ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Назаренко В.В. 1, Пирко С.Н. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Овладение родным языком, речевое развитие - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте [1]. Формирование и развитие коммуникативных способностей детей во многом определяет их жизненную успешность, а в дошкольном возрасте зависит в том числе и от компетентного подхода педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, а также родителей к речевому развитию дошкольников.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении.

Одной из задач методики дошкольного воспитания является развитие устной речи дошкольников [2]. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности ребенка. Она имеет характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе [1].

Дети с тяжелыми нарушениями речи, в частности, с общим недоразвитием речи, нуждаются в комплексном подходе к преодолению их речевых нарушений – взаимодействии логопеда, психолога, воспитателя, родителей ребенка.

Речевое развитие дошкольников осуществляется не только с помощью организованной образовательной деятельности, но и через детские виды деятельности дошкольника, в том числе и через игру. В отечественной психологии является общепринятым положение о том, что игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и создает зону ближайшего развития ребенка [2]. Для детей дошкольного возраста, в том числе и с нарушениями речи, игра всегда была и остается ведущим видом деятельности, которая в наибольшей степени способствует формированию психологических возрастных новообразований ребенка, его психических процессов, а также способствует речевому развитию.

У детей с тяжелыми нарушениями речи наряду с недоразвитием всех компонентов речевой системы, у них страдают память, мышление, внимание, воображение, особенно на уровне произвольности и осознанности. Возможны отклонения и в эмоционально-волевой сфере, такие как сниженная мотивация к обучению, замкнутость, неуверенность в себе, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в особенности со сверстниками. Может проявляться речевой негативизм.

Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для развития речевой сферы ребенка, так как она формирует умения детей договариваться, распределять роли, совместно подготавливать условия для игры, общаться, так как этого требует игровая роль, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность разговаривать друг с другом. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

Вместе с тем исследования начала XXI века [3] и наши наблюдения показывают, что дошкольники, даже нормативно развивающиеся, сегодня мало играют в сюжетно-ролевые игры, а сама сюжетно-ролевая игра не достигает даже у играющих детей высокого уровня развития. Предположительно, недостаток развития игровой деятельности может влиять и на развитие у детей связной речи, как диалогической, так и монологической.

В связи с этим актуально исследование состояния сюжетно-ролевой игры у современных дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, разработка развивающей программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая содержит игровые методы работы, а именно сюжетно-ролевую игру, а также оценка возможности использования сюжетно-ролевой игры как одного из методов развития связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Работа выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина, проект ID ГК190000358.

Список литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2008.

Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 91—103.

Просмотров работы: 8