ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ АБИТУРИЕНТАМИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ АБИТУРИЕНТАМИ

Романова А.В. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессиональная мотивация – сложнейшая и чрезвычайно актуальная проблема для теории и практики высшего профессионального образования. Традиционно в отечественной науке развитие профессиональной мотивации исследовалось в контексте учебной мотивации либо профессиональной самореализации, профессионального самоопределения, при этом объектами изучения выступали мотивационная сфера личности и ее динамика, учебные и профессиональные мотивы, ценностные ориентации, профессиональная направленность, готовность студентов к профессиональной деятельности. На наш взгляд, не менее важным является вопрос начальных ориентиров (мотивов) выбора абитуриентом вуза для обучения бедующей профессии.

С этой целью в период с 1 сентября – 1 декабря 2019 г мы провели анкетирование студентов разных направлений подготовки, форм и ступеней образования, обучающиеся в стенах Российского государственного социального университета (1240 человека).

По результатам анкетирования респондентов по вопросу «Я пришел учиться в вуз, потому что (цель)» мы получили следующие данные:

- «Здесь учились мои родители»: факультет социологии (51%) у остальных факультетов либо показатели на уровне 1-2% или 0%. Очень показательный пример работы внутрисемейных традиций, а также, вероятно, специально организованной работы на факультете.

- «Привели родители»: колледж (15%), Высшая школа музыки им. А.Шнитке (5%), факультет коммуникативного менеджмента (5%), факультет социальной работы (5%), остальные факультеты ниже 5%, у лингвистического, социологического, медицинского, юридического и факультета экологии (0%).

Данные показывают, что авторитет родителей для данной возрастной группы (по возрасту исключением являются абитуриенты колледжа) не является определяющим фактором при выборе вуза для поступления и поэтому необходимо сосредоточить свои усилия при работе с абитуриентами, а не с их родителями, как основной целевой аудиторией.

- «Привели друзья»: максимальный показатель по шкале (6%) у факультета психологии и юридического. Показательный пример работы «сарафанного радио» как фактора способствующего выбору вуза; (0%) имеют медицинский и лингвистический факультеты. Вероятно, выбор данных специальностей отличается повышенной субъективность человека, и следовательно, глубокой личностной ответственностью, нежеланием руководствоваться чьей-то точкой зрения.

- «Пришёл учиться к конкретным преподавателям»: Высшая школа музыки им. А.Шнитке (15%), факультет физической культуры (11%) и факультет коммуникативных технологи (8%); у медицинского факультета и колледжа (0%).

- «Здесь учатся мои друзья»: колледж (15%), факультет социологии (13%), факультет управления (9%), Высшая школа музыки им. А.Шнитке (8%), факультет физической культуры (7%). Вероятно, у студентов данных факультетов наиболее ярко выражена склонность поддерживать неформальные (дружеские) связи и желание сохранить постоянство своего окружения (психологический консерватизм). У медицинского факультета (0%), что вполне закономерно для него, как нового факультета в структуре РГСУ.

- «Потому что близко от дома»: максимально значимый показатели у факультета информационных технологи (15%), социологии и физической культуры (13%), колледж (10%), юридический (9%). Низкий показатель у факультета социальной работы (2%) и на медицинском факультет данный показатель совсем не значим (0%).

- «В другие места не брали»: гуманитарный факультет (20%), факультет социологии (15%), факультет информационных технологий (13%), юридический (10%), медицинский (10%). На наш взгляд, это может свидетельствовать о повышенной конкуренции по данным направлениям между вузами. Абсолютно незначим (0%) этот показатель в колледже.

- «Потому что обещали общежитие»: колледж (25%), лингвистический (19%), факультет психологии (18%), информационных технологий (15%), гуманитарный (12%). Незначим показатель для социологического, медицинского и факультета экологии и техносферной безопасности (0%).

- «Был на Дне открытых дверей»: лингвистический (21%), социологический (19%), гуманитарный (16%), факультет экологии и техносферной безопасности (15%), экономический (14%), психологический (13%), физкультуры (11%), колледж (10%). Незначим показатель для Высшей школы музыки им. А.Шнитке (0%) и медицинского факультета (0%) – высокая степень мотивированности абитуриентов.

- «Мне было всё равно»: колледж (35%), информационных технологий (20%), социологический (17%), экономический (15%), коммуникативного менеджмента (15%), факультет физической культуры (13 %), юридически (11%) – это говорит о импульсивности и немотивированности выбора вуза. Самый низкий показатель у факультета социальной работы (5%).

- «Потому что здесь прикольно»: социологии (38%), факультет экологи и техносферной безопасности, информационных технологий (23%). Самый низкий на факультете физкультуры (5%).

- «Здесь дешевле»: экономический (36%), лингвистический (31%), медицинский и управления (30%). Самый низкий показатель в колледже (5%) и на факультет экологии и техносферной безопасности (4%).

- «Пришёл за дипломом»: факультет информационных технологий (39%), юридический (36%), социальной работы (31%), медицинский и Высшая школа музыки им. А.Шнитке (30%). Самый низкий показатель у факультета психологии (16%) и колледжа и факультета экологии и техносферной безопасности (15%).

- «Так как проходил сюда на бюджет»: факультет информационных технологи (56%), лингвистический (42%), гуманитарный (35%), факультет коммуникативных технологий (34%). Данный показатель незначим для факультета социологии и медицинского (0%).

- «Пришёл за знаниями»: гуманитарный и психологии (47%), Высшая школа музыки им. А.Шнитке (45%), социальной работы и факультет экологии и техносферной безопасности (42%), управления (40%), информационных технологий (36%), колледж (35%). Самый низкий показатель у факультета социологии (9%).

Список литературы

Белякова Н.В., Петрова Е.А., Романова А.В., Акимова Н.Н. Становление профессиональной самореализации студентов-спортсменов на этапе ухода из спорта высших достижений//Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 32-34.

Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 389–393.

Шарагин В.И., Грибкова О.В., Романова А.В., Куманцова Е.С. Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 5 (171). – С. 470–476.

Belyakova N.V., Petrova E.A., Romanova A.V., Akimova N.N. Professional self-fulfillment process of student-athletes at the stage of retiring from elit-sport//Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 3. С. 11.

Просмотров работы: 8