МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Коршунов Д.М. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У каждой науки имеется свой набор методов, которым она оперирует для получения необходимых данных и в последующем подтверждения или опровержения поставленных гипотез. В данной статье будут рассмотрены методы психологии развития.

Данная наука имеет в своём распоряжении фактически все методы, которые используются психологической наукой. Основными же методами как психологической науки так и в частности психологии развития являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение как научный метод представляет собой организованную и целенаправленную фиксацию психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни с целью их объяснения при условии невмешательства в них наблюдающего. Данный метод в большей степени распространён в работе с детьми, но также может применяться для изучения развития людей любого возраста.

Общая же структура данного метода состоит из следующих этапов:

Определение целей и задач наблюдения;

Определение предмета и объекта наблюдения;

Выбор того способа наблюдения, который обеспечит сбор необходимой информации;

Выбор способа регистрации получаемых данных;

Создание плана наблюдения

Обработка и интерпретация полученных результатов.

В методы наблюдения входят:

- ведение дневниковых записей ;

- естественное наблюдение (фиксация психологических фактов в естественных условиях);

- структурированное наблюдение (фиксация психологических фактов в условиях, одинаковых для каждого участника исследования).

Естественное наблюдение предоставляет возможность непосредственно увидеть повседневное поведение человека и зафиксировать его. При структурированном же наблюдении в лаборатории исследователь сам создаёт условия, которые должны вызвать интересующее его поведение, при этом каждый участник имеет равную возможность для реагирования.

Экспериментальное же исследование предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания тех условий, которые помогут выявить тот психологический факт, который подлежит изучению. Эксперимент проводится с целью проверки поставленной исследователями гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием, то есть независимой переменной, и изменениями состояния изучаемого объекта, то есть зависимой переменной, при контроле за другими побочными и дополнительными переменными.

Выделяют следующие виды эксперимента:

- лабораторный (проведение эксперимента в условиях контроля всех переменных, которые могут повлиять на результат исследования);

- полевой (исследователь отбирает испытуемых для проведения эксперимента в естественных условиях в случайном порядке);

- естественный эксперимент (исследователь тщательно подбирает группы испытуемых с однородными характеристиками. Естественный эксперимент позволяет изучить возникшие естественно переменные, которые не зависели от манипуляций исследователя).

Экспериментальное исследование также может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление уровня психологического качества, поведения, регистрацию тех или иных связей, которые складываются в процессе развития, тогда как формирующий эксперимент заключается в моделировании процесса психического развития, формирования определённого психологического свойства с целью изучения его механизмов, условий, закономерностей происхождения и динамики.

В психологии развития, кроме основных, указанных выше методов, существует и ряд других вспомогательных методик, техник и приёмов, таких как методы беседы, анкетирования, тестирования, самоотчёта, анализа продуктов деятельности и т.д. Однако важное значение для психологии развития, имеют сравнительные методы исследования:

- близнецовый метод;

- метод сравнения нормы и патологии;

- кросскультурный метод;

- биографический метод.

Список литературы:

Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб.пособие / А.К.Болотова, О.Н. Молчанова ; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд.дом Высшей школы экономики, 2012. – 526, [2]c. – (Учебник высшей школы экономики). – 2000 экз. – ISBN 978-5-7598-0731-5 (в пер.)

Просмотров работы: 138