями психологической готовности у дошкольников является ряд новообразований развития, которые создают ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Следует подчеркнуть роль родителей, значимость понимания родителями будущего первоклассника содержательной стороны готовности, осознания того, что в первую очередь необходимо ребёнку для минимизации дезадаптивных процессов в момент поступления и дальнейшего обучения его в школе. При этом важно, чтобы родители были просвещены в вопросах физического, психического, познавательного, эмоционального развития ребёнка, сформированности волевой сферы, смены ведущего вида деятельности, готовности к учебной деятельности. В настоящее время много детей по разным причинам не посещают детские сады и не получают дошкольного образования. Эти дети получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители. Часто такая подготовка сводится к форсированному обучению их чтению и письму. Вследствие этого в первый класс часто приходят дети, умеющие читать и писать, но с не сформированными социально-коммуникативными навыками, не умеющие наблюдать, сравнивать, с неразвитой мелкой моторикой и речью, дети, не умеющие общаться, с низкой социализацией. Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с низкой социализацией, не посещающих детский сад, способствует формированию ключевых компетенций, которые позволят им успешно адаптироваться и развиваться в окружающей среде, и снижает риск школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Не вызывает сомнений, что образование дошкольников зависит от компетентности педагогов, осуществляющих целенаправленное воздействие на познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное и физическое развитие будущих первоклассников, что обеспечит им успешное вхождение в школьную учебно-познавательную деятельность с равными стартовыми возможностями. Применение современных образовательных технологий, грамотно подобранный материал позволяют отследить уровень развития детей и спланировать дальнейшую работу, что помогает в большей мере добиться поставленных образовательных и воспитательных целей и способствует достижению новых образовательных результатов в рамках компетентностного подхода к обучению и воспитанию. Компетентность – уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Актуальность темы обусловлена необходимостью формировать ключевые компетенции дошкольников как основы определения их готовности к школе. Целесообразно формирование ключевых компетенций уже в старшем дошкольном возрасте. В сфере дошкольного образования главным является формирование ключевых образовательных компетенций, а именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Набор ключевых компетенций, необходимых в дошкольном возрасте, включает социальную, коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую, когнитивную, эмоциональную. [1, с.54]

Рассмотрим каждую из указанных компетенций.

Первая из них – социальная – включает в себя способы взаимодействия дошкольника с людьми, которые его окружают, развивает навыки общения и взаимодействия в группе.

Следующая ключевая компетенция – коммуникативная – — связные формы речи, рост выразительности речи, умение излагать свои мысли логично, навыки нахождения в группе сверстников, способы речевого взаимодействия с окружающими людьми..

Информационная компетенция обеспечивает формирование способов получения дошкольником информации из разных источников

Компетенция здоровьесбережения ставит своей главной целью научить дошкольника нести ответственность за свое здоровье.

Еще одной важнейшей компетенцией является когнитивная. В данную область входят навыки самостоятельной работы с различного рода информацией, умение самостоятельно поставить цель и задачи деятельности, организовать работу по планированию, анализу, самооценке познавательной деятельности. Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников.

Следующая компетенция носит название эмоциональной, цель ее – сформировать отношения взаимодействия себя с окружающими людьми и управление этим взаимодействием.

Социальная компетенция более широкое понятие, но она не может быть развита без коммуникативной компетенции, в то же время коммуникативная компетенция не может развиваться вне социальной. Как социальная, так и коммуникативная компетенции не могут формироваться вне социума, без взаимодействия человека с человеком .

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как «смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации, организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных контактов и др. ». [2, с. 117]

Коммуникативная функция развивается через язык и речь. Речевое развитие продолжается на протяжении всей жизни – совершенствуется речь, становится более богатой, расширяется словарный состав. Но наиболее интенсивно процесс овладения речью происходит в первые годы жизни человека. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра, развиваются другие творческие виды деятельности (изобразительная, конструирование, начальные формы учебной и трудовой деятельности), расширяется и обогащается круг общения со взрослыми и сверстниками. Все эти факторы обусловливают рост словаря. Развитие грамматического строя родного языка в этом возрасте заключается в усвоении морфологической системы родного языка – склонений и спряжений, в овладении сложными предложениями.

Общение ребенка с взрослым и сверстником осуществляется, главным образом, в диалогической форме. Наряду с совершенствованием диалогических форм речи у старшего

дошкольника, в связи с возникновением новых задач общения – передачи замыслов, впечатлений, – развивается более сложная форма речи – развернутое монологическое высказывание. Необходимыми условиями появления этой формы являются развитие у ребенка грамматических форм родного языка и связности его речи. В диалоге преимущественно используется ситуативная речь, содержание которой понятно лишь при

учете ситуации; в монологе – контекстная речь, содержание которой понятно из самого контекста. Язык реализуется через речь. Речевое развитие происходит на протяжении всей жизни человека, особенно интенсивно в первые годы жизни. На момент поступления ребенка в школу он должен обладать целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. [3]

В настоящее время формирование коммуникативной компетенции детей предшкольной подготовки сопровождается рядом трудностей. Дело в том, что дети 5–6 лет относятся к категории детей дошкольного возраста, а в этом возрасте основным видом деятельности выступает игра. Ребенок класса предшкольной подготовки лишен возможности играть, он уже практически ученик, вся его деятельность связана с учебой, а большее количество времени он проводит за партой. Его новая, зарождающая деятельность ограничена временным пребыванием в школе и только учебными занятиями. Сейчас в класс предшкольной подготовки приходят дети из разных дошкольных организаций, большинство – дети домашние. В связи с этим возникают огромные проблемы во взаимодействии детей. Пришедшие в класс предшкольной подготовки дети не умеют общаться, договариваться, налаживать взаимоотношения, слушать и слышать других детей и воспитателя. [ 4, с.34]

Исследователи в области подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Эльконин и др. подчёркивают, что степень готовности ребёнка к школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребёнка, которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Дошкольное образование, являясь объектом педагогики, будет способствовать становлению социальной и активной личности, обладающей ключевыми компетенциями.

В мировой педагогической практике доминирует компетентностный подход, на основе которого осуществляется разработка образовательных программ, стандартов и оценочных процедур, при этом образовательная среда является главной базой для формирования необходимых компетенций.

Литература

Кузнецова М.Д., Яшина А.А., Колганова Н.А. Социально-педагогическая готовность педагогического персонала к внедрению ФГОС ДО // Челябинский гуманитарий.- № 5. - 2017. - С.54-55.

Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2010. – 152 с.

Машинистова Н.В. Языковое развитие детей старшего дошкольного возраста //Сибирский педагогический журнал.- № 9.- 2012.- С.278-281

Беленко О.Г., Турганбаева Б.Ш., Волкова Т.Г.Формирование базовых элементов социальной компетентности детей предшкольной подготовки //Вестник психологии и педагогики АлтГУ- №4.-2018. - С.25-39.

Просмотров работы: 108