ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ

Рагольская Л.Л. 1
1МАОУ СОШ№20 Г.о. Балашиха, Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Что бы понимать особенности развития внимания у детей с дисграфией, нам необходимо рассмотреть основные возрастные этапы развития внимания в онтогенезе.

Младенчество – в этот период появляются первые реакции, свидетельствующие о наличии внимания к окружающему миру. Ребёнок вздрагивает при резких звуках, появляется ориентировочный рефлекс. В конце первого месяца жизни происходит слуховое и зрительное сосредоточение. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, фокусирует взгляд на лицах людей. В 2-3 месяца возникает комплекс «оживления». При приближении матери малыш активно начинает шевелить руками и ногами, улыбается, гулит.

В более поздний период, после 2-3 месяцев родители начинают побуждать ребенка искать игрушку, тем самым тренируя его концентрацию внимания. С каждым месяцем требования к ребёнку увеличиваются, а задания усложняются. Ребёнок делает попытки приспособиться к таким заданиям и тем самым его внимание развивается, а качественные показатели улучшаются. Здесь важно отметить то, что развитие внимания может проходить и без воздействия социальных факторов, основываясь только на генетических предпосылках, но тогда развитие будет дефицитарным или нарушенным.

В конце года на основе манипуляций с предметами у ребенка устанавливается распределение внимания. Малыш выбирает ту вещь, которая интересует его сильнее, а ненужную отбрасывает в сторону.

В раннем детстве (1-3 года) появляется внимание не только к предметам, но и к словам взрослых. Ребёнок начинает реагировать на простые инструкции «Дай куклу», «Брось мячик» и.т.д. Однако способность концентрировать внимание пока отсутствует. Увлечённо играющий в мяч ребенок может увидеть яркую машинку и забыть про мяч в ту же секунду. Удерживать внимание малыша на определенном объекте дольше 4-5 минут тоже невозможно. К 3 годам эта способность совершенствуется. Ребёнок трёх лет может более 10 минут слушать, как взрослый читает интересную сказку или рисовать фломастерами.

В раннем и дошкольном развитии, так же, как и в младенчестве необходимы социальные факторы. Здесь на формирование внимания ребенка помимо сенсомоторных факторов большое влияние оказывают социальные составляющие, такие как действенный и чувственный опыт. Для благоприятного развития внимания ребёнку необходимы дидактические игры, в которые играют с ребёнком дома и в детском саду. Произвольное внимание ребёнка в этот период формируют игры, развивающие занятия и занятия по подготовке к школе.

В дошкольном возрасте происходят изменения всех видов внимания. Значительно улучшаются качественные характеристики, такие, как объём, концентрация и переключаемость. Благодаря этому, ребёнок может под руководством воспитателя выполнить даже ту работу, которая ему неинтересна. Многие исследователи дошкольного периода выделяют в нем возраст 5 лет, когда устанавливаются связи между образными и знаковыми сферами, выстраивается когнитивная система. В этот период идет развитие произвольного и послепроизвольного внимания.

Колоссальная перестройка и развитие внимания происходит в младшем школьном возрасте. Эти изменения связаны со сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный. Главная задача школьного обучения – научить ребёнка пользоваться произвольной памятью, мышлением и вниманием. Именно в школе ребёнок учиться направлять своё внимание на необходимый объект, удерживать и распределять его в течение определённого времени. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным, для развития качественных характеристик внимания. Поэтому большинство заданий в школьных учебниках и рабочих тетрадях строится на вопросах, которые способствуют развитию данного процесса.

В норме ребёнку 6-7 лет доступны все виды внимания (непроизвольное, произвольное и после произвольное), но непроизвольное внимание развито намного сильнее. У детей хорошо развито зрительное внимание, несколько хуже слуховое. На момент поступления в школу ребёнок может непрерывно заниматься одним видом деятельности, не отвлекаясь по 10-15 минут.

Развитие произвольного внимания происходит не сразу Ученики первого – второго класса нуждаются в постоянном контроле и помощи учителя. Узкий объём внимания затрудняет выполнение одновременно нескольких видов деятельности (смотреть на доску, отвечать на вопросы, вести записи в тетради и.т.д.). Первый класс является переходным периодом от дошкольного к школьному этапу. В 8 лет включается интеллектуальная сфера и усиливается переработка информации в процессе функционирования внимания.

Между учениками первого и второго класса наблюдается значительная амплитуда в показателях. В первом классе дети с трудом сосредотачиваются на предметах, быстро устают в то время, как ученики, посещающие школу второй год, справляются намного лучше. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте идёт активное развитие корковых центров головного мозга. Поэтому внимание школьника существенно изменяется по качественным показателям в 2 – 2, 5 раза. К 3-4 классу увеличивается объём, переключаемость и устойчивость.

Намного лучше у детей этого возраста развито непроизвольное внимание. Они могут упустить важные, но не интересные на их взгляд вещи, но обратить внимание на интересующие их мелкие детали.

К третьему – четвёртому классу эти навыки совершенствуются. Большая часть детей успевает не только слушать учителя, но запоминает, что лежит у него на столе, сколько минут на часах до звонка, какого цвета новый пенал у соседа и.т.д.) Интересен тот факт, что при написании сочинения по картине дети улавливают больше мелких деталей, чем взрослые.

При поступлении в школу ребенок начинает учиться овладевать навыком письма.

Письмо – это сложный и многоуровневый процесс, психофизической основой которого являются работа разных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного и рукодвигательного. В этом виде деятельности задействованы все высшие психические функции. При письме происходит взаимодействие такие функции, как мышление, память, внимание, речь, воображение и внимание. Письмо включает в себя несколько этапов:

1.Акустический – ребёнок слышит фонемы (звуки);

2. Артикуляционный – уточняется состав слова, последовательность фонем;

3.Зрительный – перевод звука в графический образ буквы или нескольких букв;

4. Удерживание в памяти – запоминание графического образа слова и его правильного расположения;

5.Наличие устойчивого внимания - запись слова по орфографическим и пунктуационным правилам.

Написать слово труднее, чем его прочитать. Именно поэтому в школе дети намного чаще имеют нарушения письма, чем чтения, однако в 90% случаев эти нарушения взаимосвязаны и закономерны.

Трудность письма заключается в том, что даже если нарушен только один из этапов письма или его часть, письмо ребенка становится несовершенно.

Дисграфия – это специфические нарушения в процессах освоения письма, имеющие нейробиологическую основу и проявляющиеся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, несмотря на достаточный уровень развития интеллекта ребенка и отсутствие проблем со слухом и зрением.

У младших школьников, имеющих трудности в освоении письменной речи, отмечается неравномерность развития психических функций. Одной из таких функций является внимание.

В соответствии с нейропсихологическим подходом отмечено, что у детей с дисграфией имеются трудности в удержании и распределении произвольного внимания, а также повышенной утомляемости. Такие особенности приводят к персеверации букв и слогов, слитному написанию слов в предложениях, искажению почерка, несоблюдения орфографических правил. Этот вариант ошибок называют упрощенной программой письма, а само нарушение имеет название «Регуляторная дисграфия». Основная причина этого нарушение – недостаточность произвольного внимания.

«Регуляторная дисграфия» встречается у детей, имеющих трудности в программировании и контроле своих действий. Её появление связано с системным эффектом: из-за недостаточного уровня сформированности одного звена страдает вся система письменной речи.

В то же время, все остальные функции могут быть полностью развиты, при асинхронном развитии ребёнок может быть с хорошей памятью и мышлением, которое даже может превышать норму по качественным показателям.

Этот феномен объясняется трудностью поддержания в активном состоянии тонуса коры головного мозга. У детей сильно колеблется работоспособность, быстро наступает утомляемость. Падает концентрация внимания. Обычно, такие дети не сразу включаются в работу, медленно пишут, быстро устают и начинают делать грубые ошибки, после школы не могут сделать домашние задания даже с помощью взрослых. Почерк и орфография сильно зависят от степени утомления и прямо ей пропорциональны.

Пространственные ошибки – еще одна из распространённых проблем у детей, имеющих дисграфию. Недостаточный уровень сформированности зрительно - моторной координации (система глаз – рука) мешает соотнести движения руки с вертикальными и горизонтальными координатами. Отсюда получается «наползание» одних букв на другие, постоянные колебания размеров букв, сложности в отступании строк и клеток, ошибки при записи чисел в тетради. Ребёнок не может списать текст, или столбик с примерами, так как постоянно теряет строчку, слово и нужный ему для списывания слог или пример. В результате он работает намного медленнее других учеников, при этом допуская большое количество ошибок.

Любопытен тот факт, что скорость письма у детей с дисграфией со временем увеличивается. В любом случае второклассник будет переписывать текст быстрее, чем ученик первого класса. Но при отсутствии коррекционной работы характер ошибок меняться не будет. Многие дети с дисграфией могут выполнить упражнения очень быстро, например, переписать текст, но при этом допустить большое количество ошибок.

Таким образом, мы можем утверждать, что вниманию детей младшего школьного возраста, имеющим дисграфию свойственны следующие особенности:

Трудности в концентрации, удержании и распределении произвольного внимания;

Повышенная утомляемость познавательных процессов;

Трудности в программировании и контроле своих действий;

Малый объём внимания;

Пространственные ошибки.

Работа выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина, проект ID ГК190000358.

Просмотров работы: 235