К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Назаренко В.В. 1, Плюснина О.В. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в образовательном процессе, участниками которого являются дошкольники с общим недоразвитием речи, большое внимание уделяется их общему интеллектуальному развитию и недостаточно - формированию пространственных представлений и конструктивного праксиса, что ведет к трудностям овладения детьми графическими навыками. Впоследствии, при поступлении в первый класс школы, это негативно отражается на обучении ребенка письму. Недостаточная готовность ребенка к школе ведет к неуспеваемости, снижению мотивации к учебной деятельности, в ряде случаев к школьной дезадаптации, поведенческим проблемам у детей.

Сформированность умения ребенка работать по зрительно воспринимаемому образцу – один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе [1]. Чтобы первоклассник успешно справлялся с копированием зрительно воспринимаемого образца, он должен обладать достаточным уровнем развития пространственного восприятия, пространственных представлений, тонкой моторики руки, координации «глаз-рука».

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития сенсорики и моторики ребенка, а также формирования пространственных представлений. Вместе с тем, в литературе отмечается, что для многих детей с речевыми нарушениями характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса [2].

Дети с общим недоразвитием речи — это такая категория дошкольников, в структуре нарушения развития которых выявляются как речевая симптоматика, так и неречевая, в частности недостаточный уровень развития моторики [4]. В речи дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается отсутствие или неправильное употребление предлогов, отражающих пространственные отношения. Наблюдения показывают, что дети с общим недоразвитием речи путают понятия «право-лево» на уровне собственного тела, при определении расположения объектов относительно себя и друг друга, плохо ориентируются на листе бумаги [3].

Поэтому возникает необходимость в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи акцентировать внимание на преодолении трудностей в пространственной ориентировке и сенсомоторном развитии детей в целом.

В основе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями должен быть комплексный подход. Комплексный подход в коррекционной работе в условиях дошкольной образовательной организации предполагает взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального педагога и родителей детей.

Таким образом, является актуальным исследование состояния пространственных представлений, конструктивного праксиса и графических навыков у детей с общим недоразвитием речи, а также разработка программы коррекционной работы по развитию сенсомоторной сферы старших дошкольников, апробация и оценка эффективности такой работы.

Работа выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина, проект ID ГК190000358.

Список литературы

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

2. Инклюзивное образование / под ред. М.С. Староверовой. М. ВЛАДОС. 2018.

3. Малиованова, Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2009.

4. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2009.

Просмотров работы: 23