За последние десятилетия наблюдается существенное повышение количества детей с различными речевыми нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи). Часто причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых месяцев жизни ребёнка.
Ребенок с общим недоразвитием речи имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени (I-IV уровни речевого развития по Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой) [6].
Практика показывает, что логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше четырехлетнего возраста ребенка, а нескольких лет до школы часто не хватает для полной коррекции речевых нарушений. Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении речи ребенка в рамках данного временного промежутка и подготовить его к школе. Как известно [2] уровень речевого развития ребенка является важным компонентом его психологической готовности к школьному обучению.
Для повышения результативности логопедической работы целесообразно использование достижений психологии и нейропсихологии, интеграция этих областей знаний в практике логопедической работы.
Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и поведением человека [1]. Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций [3, 4, 5].
Нейропсихология изучает развитие психики в сравнении - то есть, в норме и при патологии. Она даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений, сформировать базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.
Нейропсихологическая коррекция может содержательно дополнять основную логопедическую программу работы с детьми с общим недоразвитием речи и повышать ее результативность. Одним из широко известных методов нейропсихологической коррекции нарушений развития у детей является метод замещающего онтогенеза [4]. Практика показывает, что данный метод помогает эффективно исправлять нарушения и письменной, и устной речи у детей. Интересна программа сенсомоторной коррекции для дошкольников «Дельфины», разработанная логопедом Т.Н. Ланиной [4].
Следовательно, является актуальным исследование возможностей нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, разработка, апробация и оценка эффективности программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, интегрирующей нейропсихологические и логопедические занятия.
Работа выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина, проект ID ГК190000358.
Литература:
1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.
2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.
3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.
5. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: МПСИ, 2010.
6. Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.