РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ НА БАЗЕ КОЛЛЕКТИВОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ НА БАЗЕ КОЛЛЕКТИВОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Даниленко Ю.Д. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема моей работы посвящена исследованию проблем социо-культурной реабилитации и интеграции детей с различными нозологиями (с ограниченными возможностями здоровья – далее «ОВЗ»). Рядом ученых выяснено, что в наше время традиционные средства, которые обеспечивают социализацию личности, не в полной мере подходят для детей с ОВЗ. Чтобы обеспечить полную социализацию ребенка, нужно проанализировать его нарушение со здоровьем, и уже исходя из этого, выбирать путь его социализации и интеграции в общество.

В своей я работе я рассмотрю социализацию детей с синдромом Дауна и предоставления им обширной психологической и образовательной поддержки с точки зрения творческой составляющей, поскольку данная проблема выступает предметом постоянного внимания ученых и практиков в наши дни. Я бы хотела сделать акцент именно на важность творческой составляющей развития детей с синдромом Дауна.

Почему я решила остановиться именно социо-культурной реабилитации? Потому что именно социо-культурная реабилитация ориентируется на развитие духовного мира инвалидов, стремится вернуть им ощущение полноценной духовной жизни даже при особенностях со здоровьем. Но, к сожалению, на первый взгляд, может показаться, что до сих пор эта социальная практика в нашей стране остается недостаточно изученной, отсутствует четкое понимание методологических и теоретических основ такой деятельности, нет методических разработок и мало проектов по использованию социокультурных технологий в работе с инвалидами, хотя из выше сказанного текста видно, что мы стремимся к развитию безбарьерной среды для инвалидов. [2] И в принципе мало проектов, где бы могли принять участие дети с синдромом Дауна, но это не так, примером, может послужить мое исследование.

В марте 2019 года мне посчастливилось стать руководителем волонтерского корпуса Первого международного инклюзивного музыкального фестиваля «Солнечная музыка», во время которого я провела небольшой опрос среди его участников.

В моем опросе участвовало 20 человек, опрос состоял из 6 вопросов.

Первый вопрос: Кем вы являетесь для ребенка?

Варианты ответа: Мать, отец, бабушка или дедушка.

Результаты опроса.

6% - дедушка

10%-бабушка

37%-отец

47%-мать

Второй вопрос: Возраст вашего ребенка?

Варианты ответа: 6-8 лет, 8-12 лет, 12-14 лет и 14-18 лет.

Результаты опроса.

Детей в возрасте от 6 до 8 лет оказалось 38%

От 8 до 12 лет – 33 %

От 12 до 14 лет – 22%

От 14 до 18 лет – 7%

Таким образом, можно сделать, что в основном в творческую деятельность вовлечены дети младшего возраста, это объяснимо тем, что это как раз возраст социализации детей.

Третий вопрос: Где ваш ребенок получает услуги?

Варианты ответа: Ходят в школу; Не ходят в школу, на дом приходят специалисты; Посещают доп. занятия (1 кружок), Посещают доп. занятия (более 2 кружков) и ничем не занимаются.

Результаты опроса:

Не ходят в школу, на дом приходят специалисты - 24%

Ходят в школу - 37%

Посещают доп. занятия (более 2 кружков) - 12%

Посещают доп. занятия (1 кружок) - 27%

Ничем не занимаются – 0%

Таким образом, все дети так или иначе вовлечены в творческую или учебную деятельность, что говорит о развитии детей и о том, что родители заинтересованы в обучении своих детей.

Четвертый вопрос: Что, на ваш взгляд, оказывает большое влияние на развитие ребенка?

Варианты ответа:

Результаты опроса:

Школа - 14%

Индивидуальные занятия со специалистом – 15%

Творческая деятельность - 71%

Большинство респондентов считает, что большое влияния на развитие их детей оказывает творческая деятельность, что не может не радовать. Ведь именно творчество развивает фантазию ребенка и дает возможность попробовать что-то новое.

Пятый вопрос: Кружок какой направленности посещает ваш ребенок?

Варианты ответа: плавание, рукоделие и театр.

Плавание – 7%

Рукоделие – 16%

Театр – 22%

Музыка – 100%

Почему же музыка 100%? Поскольку я проводила опрос среди участников музыкального конкурса, соответственно все они причастны к музыкальной деятельности и посещают различные кружки.

Шестой вопрос: Должны ли публично демонстрироваться достижения вашего ребенка (конкурсы, выставки, фестивали и т.д.)?

Варианты ответа: да и нет.

Да – 95%

Нет – 5 %

Таким образом, можно прийти к выводу, что творческая деятельность оказывает наибольшую роль на социо-культурную реабилитацию детей.

В наше время существует множество культурно-досуговой деятельности в инклюзивной сфере, в основном с платной историей и не всегда эффективной. Но пообщавшись с родственниками детей, я составила следующую таблицу бесплатных кружков для детей-даунов в г. Москве, где любой желающий может заниматься безвозмездно.

Название учреждения

Название коллектива

Направленность

ГБУК г. Москвы «Дом культуры «Гайдаровец»

Оркестр «Солнечные нотки»

Музыка

Школа им. Островского на Тверской

Открытое искусство

Театр

Бассейн «Гармония»

-

Плавание

Центр досуга и творчества молодежи

-

Роспись по дереву

Центр досуга и творчества молодежи

-

Керамика

Исходя из этого списка, я решила провести свое исследование на базе оркестра «Солнечные нотки» Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Дом культуры «Гайдаровец». Дом культуры – это место, где каждый человек может найти занятие по душе вне зависимости от его возраста. Если рассматривать подведомственные учреждения департаменту культуры города Москва, а именно Дома культуры и культурные центры, то можно увидеть, что они имеют структуру разделения коллективов по Арт-студиям.

Дом культуры «Гайдаровец» - профильное учреждение культуры, предназначенное для развития творческой деятельности жителей Москвы, основное здание которого расположено в особняке 18 века, имеющего уникальную историю.

В этом учреждении представлено разделение на 9 арт-студий, по их направлениям:

Арт-студия «Вокального и инструментального мастерства»

Арт-студия «Спорт как искусство»

Арт-студия «Волшебный сундучок»

Арт-студия «Секрет»

Арт-студия «Фольклор»

Арт-студия «Танцы»

Арт-студия «Happybaby»

Арт-студия «Театр»

Арт-студия «Доступное творчество».

Название арт-студий говорят сами за себя, чем они занимаются.

Поскольку тема моей исследовательской работы «Развитие детей инклюзивной среды на базе Домов культуры как творческий подход к социольно-культурной реабилитации», то я буду говорить об Арт-студии «Доступное творчество».

Почему «доступное» творчество? Во-первых, в данной арт-студии нет платных коллективов. Во-вторых, каждый желающий не зависимо от возраста может записаться в коллектив, некоторые из коллективов даже участвуют в общегородской программе «Московское долголетие». А в-третьих в данной арт-студии представлены различные направления для занятия на любой вкус:

- Мастерская игры на гитаре для людей с ограниченными возможностями "Прикосновение" (12+),

-Коллектив развития и социальной адаптации "Оркестр "Солнечные нотки" (6+),

-Коллектив развития и творчества "Солнечная музыка"(12+),

-Экспериментальный инклюзивный коллектив "Театр Доброго Героя"(16+),

-Интеграционный клуб "Фото театр"(16+),

- Клуб развития и социальной адаптации "Родник"(3+).

Таким образом, арт-студия "Доступное творчество" - это инклюзивный проект Дома культуры «Гайдаровец», участие в котором предполагает учет особенностей нарушения здоровья занимающихся.

Занимаясь в Арт-студии, все ее участники создают социальную и культурную среду, в которой каждый может почувствовать личностный рост и внести свой вклад в общий творческий процесс.
Дом культуры «Гайдаровец» стремится создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые участвуя в спектаклях, концертах, смогут стать нужными обществу и конечно же, раскрыть свой творческий потенциал в области культуры и искусства.

Итак, вернемся к оркестру «Солнечные нотки». В моем опросе большинство респондентов сказали, что детям следует, участвовать в публичных выступлениях, конкурсах, концертах и т.д. Я не могу с этим не согласиться. Многие коллективы устраивают большие отчетные концерты, но оркестр Оркестр «Солнечные нотки» пошли дальше: 22-24 марта 2019 года они своими силами и силами ДК «Гайдаровец», при поддержке ГБУ г. Москвы «Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая», Русской Православной церкви, организовали Первый международный инклюзивный музыкальный фестиваль «Солнечная музыка». В фестивале приняли участие 5 стран: Россия, Турция, Латвия, Украина, Молдова. В фестивале участвовали не только дети с синдромом Дауна, но и дети с другими нарушениями.

Цель фестиваля - привлечение внимания общественности к развитию инклюзивной среды в России и мире.

Охват фестиваля составил 100 человек. Фестиваль был освещен СМИ по федеральному каналу «Россия-1».

Дети были в полном восторге от проведения фестиваля, ведь до этого они усердно готовились к выступлениям 3 месяца, чтобы выступить на таком крупном событии в их жизни. Зарубежные гости были под таким впечатлением, что решили устроить подобный фестиваль у себя на Родине. Таким образом, 17-19 октября 2019 года состоялся Первый международный инклюзивный музыкальный фестиваль в Турции. Очень хорошо, что российский опыт развития инклюзивной сферы перенимают зарубежные страны.

Поэтому публичные фестивали, концерты, выставки работ – это хорошая возможность показать общественности, что дети с ограниченными возможностями совсем не ограничены, напротив их возможности в творчестве безграничны. Они так же, как и здоровые дети любят выступать на сцене, показывать то, что они умеют делать, и отделять их от обычных детей не нужно. Именно творчество позволяет раскрыть их настоящий потенциал, а публичные выступления доказывают им, что их старания не напрасны. Это пример социального аспекта развития детей. Так же есть социально-психологический аспект. Суть данного аспекта в том, что дети помимо того, что развиваются в творчестве, они еще и общаются между собой. Даже общение детей даунов только между собой, а не с обычными детьми, дает им возможность повышения коммуникативной компетентности.

Список литературы

Соколова М. В., Халзанова Т. В. Социальная адаптация детей с синдромом Дауна // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - №4. – С.1-12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-s-sindromom-dauna (дата обращения: 28.10.2019).

Загорская Л. М., Назаркина В. А. Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению подросткового и старшего школьного возраста: современные технологии // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - №5 (66). – С.105-122. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-reabilitatsiya-detey-invalidov-po-zreniyu-podrostkovogo-i-starshego-shkolnogo-vozrasta-sovremennye-tehnologii (дата обращения: 28.10.2019).

Воронкин А.В., Баумбах С.О. Социокультурная реабилитация инвалидов // Инновационная наука. - 2016. - №12-3. – С.132-133. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-invalidov (дата обращения: 28.10.2019).

Просмотров работы: 47