КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ НА ПРИНЯТИЕ ДИАГНОЗА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ НА ПРИНЯТИЕ ДИАГНОЗА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Причина Д.Ю. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эволюционный генезис развития научного аппарата дефектологии показывает, что количественные концепции психологических методов исследования (метрическая шкала А.Бине, профиль Россолимо, эмпирические схемы наблюдения, различные измерения снижения интеллекта, измерения анатомического и физиологического развития) наиболее распространены в методическом арсенале специальной педагогики и в настоящее время. Сложности анализа процессов принятия диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ обусловлены многоаспектностью и взаимосвязанностью происходящих в них процессов, а порой и отсутствием объективно измеренной статистической (количественной) информации. Эта особенность является признаком слабоструктурированных систем, для моделирования течения процессов в которых широко применяется когнитивный подход, позволяющий выявить логику родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на принятие диагноза при большом количестве взаимозависимых факторов.

Системное рассмотрение объекта в дефектологии предполагает выявление в целостной системе слабоструктурированных и психологически взаимосвязанных между собой подсистем (социальной, экологической, экономической, политической...) совокупности элементов системного качества и установление связей между этими элементами. Это позволяет активизировать интеллектуальные процессы исследователя в виде формальной модели – когнитивной карты с набором причинно-следственных отношений. Построенная когнитивная модель дает возможность лицу принимающему решение практически определить способы психо- коррекционной работы в семье больного ребенка, смоделировав управляемое развитие ситуации (направленно изменяя значения (уровни) факторов), что дает возможность прогнозировать развитие ситуации.

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой сложную систему социо - и психогенных факторов, паттерны взаимодействий (структура, компенсационные процессы, социальная среда, в которой протекают процессы) которых недостаточно изучены с точки системного анализа в целом. В частности, слабо исследованы институциональные свойства внешней среды на макро- и микроуровне, окружающие и связывающие семью, воспитывающую ребенка с ОВЗ со средой.

Жизнь меняется, меняются и наши представления о жизни, но убеждения Л.С. Выготского, что «под влиянием пессимистического взгляда на глубоко отсталых детей происходит обычно снижение требований, заведомое сужение, сокращение границ и пределов, которые ставит себе воспитание этих детей. Под влиянием такого взгляда, естественно возникают минималистические тенденции, стремление свести воспитательные задачи по отношению к этим детям до возможного минимума, ограничится самым необходимым» - исключительно актуальны и сегодня.

В данной статье нами рассмотрены факторы и связи когнитивной карты, способствующие формированию осознанного подхода родителями к принятию и развитию ребенка в семье, поведение и развитие которого отклоняется от нормы вследствие как органического дефекта (физически дефектные дети, умственно отсталые), так и функционального нарушения (дети с недостатками характера, психопаты). Эволюционный генезис понятия «когнитивная карта» представлен в 1948 году психологом Э. Толменом как системный образ пространственного окружения. В настоящее время им придают большое значение. Согласно концепции В. И. Вернадского любая система (семья с ребенком с ОВЗ – в качестве системы) представленная самой себе дезорганизуется, в ней, как в любой системе возрастает хаос, происходит потеря жизненной энергии и наступает распад связей.

Конечно, рождение в семье ребенка с диагнозом ОВЗ – это совокупность снижения уровня жизни и семейного благополучия всех членов семьи, в этих условиях принятие диагноза ребенка важно как для его гармоничного развития, так и одновременно для родителей. Факт принятия диагноза показывает силу интеллекта и духовности родителей в понимании истины: человек рождается, какой он есть. Это – путь сотрудничества, социального воспитания, путь преодоления одиночества как самого родителя, так и ребенка. В этом отношении точка зрения Л.С. Выготского, что «социальное воспитание глубоко отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания. Оно единственно только и способно воссоздать отсутствующие функции там, где их нет из-за биологической неполноценности ребенка» и сегодня имеет высокую научную и практическую ценность для принятия правильных решений.

В основу алгоритма исследования формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ заложены принципы системного анализа, предполагающие:

Обоснование конечной цели исследования.

В нашем случае – это генерация множества альтернатив влияния факторов макро- и микроуровня, окружающих и связывающих семью, воспитывающую ребенка с ОВЗ, для на формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих больного ребенка. Достижение цели должно быть подчинено как личным интересам родителей (процесс воспитания), так и общественным интересам (получение ребенком с ОВЗ образования и трудовых навыков).

Представление проблемной области с указанием взаимосвязей.

В нашем случае – это определение отношений причинности между каждой парой факторов макро, влияющих на результат.

Определение альтернативных путей достижения целей, поставленных семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ с учетом созданных людьми формальных и неформальных правил, а также согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Исходя из цели научного исследования – построения когнитивной модели формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ориентированного графа, в котором вершины соответствуют исследуемым факторам, а дуги отображают связи взаимовлияния между этими факторами) определены следующие задачи:

Выделить список факторов, наиболее значимых для исследуемой предметной области - формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;

Построить матрицу взаимовлияний формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;

Проанализировать системные показатели статистической когнитивной модели.

Концептуальные аспекты когнитивного моделирования основываются на теориях когнитивного соответствия в социальной психологии: теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории структурного баланса Ф. Хайдера; теории коммуникационных актов Т. Ньюкома; теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума и других.

Авторы научных статей, посвященных исследованию медико-социальных проблем взаимодействия и оценке психологического состояния родителей и ребенка с ОВЗ отметили (по их экспертному мнению) наиболее важные факторы, значимость которых обязательно должна быть учтена родителями и дефектологами для решения проблем и достижения целей.

Выявленные факторы формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ представлены в таблице 1.

Таблица1

№№

Название фактора

Авторы

Источник

1

Психологическое консультирование.

Ларионова С.О

Ларионова Светлана Олеговна. Содержание психологического консультирования как комплексной формы работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития [Электронный ресурс] / Ларионова Светлана Олеговна. - Специальное образование. 2011. №1. С. 84-91.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-psihologicheskogo-konsultirovaniya-kak-kompleksnoy-formy-raboty-s-semyami-vospityvayuschimi-detey-s-narusheniyami

2

Педагогическое консультирование.

Богданова В.Н

Богданова Валентина Николаевна. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения [Электронный ресурс] / Богданова Валентина Николаевна. - Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91. С.10-13.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-spetsialistami-tsentra-psihologo-mediko

3

Психологическое просвещение родителей и общества.

Антонова А.В.,

Кафьян Э.М., Ларионова С.О.,

Югова О.В.

Антонова Анна Валерьевна. Организация клубной работы как актуальное направление деятельности образовательной организации по развитию психолого-педагогической культуры родителей [Электронный ресурс] / Антонова Анна Валерьевна. - Концепт. 2014. №5. С. 1-8.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-klubnoy-raboty-kak-aktualnoe-napravlenie-deyatelnosti-obrazovatelnoy-organizatsii-po-razvitiyu-psihologo

Кафьян Элла Манвеловна. Программа психологического консультирования родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом [Электронный ресурс] / Кафьян Элла Манвеловна. - Проблемы науки. 2016. №10 (11). С. 35-40.
URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/programma-psihologicheskogo-konsultirovaniya-roditeley-vospityvayuschih-rebenka-s-autizmom

Югова Олеся Вячеславовна. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям [Электронный ресурс] / Югова Олеся Вячеславовна. - Специальное образование. 2017. №1. С. 53-67.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/variativnaya-model-ranney-korrektsionno-razvivayuschey-pomoschi-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-ih-roditelyam

4

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реабилитационного центра пяти направлений:

-Профилактическое;

-Диагностическое;

-Консультативное;

-Коррекционное и развивающее;

-Просветительское (родители и лица и заменяющие).

Гамаюнова А.Н.,

Гребенникова В.М., Гребенникова Е.В.

Гамаюнова Антонина Николаевна. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Гамаюнова Антонина Николаевна, Пискайкина Анна Евгеньевна. - Специальное образование. 2013. №4. C. 20-27.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah

Гребенникова Вероника Михайловна. Некоторые аспекты социально-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в условиях специализированного Центра [Электронный ресурс] / Гребенникова Вероника Михайловна, Никитина Наталья Ивановна, Падылин Николай Юрьевич. - ИСОМ. 2018. №3-2. С. 83-94

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-sotsialno-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-semeynogo-vospitaniya-doshkolnikov-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i

Гребенникова Елена Владимировна. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов [Электронный ресурс] / Гребенникова Елена Владимировна, Шелехов Игорь Львович, Берестнева Ольга Григорьевна. - Интернет-журнал Науковедение. 2015. №2 (27). С.2-10.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-kompetentnost-roditeley-vospityvayuschih-detey-invalidov

5

Время начала комплексной работы с ребёнком и семьей.

Заболотских О.П.

Заболотских Ольга Павловна. Взаимодействие психолого-педагогической и медицинской служб в помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Заболотских Ольга Павловна, Шишкина Ольга Викторовна. - КПЖ. 2016. №2-1 (115). С.183-186.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-psihologo-pedagogicheskoy-i-meditsinskoy-sluzhb-v-pomoschi-semie-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

6

Личностные особенности родителей, психологический тип родителей.

Ларионова С.О., Карташова И.М.,

Ткачёва В.В.

Ларионова Светлана Олеговна Содержание психологического консультирования как комплексной формы работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития // Специальное образование. 2011. №1.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-psihologicheskogo-konsultirovaniya-kak-kompleksnoy-formy-raboty-s-semyami-vospityvayuschimi-detey-s-narusheniyami

Карташова Ирина Михайловна. Характеристики Я-реального и Я-идеального в структуре Я-концепции матери как субъекта взаимодействия в диаде «Мать-дитя» при ранних отклонениях в развитии ребенка [Электронный ресурс] / Карташова Ирина Михайловна. - Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. №40 (216). С. 76-79.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-ya-realnogo-i-ya-idealnogo-v-strukture-ya-kontseptsii-materi-kak-subekta-vzaimodeystviya-v-diade-mat-ditya-pri-rannih

Ткачева Виктория Валентиновна. Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: некоторые итоги развития [Электронный ресурс] / Ткачева Виктория Валентиновна. - Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. №4. – С. 48-54.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27633668&

7

Семейные ресурсы, образовательный и культурный уровень членов семьи:

-Семейное благополучие, участие родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий (сознательное участие семьи в процессе комплексной профилактической работы);

-Гибкость взаимоотношений между родственниками, среднюю степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность семьи, открытость в восприятии окружающего мира.

Ларионова С.О.,

Югова О.В., Афанасьева Р.А., Мазурова Н.В.,

Ткачёва В.В.

Ларионова Светлана Олеговна. Содержание психологического консультирования как комплексной формы работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития [Электронный ресурс] / Ларионова Светлана Олеговна. - Специальное образование. 2011. №1. С. 84-91.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-psihologicheskogo-konsultirovaniya-kak-kompleksnoy-formy-raboty-s-semyami-vospityvayuschimi-detey-s-narusheniyami

Югова Олеся Вячеславовна. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям [Электронный ресурс] / Югова Олеся Вячеславовна. - Специальное образование. 2017. №1. С. 53-67.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/variativnaya-model-ranney-korrektsionno-razvivayuschey-pomoschi-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-ih-roditelyam

Афанасьева Р.А. Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи [Электронный ресурс] / Афанасьева Р.А., Карпушенко В.И. - Специальное образование. 2016. - №2. С.94-104.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26300304

Надежда Владимировна Мазурова. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности [Электронный ресурс] / Надежда Владимировна Мазурова, Татьяна Афанасьевна Подольская. - Национальный психологический журнал. 2016. №1 (21). С.70-76.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-pomosch-roditelyam-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-zdorovya-osnovnye-napravleniya-i-vozmozhnosti

Ткачева Виктория Валентиновна. Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: некоторые итоги развития [Электронный ресурс] / Ткачева Виктория Валентиновна. - Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. №4. – С. 48-54.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27633668&

8

Состояние здоровья ребёнка.

Ларионова С.О.

Ларионова Светлана Олеговна Содержание психологического консультирования как комплексной формы работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития // Специальное образование. 2011. №1.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-psihologicheskogo-konsultirovaniya-kak-kompleksnoy-formy-raboty-s-semyami-vospityvayuschimi-detey-s-narusheniyami

9

Возраст ребёнка, конституционально-биологические факторы, влияющие на ход заболевания.

Кетриш Е.В.,

Ткачёва В.В.

Кетриш Евгения Валерьевна. Эволюция отношения общества к детям с нарушениями в развитии [Электронный ресурс] /Кетриш Евгения Валерьевна. - Научный диалог. 2015. №7 (43). С.8-26.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-otnosheniya-obschestva-k-detyam-s-narusheniyami-v-razvitii

Ткачева Виктория Валентиновна. Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: некоторые итоги развития [Электронный ресурс] / Ткачева Виктория Валентиновна. - Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. №4. – С. 48-54.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27633668&

10

Отсутствие полномасштабной подготовки специалистов системы образования к принятию детей с РАС с учетом неравномерности их психического развития и трудностей установления продуктивных социальных взаимодействий.

Александрова Л.Ю.

Александрова Л.Ю. Комплексное сопровождение семейного воспитания детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / Александрова Л.Ю., Ваторопина С.В. - Вестник НовГУ. 2017. №4 (102). С.4-8.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-semeynogo-vospitaniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra

11

Не отработана технология подготовки специалистов к тьюторскому сопровождению детей с РАС, в результате чего эффективно и постоянно эти обязанности способны исполнять только родители.

Александрова Л.Ю.

Александрова Л.Ю. Комплексное сопровождение семейного воспитания детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / Александрова Л.Ю., Ваторопина С.В. - Вестник НовГУ. 2017. №4 (102). С.4-8.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-semeynogo-vospitaniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra

12

Методологическая рассогласованность диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля, а также их неготовность к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов.

Симонова Т.Н.

Симонова Татьяна Николаевна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми двигательными нарушениями [Электронный ресурс] / Симонова Татьяна Николаевна. - Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. С.131-136

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-tyazhelymi-dvigatelnymi-narusheniyami

13

Широкие возможности для применения электронного образовательного ресурса.

Синицына Н.А.

Синицына Н.А. Мониторинг потребностей родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в информации по вопросам ухода и воспитания [Электронный ресурс] / Синицына Н.А. - Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. - №2. С.51-60.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26489280

14

Действие ценностных установок.

Алексеева Л.В.,

Ткачёва В.В.

Алексеева Любовь Васильевна. Установки родителей подростков, больных шизофренией, и их коррекция в тренинге родительской компетентности [Электронный ресурс] / Алексеева Любовь Васильевна, Мальцева Людмила Валентиновна. - Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. №6 (265). С.59-62.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustanovki-roditeley-podrostkov-bolnyh-shizofreniey-i-ih-korrektsiya-v-treninge-roditelskoy-kompetentnosti-1

Ткачева Виктория Валентиновна. Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: некоторые итоги развития [Электронный ресурс] / Ткачева Виктория Валентиновна. - Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. №4. – С. 48-54.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27633668&

15

Негативные социальные стереотипы «психически неполноценного человека»: специфика массового сознания россиян: «огруппление» мышления, иллюзия неуязвимости, жесткость негативных или амбивалентных установок социума по отношению к инвалидам.

Мамайчук И.И.,

Ткачёва В.В., Шаповал И.А.

Мамайчук Ирина Ивановна. Психологическое сопровождение родителей детей с нарушениями в психическом развитии в условиях образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Мамайчук Ирина Ивановна. - Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3. С. 37-47.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-roditeley-detey-s-narusheniyami-v-psihicheskom-razvitii-v-usloviyah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

Ткачева Виктория Валентиновна. Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: некоторые итоги развития [Электронный ресурс] / Ткачева Виктория Валентиновна. - Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. №4. – С. 48-54.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27633668&

Шаповал И. А. Российская ментальность в аспекте интеграции инвалидов [Электронный ресурс] / Шаповал И. А. - Вестник ОГУ. 2005. №10-1. С. 63-66.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-mentalnost-v-aspekte-integratsii-invalidov

16

Родительская компетентность, адекватный диагнозу стиль воспитания.

Афанасьева Р.А.,

Сабуров В.В., Саитгалиева Г.Г.,

Ткачёва В.В.

Афанасьева Р.А. Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи [Электронный ресурс] / Афанасьева Р.А., Карпушенко В.И. - Специальное образование. 2016. - №2. С.94-104.-

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26300304

Сабуров Владимир Викторович. Педагогические проблемы родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Электронный ресурс] / Сабуров Владимир Викторович. - Специальное образование. 2009. №4. С.49-58.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-problemy-roditeley-vospityvayuschih-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnostyu

Саитгалиева Гузель Газимовна. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей с ‎ ‎инвалидностью в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] / Саитгалиева Гузель Газимовна. - Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №2. С.788-792

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-roditelskoy-kompetentnosti-v-voprosah-soprovozhdeniya-detey-s-invalidnostyu-v-inklyuzivnom-obrazovanii

Ткачева Виктория Валентиновна. Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: некоторые итоги развития [Электронный ресурс] / Ткачева Виктория Валентиновна. - Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. №4. – С. 48-54.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27633668&

17

Сопровождение родителей при выборе образовательного маршрута для ребенка в специальной или инклюзивной образовательной среде, нахождение направления его профессионального самоопределения.

Афанасьева Р.А., Пчелинова В.В

Афанасьева Р.А. Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи [Электронный ресурс] / Афанасьева Р.А., Карпушенко В.И. - Специальное образование. 2016. - №2. С.94-104.-

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26300304

18

Социальные и культурные основы развития общества и экономические возможности государства.

Заболотских О.П.,

Кетриш Е.В.

Заболотских Ольга Павловна. Взаимодействие психолого-педагогической и медицинской служб в помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Заболотских Ольга Павловна, Шишкина Ольга Викторовна. - КПЖ. 2016. №2-1 (115). С.183-186.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-psihologo-pedagogicheskoy-i-meditsinskoy-sluzhb-v-pomoschi-semie-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Кетриш Евгения Валерьевна. Эволюция отношения общества к детям с нарушениями в развитии [Электронный ресурс] /Кетриш Евгения Валерьевна. - Научный диалог. 2015. №7 (43). С.8-26.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-otnosheniya-obschestva-k-detyam-s-narusheniyami-v-razvitii

19

Правильно выстроенная семейная коммуникация (вовлечённость всех членов семьи в коррекционный процесс); социализированная система ценностей в рамках семьи.

Иванова В.С.

Иванова Вера Семеновна. Результаты анализа эфективности профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с ДЦП с учетом типа взаимосвязи особеностей семейной комуникации отношения родителей к заболеванию ребенка [Электронный ресурс] / Иванова Вера Семеновна. - Вестник ТГПУ. 2011. №12. С.227-230.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-analiza-efektivnosti-profilakticheskoy-raboty-s-semiey-rebenka-invalida-s-dtsp-s-uchetom-tipa-vzaimosvyazi-osobenostey

20

Наличие социально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешность во всех видах деятельности, в том числе и учебной.

Кустова Н.В.

Кустова Н. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания [Электронный ресурс] / Кустова Н. В. - Специальное образование. 2015. №XI. С.176-179.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnogo-integrativnogo-obrazovaniya-i

21

Аутизация семьи ребёнка с РДА, иными диагнозами ауто-спектра.

Семёнова Л.М.

Семенова Людмила Михайловна. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / Семенова Людмила Михайловна, Мишина Елена Алексеевна. - Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2015. №9. С.9-12.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-semey-imeyuschih-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra

22

Структура семьи.

Югова О.В.

Югова Олеся Вячеславовна. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Югова Олеся Вячеславовна. - Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2 (77). С.195-203.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-roditelskoy-pozitsii-i-semi-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

23

Уровень дохода семьи.

Югова О.В.

Югова Олеся Вячеславовна. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Югова Олеся Вячеславовна. - Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2 (77). С.195-203.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-roditelskoy-pozitsii-i-semi-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

24

Возраст родителей на момент рождения ребенка.

Югова О.В.

Югова Олеся Вячеславовна. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Югова Олеся Вячеславовна. - Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2 (77). С.195-203.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-roditelskoy-pozitsii-i-semi-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Список наиболее значимых концептов с указанием типа (наблюдаемый, управляемый, неуправляемый, целевой) представлен на рис.1. Под концептом (фактором) понимается значимая для экспертов качественная (количественная) характеристика анализируемой ситуации.

Рис.1 Снимок экрана «Концепты» когнитивной модели формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ при работе с СППР «ИГЛА»

Заполнение непосредственных связей между концептами в когнитивной карте расставлялись исходя из вышеприведенных субъективных экспертных представлений в «явном» виде в системе поддержки принятия решений на основе нечетких когнитивных моделей «ИГЛА», разработанного учеными Брянского государственного технического университета (http://iipo.tu-bryansk.ru/quill/download.html).

Нечеткая когнитивная матрица представлена в табл. 2

Табл. 2

Нечеткая когнитивная матрица формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Наименования влияющих концептов

Концепты, подвергающиеся влиянию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.Психологическое консультирование. (уровень низкий)

           

+

 

+

+

   

+

2.Псих.просвещение родителей и общества. (уровень низкий)

     

+

     

-

       

+

3.Псих. - педагогическое сопровождение семьи. (уровень средний)

                   

+

   

4.Время начала комплексной работы с ребёнком и семьей (уровень высокий)

                   

+

   

5.Личностные особенности родителей (уровень высокий)

                 

+

     

6. Недостаток тьютеров (уровень низкий)

           

-

     

-

   

7.Действие существующих ценностных установок (уровень низкий)

 

+

                   

-

8.Негативные социальные стереотипы (уровень высокий)

-

         

-

   

-

-

+

-

9.Родительская компетентность: соответствие стиля воспитания диагнозу ребёнка (уровень низкий)

                 

+

     

10.Правильно выстроенная семейная коммуникация (уровень низкий)

                   

+

   

11.Наличие социально-эмоционального благополучия ребенка (уровень низкий)

                 

-

   

+

12.Аутизация семьи ребёнка с РДА, иными диагнозами ауто -спектра (уровень высокий)

                   

-

 

-

13.Формирование рациональной установки на принятие диагноза родителями (уровень низкий)

           

+

 

+

 

+

-

 

Для снижения субъективизма при построения когнитивной карты в СППР «ИГЛА» использовался косвенный метод парных сравнений Саати.

При сравнении 2-х влияний использовалась шкала с 5-ю степенями превосходства: 1; 0,8; 0,6; 0, 4; 0,2. Значения весов связей ограничены интервалом [-1, 1]. На рис. 2 видно, что каждая матрица парных сравнений проверялась на согласование в системе «ИГЛА» вычислением индекса согласованности.

В таблице 3 представлено содержание снимка экрана рис.2 шага 3 – редактирование силы связей концепта13 «Формирование рациональной установки на принятие диагноза родителей детей с ОВЗ» и концепта 7 «Действие существующих ценностных установок»

Таблица 3

Рис.2 Содержание снимка экрана СППР «ИГЛА» шага 3- редактирование силы связей на предмет согласованности суждений экспертного мнения.

Концепты

7

9

10

13

Все связи

7

1

1/2

1/2

1/3

0,2041

9

2

1

1

1

0,4518

10

2

1

1

1

0,4518

13

3

1

1

1

0,5

Визуальное отображение положительного взаимовлияния ( увеличение или уменьшение одного фактора приводит к увеличению или уменьшению другого) – и отрицательного (увеличение/уменьшение одного фактора приводит к уменьшению/увеличению другого), ориентированного на исследование структуры системных связей приведено на рис.2.

Из рис. 2 видно, что концепт «Действие существующих ценностных установок» (№ 7) оказывает значительное положительное влияние на концепт «Психологическое просвещение родителей и общества» (№ 2), который, в свою очередь, влияет положительно на концепт «Время начала комплексной работы с ребенком и семьей» (№ 4 ) и соответственно 4-ый концепт усиливает концепт «Наличие социально-эмоционального благополучия ребенка» - (№ 11). Таким образом, можно утверждать, что между концептами № 7 –№ 2 -№ 4 – №11 имеется системная причинно-следственная динамическая связь. Аналогичным образом выделяют другие цепочки положительного (отрицательного) причинно-следственного влияния.

Рис.3 Снимок экрана «Визуальное отображение» положительного и отрицательного влияния концептов при работе с СППР «ИГЛА»

В СППР «ИГЛА» методом операции нечеткого транзитивного замыкания получена нечеткая когнитивная карта, в которой рассчитаны взаимовлияния: воздействие (влияние) концептов на систему, консонанс и диссонанс.

На рис.4 отражена «Матрица взаимного положительно влияния»:

Рис.4 «Матрица взаимного положительного влияния»

Анализ полученных значений матрицы «Взаимное положительное влияние» показывает, что значение связи между концептами № 11 «Наличие социально-эмоционального благополучия ребенка (уровень низкий)» - и № 4 «Время начала комплексной работы с ребёнком и семьей (уровень высокий)» самое высокое – 0,8, т.е. чтобы поднять низкий уровень социально-эмоционального благополучия ребенка, необходимо влиять на фактор «Время начала комплексной работы с ребёнком и семьей». Влияя на этот фактор, можно сдвинуть всю систему «формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» в положительную сторону.

«Матрица консонанса взаимного влияния» представлена на рис.5.

Показатель консонанса выражает меру доверия к знаку и силе воздействия (чем выше консонанс, тем убедительнее мнение). В нашем случае показатель воздействия равен 1 связей: 1-13; 2-13; 3-13;4-13; 5-13;6-13; 7-13; 8-13., где 13 –целевой фактор. Но есть сомнения в эффективности управления концептами 9, 10, 11, 12 по отношению к целевому концепту -№ 13, т.е. невозможно влиять напрямую на эти концепты, с целью противодействовать сложившемуся негативному влиянию в системе «формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ».

Рис. 5. Снимок экрана «Матрица консонанса взаимного влияния» при работе в СППР «ИГЛА»

«Альфа-срез взаимного положительного влияния» при отсечении 0.6 представлен на рис.6.

Рис. 6 Снимок экрана «Альфа-срез Взаимное положительное влияние» -отсечение 0.6 при работе с СППР «ИГЛА»

На рис.6 видно, что при уровне среза 0,6 можно выделить узел положительного (системного) влияния на целевой фактор, вершины которого (2, 4, 11) определяют те концепты, на которые необходимо влиять в первую очередь, чтобы привести систему «формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» к желаемому состоянию.

Альфа-срез «Взаимное отрицательное влияние» при отсечении 0.6 представлен на рис.7

Рис. 7 «Альфа-срез Взаимное отрицательное влияние». Отсечение 0.6

На рис.7 видно, что при уровне среза 0,6 можно выделить 3 пары отрицательного влияния: 6-7, 2-8, 11-12 .

Первая пара: недостаток тьютеров (уровень низкий) - действие существующих ценностных установок (уровень низкий) характеризует параметры наблюдаемой нежелательной с точки зрения целевого фактора динамики процесса.

Вторая пара: психологическое просвещение родителей и общества (уровень низкий) - негативные социальные стереотипы (уровень высокий) характеризует параметры управляемой желательной с точки зрения целевого фактора динамики процесса.

Что касается третей пары: наличие социально-эмоционального благополучия ребенка (уровень низкий) - аутизация семьи ребёнка с РДА, иными диагнозами ауто -спектра (уровень высокий), характеризующей параметры неуправляемой с точки зрения целевого фактора динамики процесса, необходимо отметить, что наличии положительной связи между факторами №3 -№ 11позволяет при активном воздействии на фактор № 3 «Психолого - педагогическое сопровождение семьи (уровень средний)» довести до среднего уровня «наличие социально-эмоционального благополучия ребенка (в н.в. - уровень низкий)», что в свою очередь снизит с высокого до среднего уровня « аутизацию семьи ребёнка с РДА, иными диагнозами ауто –спектра».

Таким образом, проведенное исследование показывает, что с наибольшим эффектом для всей системы формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ может влиять концепт «Время начала комплексной работы с ребёнком и семьей». Влияя на этот фактор, можно сдвинуть всю систему «формирования рациональной установки на принятие диагноза у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» в положительную сторону. При этом определен наблюдаемый концепт - недостаток тьютеров (уровень низкий), который не позволяет менять ожидания на лучшие результаты по отношению к концепту «существующие ценностные установки -(уровень низкий)».

Просмотров работы: 80