Первостепенной задачей дошкольного воспитания является подготовка ребенка к школе. Однако в детских садах даже общеразвивающего типа увеличивается количество детей с речевой патологией, а педагогическая безграмотность родителей не позволяет вовремя, до 3-х лет, обнаружить первые признаки речевого недоразвития детей.
Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Речь – средство познания окружающей действительности, однако у детей с речевыми проблемами, как правило, наблюдаются психические недоразвитие (страдают память, внимание, восприятие и т.д.), психопатологические и неврологические нарушения, у них часто наблюдается речевой негативизм. Развитие речи детей дошкольного возраста – цель логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность педагога-логопеда в современных условиях не только коррекционно-развивающая, но и диагностическая, организационная, консультативная, просветительская, методическая. В таких случаях необходима комплексная логопедическая работа.
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, использование как традиционных, так и нетрадиционных, как классических, так и инновационных технологий является актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. К тому же проводить занятия с применением инноваций могут и сами педагоги-воспитатели, и родители.
Актуальность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, средствами инновационных технологий несомненна, они способствуют оздоровлению организма ребенка в целом. При этом идет постоянная работа над постановкой и развитием речи, включаются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления), которые отвечают новым требованиям.
К таким инновационным и нетрадиционным технологиям относят: арттерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, акватерапию.
Среди перечисленных наиболее популярными являются арттерапии, которые отличаются творческим характером занятий. Различные виды искусства все больше исследуются в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных и коррекционных средств.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с нарушениями указывали Л. С. Выготский, Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, отмечая особую роль арт-технологий в развитии психических функций.[1]
Выделяют следующие направления арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративная арт-технология (сказочная арт-технология). Коррекционные возможности использования арт-технологий обусловлены предоставлением ребенку с нарушениями развития возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. [2]
Известны различные виды арттерапии:
Имаготерапия (куклодрама, образно-ролевая драмтерапия, психодрама);
Изотерапия (нетрадиционные техники рисования, работа с глиной);
Библиотерапия (разновидность сказкотерапии);
Песочная терапия
Не менее распространенной является музыкотерапия(прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение и т.п.). Музыкальные занятия способствуют снятию психического напряжения, эмоциональной зажатости, раскрытию творческих способностей, развитию ритма.
К инновационным технологиям в последнее время относят и так называемые информационные технологии, включающие использование БОС-терапии, тренажера «Дельфа-142», интерактивных досок, детских интерактивных планшетов. Применение таких технологий значительно сокращает время на формирование языковых умений и навыков у детей.
Особенность методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в оказании общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка, в том числе психического и психологического здоровья, профилактики нарушений функционирования голоса и речи. Здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Основные здоровьесберегающие инновационные технологии в логопедической деятельности в дошкольном образовательном учреждении —это пальминг, упражнения для развития речевого дыхания, общей моторики, Су Джок терапия, аурикулотерапия, кинезиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, смехотерапия, дидактический синквейн, биоэнергопластика.
В последнее время в коррекционной работе особое место занимает работа с интерактивной доской. «Интерактивная доска – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. …Дети лучше и быстрее запоминают графический символ буквы, с огромным интересом выполняют задания звукобуквенного анализа и синтеза, учатся ориентироваться как в книге, так и в электронном пособии». [3, с.707]
Логопедический тренажер «Дельфа-142» способствует формированию короткого и длинного выдоха, развитию диафрагмального дыхания, развитию навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формированию навыков чтения, пониманию значений предлогов и использованию их в речи, развитию навыков составления предложений и рассказов.
Помимо рассмотренных компьютерных технологий одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), мультимедийные интерактивные проекты (аудиальные, аудиовизуальные, компьютерные игры и программы. Применяются они методами демонстрации наглядного материала, показа фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд-презентаций, видеофильмов в виде игр и игровых упражнений на электронных носителях, использования ПО SmartBoard, Smarttable, Microsoft Office (PowerPoint), ЭОР. При помощи компьютерных игр и программ можно развивать речевое дыхание, работать над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков, работать над произношением, разучивать скороговорки, стишки, песенки , развивать фонематический слух и обучаться грамоте. Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в материал. «Использование в коррекционной работе, образовательном процессе, ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным». [4, с.190]
Целью инновационных технологий является качественное изменение личности воспитанников.. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных методов и средств. [5, с.165]
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:
1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Проектная деятельность – одна из наиболее востребованных форм взаимодействия взрослого и ребёнка. В группе с воспитанниками и родителями мы используем творческие, исследовательские, экспериментальные проекты. В результате применения этого вида технологий мои воспитанники могут проявлять самостоятельность, фантазию, креативность, развивать образное мышление, восприятие и речь.
3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников.
5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
7. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
Литература
Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
Кацер, О. В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей /О. В. Кацер // Музыкальная палитра. — 2003. — № 3. — С.29–31
Трифонова И.А. использование информационных технологий в работе учителялогопеда ДОУ как средство успешной реализации ФГОС ДО Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций Номер: 4 Год: 2016 Страницы: 705-711.
Бражникова А. В. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 188-191. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/9422/ (дата обращения: 20.01.2020).
Дорофеева Т.В., Хлистун И.В., Войнова Н.Н., Кондрашева Н.А., Самокрутова И.И. Использование инновационных технологий в детском саду Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XIII международной научно-практической конференции (13 ноября 2015 года)./ Отв. редактор Уварина Н.В. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2015. – 626 с. С.163-166.