КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)

Рагольская Л.Л. 1
1МАОУ СОШ№20 Г.о. Балашиха, Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ганс Христиан Андерсен, Александр Белл, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Агата Кристи – что объединяет всех этих людей? Уникальный талант к творчеству, велики научные и технические открытия? Безусловно, да. Но, помимо этого, у всех вышеперечисленных людей был недуг, проблема, дефект. В разное время его именовали ленью, нерадивостью в обучении и даже недоразвитием интеллекта и совершенно напрасно! Ведь речь идёт о дисграфии.

Дисграфия – это специфические нарушения в процессах освоения письма, имеющие нейробиологическую основу (особенности строения и/или функционирования мозга) и проявляющиеся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, несмотря на достаточный уровень развития интеллекта ребенка и отсутствие проблем со слухом и зрением.

Виды дисграфии

Название

Проявление

1. Артикуляторно - акустическая 

Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.

Пример: Рак-Лак, Стол-Штол, Цапля-Чапля; Бревно- Превно, Душ-Дус;

2. Акустическая

При написании слов, ребёнок заменяет согласные буквы парными по глухости/ звонкости. (Б-П, Д-Т, З-С). При этом ученик не страдает нарушением звукопроизношения. Чаще других письме смешиваются буквы, обозначающие шипящие и свистящие, глухие и звонкие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав, а также гласные О-У, Е-И, Ё-О.

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом: произношение звуков является нормальным.

Пример: «лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»;

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза 

Проявляется в искажении слоговой структуры слова и предложения.

Пример: денЬки – деки, мАшина-мшина;

Пример: Вдомеубабушкиживёткот. (В дому у бабушки живёт кот).

4.Аграмматическая 

Не сформирован лексико- грамматический строй речи. Слова не согласованы друг с другом роде, числе, и падеже.

Пример: В лесу рос много деревья. (В лесу росло много деревьев)

5. Оптическая

Наблюдаются ошибки в написании графический - схожих букв из-за недоразвития зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений; к оптической дисграфии относится и зеркальное письмо. Часто встречается у леворуких детей.

Пример: Пила-Тила, шиШки-шиИки;

Исходя из вышеизложенных проявлений разных видов дисграфии, мы можем сделать вывод, что большая часть дисграфических ошибок связана с проблемой анализа фонем на слух и в произношении самим ребёнком, распознавании отдельных слов в предложениях, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза, и графических функций. Таким образом, основная проблема заключается в недостаточной сформированности высших психических функций.[1]

На практике чаще встречаются дети со смешанным типом дисграфии, поэтому работа по коррекции должна быть направлена на разные психические функции. Необходимо развивать и внимание, словесно-логическое мышление, речь, мелкую моторику, ставить звуки, расширять лексический словарь ребёнка.

Как правило, дисграфия обнаруживается у детей на втором году школьного обучения, когда на несчастного ученика начинает сыпаться град двоек по русскому языку. (В первых классах обучение без отметок). В связи с этим перед специалистом ставится задача не только коррекции, но и освоения программы по русскому языку за первый класс, которую ребёнок не смог усвоить ранее.

В работе с ребятами, имеющими дисграфию необходимо ставить следующие задачи:

Развитие мелкой моторики: рука должна быть готова к письму.

Формирование устойчивого почерка: он не должен быть красивым и соответствовать графическим нормам, но должен быть понятным. Часто дети делают ошибки, потому что сами не могут прочитать, что написали.

Развитие техники чтения: в большинстве случаев, дети с дисграфией при чтении допускают большое количество ошибок, которые впоследствии переносят на письмо.

Развитие зрительного внимания: данный вид внимания требуется при заданиях на списывание.

Развитие слухового внимания: самая трудная задача, от выполнения которой будет зависеть, как ребенок напишет диктант.

Развитие речи: включает в себя произносительную сторону (особенно при артикуляторно- акустической дисграфии) и расширение лексического запаса слов.

Формирование навыков самоконтроля: ни один ребёнок с дисграфией не хочет проверять свою работу.

Работа с эмоционально – волевой сферой: ребёнок должен верить в свои силы и стараться.

Методы и приёмы реализации задач для преодоления дисграфии:

Занятие специалиста должно включать в себя смену разных видов деятельности, которая будет способствовать развитию ребёнка. Дети могут работать за партой, на ковре или у доски. Всё зависит от конкретного случая. Главное, что бы ребёнку было комфортно.

Для развития мелкой моторики и снятия «писчего спазма» можно применять пальчиковые физминутки («Мы делили апельсин», «Медузы», «Замок», «Сороконожки» и.т.д.). Очень помогают кинезиологические упражнения («Лезгинка», «Колечко», «Заяц» и.т.д.) Нельзя заставлять ребёнка писать буквы без отрыва от бумаги, он должен останавливаться после каждой буквы, это поможет избежать ошибок. [2]

Формирование устойчивого почерка – дело трудное и долгое. Перед ребёнком всегда должен быть образец с написанием прописных букв. Для формирования правильного размера и наклона букв целесообразно использовать тетрадь в частую косую линию. Хорошие результаты даёт обучение по методике В.А.Илюхиной, которая подходит не только для формирования почерка, но я для его исправления.[4]

Прежде чем исправлять письмо, надо убедиться, что ребёнок слитно читает буквы. Здесь может помочь букварь Н.С. Жуковой. [3]

Зрительное внимание необходимо формировать на каждом занятии. Начинать необходимо с переписывания значков, отдельных букв, слогов и коротких слов. Важно научить ребёнка самоконтролю.

Развитие слухового внимания – наиболее сложная задача. На начальном этапе можно диктовать отдельные звуки и слоги, которые ребёнок будет не писать, а выкладывать на карточках, магнитных буквах или кубиках. Важно научить слышать фонемы. При письме слогов можно играть в игру «Эхо». Логопед называет слог, а ребёнок повторяет последний звук (гласный).

Развитие речи включает в себя чтение коротких рассказов, работу над лексическим значением слов, которую желательно сопровождать иллюстрациями. При любой работе важна опора на наглядный материал. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, необходимо поставить звуки и провести их автоматизацию.

Навык самоконтроля хорошо формируется, когда ребёнок пишет у доски. При изучении орфографических правил лучше давать ребёнку задание с одним определенным видом орфограмм. Желательно вместе с ребёнком составить схему, заполнить таблицу или нарисовать рисунок к орфографическому правилу. Так младший школьник лучше усвоит новую информацию и сможет вовремя ей воспользоваться.

Детям с дисграфией ежедневно приходится доказывать, что они ничуть не глупее своих одноклассников. У всех ребят, которые приходили ко мне на занятия, была существенно занижена самооценка. Необходимо мотивировать школьника на занятия, создать «ситуацию успеха». При написании диктантов использовать не ручку, а простой карандаш, что бы исправив ошибки, можно было полюбоваться своей работой. В качестве поощрения предложить наклейки или цветные штампы. Хорошо подходит метод дидактической игры. Желательно провести просветительскую работу с классным руководителем ребёнка и выработать общую стратегию действий.

Дисграфия – это не приговор. Главное – вовремя начать заниматься и тогда всё обязательно получится.

Работа выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина, проект ID ГК190000358.

Список литературы:

Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. /Ахутина Т.В.//Изд. Воронеж, 2001г.- С.7-20.

Безруких М.М. Как научить ребёнка писать красиво. Пособие для учителей и родителей. /Безруких М.М.//Изд.Дидакт, Москва, 1997г. – С.23.

Жукова Н.С. Букварь. Пособие по обучению чтению. //Изд. ЭКСМО, Москва - 2018г.-С.96.

Илюхина В.А. Письмо «С секретом». Методическое пособие. //Изд. Новая школа, Москва, 1994г. – С.48.

Просмотров работы: 27