У каждой науки имеется свой набор методов, которым она оперирует для получения необходимых данных и в последующем подтверждения или опровержения поставленных гипотез. В данной статье будут рассмотрены методы психологии развития.
Данная наука имеет в своём распоряжении фактически все методы, которые используются психологической наукой. Основными же методами как психологической науки так и в частности психологии развития являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение как научный метод представляет собой организованную и целенаправленную фиксацию психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни с целью их объяснения при условии невмешательства в них наблюдающего. Данный метод в большей степени распространён в работе с детьми, но также может применяться для изучения развития людей любого возраста.
Общая же структура данного метода состоит из следующих этапов:
Определение целей и задач наблюдения;
Определение предмета и объекта наблюдения;
Выбор того способа наблюдения, который обеспечит сбор необходимой информации;
Выбор способа регистрации получаемых данных;
Создание плана наблюдения
Обработка и интерпретация полученных результатов.
В методы наблюдения входят:
- ведение дневниковых записей ;
- естественное наблюдение (фиксация психологических фактов в естественных условиях);
- структурированное наблюдение (фиксация психологических фактов в условиях, одинаковых для каждого участника исследования).
Естественное наблюдение предоставляет возможность непосредственно увидеть повседневное поведение человека и зафиксировать его. При структурированном же наблюдении в лаборатории исследователь сам создаёт условия, которые должны вызвать интересующее его поведение, при этом каждый участник имеет равную возможность для реагирования.
Экспериментальное же исследование предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания тех условий, которые помогут выявить тот психологический факт, который подлежит изучению. Эксперимент проводится с целью проверки поставленной исследователями гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием, то есть независимой переменной, и изменениями состояния изучаемого объекта, то есть зависимой переменной, при контроле за другими побочными и дополнительными переменными.
Выделяют следующие виды эксперимента:
- лабораторный (проведение эксперимента в условиях контроля всех переменных, которые могут повлиять на результат исследования);
- полевой (исследователь отбирает испытуемых для проведения эксперимента в естественных условиях в случайном порядке);
- естественный эксперимент (исследователь тщательно подбирает группы испытуемых с однородными характеристиками. Естественный эксперимент позволяет изучить возникшие естественно переменные, которые не зависели от манипуляций исследователя).
Экспериментальное исследование также может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление уровня психологического качества, поведения, регистрацию тех или иных связей, которые складываются в процессе развития, тогда как формирующий эксперимент заключается в моделировании процесса психического развития, формирования определённого психологического свойства с целью изучения его механизмов, условий, закономерностей происхождения и динамики.
В психологии развития, кроме основных, указанных выше методов, существует и ряд других вспомогательных методик, техник и приёмов, таких как методы беседы, анкетирования, тестирования, самоотчёта, анализа продуктов деятельности и т.д. Однако важное значение для психологии развития, имеют сравнительные методы исследования:
- близнецовый метод;
- метод сравнения нормы и патологии;
- кросскультурный метод;
- биографический метод.
Список литературы:
Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб.пособие / А.К.Болотова, О.Н. Молчанова ; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд.дом Высшей школы экономики, 2012. – 526, [2]c. – (Учебник высшей школы экономики). – 2000 экз. – ISBN 978-5-7598-0731-5 (в пер.)