ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Максименко Х.Ю. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс социализации личности начинается в раннем детстве, длится всю жизнь и заканчивается в момент смерти человека. Данный процесс непрерывен, но в тот или иной период жизни человека он имеет свои специфические особенности.

Наиболее интенсивная социализация у человека происходит в детские и юношеские годы. Это связано с тем, что в этот период происходит усвоение первых социальных норм, ценностей, формирование мировоззрения, включение личности в систему общественных отношений, - всё это в дальнейшем влияет на формирование определенной модели поведения личности, характера; отношение к обществу и окружающему миру. Именно в это период важнейшими институтами социализации являются семья, ближайшее социальное окружение и образовательные учреждения, так как они позволяют личности освоить как можно больше социальных ролей; формируют отношение и поведение личности в той или иной ситуации.

Помимо вышеперечисленных институтов огромное влияние на социализацию личности оказывают институты и других сфер жизни общества. Но не всегда происходит так, что человек в раннем возрасте становится частью того или иного социального института. В связи с этим он может что-либо не освоить, что в дальнейшем затруднит процесс социализации.

Данная проблема является актуальной, потому что в наше время дети, подростки всё меньше вступают в социальные отношения, так как большую частью времени уделяют социальным сетям, интернету. Однако эту проблему можно достаточно просто решить, отправив ребёнка, подростка в детский лагерь, который выступит в роли института социализации личности, охватывающего все сферы жизни общества.

Детский лагерь можно назвать социальным институтом, так как он включает в себя структурные элементы социального института, которые были выделены Я. Щепаньским: 1) Цель и сферу деятельности; 2) Функции, предусмотренные для достижения цели; 3) нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института; 4) Средства и учреждения достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции [1].

А также он имеет признаки социального института: а) выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер(например: дети, вожатые, администрация лагеря); б) определенную (более или менее формализованную) организацию (например: детские коллективы, педагогический отряд); в) наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института (например: правила внутреннего распорядка) ; г) наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в ней (например: создание условий для раскрытия творческих способностей у детей) [1].

Социализация личности может происходить в разных сферах и направлениях. В зависимости от этого можно выбрать лагерь, ориентируясь на потребности родителей\ребенка. В наши дни существует большое количество разных видов лагерей ( виды лагерей перечислены согласно Приказу от 13 июля 2017 г. № 656 Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления) : 1. Организации отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия; 2. Лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием); 3. Детские лагеря труда и отдыха; 4. Детские лагеря палаточного типа; 5. Детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.

Чтобы определить, можно ли лагерь назвать социальным институтом, какие критерии являются ведущими при выборе детского лагеря, какой из видов лагерей является наиболее подходящим для социализации личности, был проведён социальный онлайн-опрос. Критерии опроса были следующими: респонденты мужского и женского пола; предполагаемый возрастной диапазон опрашиваемых от 14 до 40 лет; регион проживания не важен; род деятельности не важен; уровень образования не важен; особые критерии отсутствуют.

Итоговое количество участников опроса составило 87 человек. Сам опрос состоял из следующих вопросов и показал такие результаты: Вопрос № 1. Укажите Ваш пол? - женский пол (79,3%), мужской пол (20,7%); Вопрос № 2. Укажите Ваш возраст? – возрастной диапазон от 15 до 37 лет; Вопрос № 3. Какие из нижеперечисленных вариантов Вы считаете социальным институтом и относите к наиболее значимыми в процессе социализации личности? 1. Семья- 94,3%; 2. Образование (Школа+Доп. Образование)- 81,6% ; 3. Государство- 16,1%; 4. Детский лагерь- 40,2%; 5. Церковь- 8%; 6. Другое- Общественная организация (1,1%), культура (театр) (1,1%), сверстники (друзья), детский коллектив (1,1%), интернет-сообщества (1,1%); Вопрос № 4. Ездили ли Вы в детский лагерь? (в любой роли) 1. Да(93%); 2. Нет(7%); Вопрос № 5. Считаете ли Вы, что детский лагерь можно назвать институтом социализации личности? 1. Да(77,9%); 2. Нет (17,4%); 3. Другое: 1. Не все лагеря способствуют социализации личности, некоторые ДЛ даже вредят этому процессу(1,2%); 2. Его нельзя назвать институтом (1,2%); 3.В некоторых случаях (1,2%); 4. Отчасти (1,2%); Вопрос № 6. Какой по Вашему мнению из нижеперечисленных видов лагерей является наиболее подходящим для социализации личности? 1. Организации отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия- 19,5%; 2. Лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием)- 10,3%; 3. Детские лагеря труда и отдыха- 3,4%; 4. Детские лагеря палаточного типа- 6,9%; 5. Детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности- 59,8%;. Вопрос № 7. Какой из нижеперечисленных критериев являлся наиболее значимым при выборе ответа на предыдущий вопрос? 1. Возможность отдохнуть в детском лагере- 5,7%; 2. Возможность прохождения оздоровительных процедур- 2,3%; 3. Наличие большого количества свободного времени- 2,3%; 4. Наличие большого количества спортивных мероприятий- 2,3%; 5. Наличие большого количества творческих мероприятий- 4,6%; 6. Наличие мероприятий разной направленности- 65,5%; 7. Наличие в лагере курсов доп. Образования\ образовательной программы- 17,2%; 8. Другое- 0%.

На основе результатов данного опроса можно сделать следующие выводы: 1. Ведущими социальными институтами среди перечисленных вариантов ответов являются семья (94,3%), образование (81,6%), детский лагерь (40,2%), что говорит об их значимости для опрошенной аудитории. При этом важно отметить, что ответ «детский лагерь» в вопросе «Какие из нижеперечисленных вариантов Вы считаете социальным институтом и относите к наиболее значимыми в процессе социализации личности?» в основном выбирали те, кто в вопросах «Ездили ли Вы в детский лагерь?» и «Считаете ли Вы, что детский лагерь можно назвать институтом социализации личности?» ответили «Да», что говорит о понимании у респондентов, что собой представляет детский лагерь и как он влияет на процесс социализации личности . 2. По результатам опроса выявлен процент респондентов, которые не ездили в детский лагерь и не считают его социальным институтом (4,35%). Исходя из этого, можно сделать вывод, что такой ответ был дан по причине отсутствия представления о том, что такое детский лагерь и как он влияет на процесс социализации личности. 3. Респонденты, ответившие на вопрос «Ездили ли Вы в детский лагерь?» - «Да», а на вопрос «Считаете ли Вы, что детский лагерь можно назвать институтом социализации личности?» - «Нет», не оставили обоснований для своего выбора. Однако в вопросе «Какой по Вашему мнению из нижеперечисленных видов лагерей является наиболее подходящим для социализации личности?» они дали ответ о том, что больше всего наиболее подходящими детскими лагерями для процесса социализации личности являются лагеря, организованные образовательными организациями, и детские специализированные (профильные) лагеря. На основе этого можно сделать вывод, что в таких детских лагерях, по мнение респондентов, уделяется больше внимания процессу социализации личности. 4. Согласно ответам на вопрос «Какой из нижеперечисленных критериев являлся наиболее значимым при выборе ответа на предыдущий вопрос?» наиболее значимым критерием при выборе ответа на вопрос «Какой по Вашему мнению из нижеперечисленных видов лагерей является наиболее подходящим для социализации личности?» являлось наличие в детском лагере мероприятий разной направленности (65,5%). Это говорит о том, что респонденты рассматривают процесс социализации очень многосторонним, что подчеркивает важность наличия в детском лагере мероприятий разной направленности.

Подводя итог, можно сделать общий вывод о том, что детский лагерь можно назвать институтом социализации личности. Однако стоит тщательно выбирать место детского отдыха для того, чтобы не навредить процессу социализации, а только поспособствовать ему. При выборе детского лагеря важно учитывать: 1. Возрастные особенности ребёнка; 2. Хорошо и плохо развитые способности ребёнка; 3. Направленность и содержание программы детского лагеря; 4. Уровень подготовки педагогического состава лагеря; 5. Желание ребёнка.

Список литературы

Загвязинский, В. И. Социальная педагогика : учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова. — Москва : Издательство Юрайт, 2012. — 405 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1502-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/360794 (Дата обращения: 13.11.2019).

Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 N 656 "Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления" (вместе с "Примерным положением об организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия", "Примерным положением о лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием)", "Примерным положением о детских лагерях труда и отдыха", "Примерным положением о детских лагерях палаточного типа", "Примерным положением о детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности") // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221686/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/#dst100006 (Дата обращения: 13.11.2019).

Просмотров работы: 89