Тема моей работы посвящена исследованию проблем социо-культурной реабилитации и интеграции детей с различными нозологиями (с ограниченными возможностями здоровья – далее «ОВЗ»). Рядом ученых выяснено, что в наше время традиционные средства, которые обеспечивают социализацию личности, не в полной мере подходят для детей с ОВЗ. Чтобы обеспечить полную социализацию ребенка, нужно проанализировать его нарушение со здоровьем, и уже исходя из этого, выбирать путь его социализации и интеграции в общество.
В своей я работе я рассмотрю социализацию детей с синдромом Дауна и предоставления им обширной психологической и образовательной поддержки с точки зрения творческой составляющей, поскольку данная проблема выступает предметом постоянного внимания ученых и практиков в наши дни. Я бы хотела сделать акцент именно на важность творческой составляющей развития детей с синдромом Дауна.
Почему я решила остановиться именно социо-культурной реабилитации? Потому что именно социо-культурная реабилитация ориентируется на развитие духовного мира инвалидов, стремится вернуть им ощущение полноценной духовной жизни даже при особенностях со здоровьем. Но, к сожалению, на первый взгляд, может показаться, что до сих пор эта социальная практика в нашей стране остается недостаточно изученной, отсутствует четкое понимание методологических и теоретических основ такой деятельности, нет методических разработок и мало проектов по использованию социокультурных технологий в работе с инвалидами, хотя из выше сказанного текста видно, что мы стремимся к развитию безбарьерной среды для инвалидов. [2] И в принципе мало проектов, где бы могли принять участие дети с синдромом Дауна, но это не так, примером, может послужить мое исследование.
В марте 2019 года мне посчастливилось стать руководителем волонтерского корпуса Первого международного инклюзивного музыкального фестиваля «Солнечная музыка», во время которого я провела небольшой опрос среди его участников.
В моем опросе участвовало 20 человек, опрос состоял из 6 вопросов.
Первый вопрос: Кем вы являетесь для ребенка?
Варианты ответа: Мать, отец, бабушка или дедушка.
Результаты опроса.
6% - дедушка
10%-бабушка
37%-отец
47%-мать
Второй вопрос: Возраст вашего ребенка?
Варианты ответа: 6-8 лет, 8-12 лет, 12-14 лет и 14-18 лет.
Результаты опроса.
Детей в возрасте от 6 до 8 лет оказалось 38%
От 8 до 12 лет – 33 %
От 12 до 14 лет – 22%
От 14 до 18 лет – 7%
Таким образом, можно сделать, что в основном в творческую деятельность вовлечены дети младшего возраста, это объяснимо тем, что это как раз возраст социализации детей.
Третий вопрос: Где ваш ребенок получает услуги?
Варианты ответа: Ходят в школу; Не ходят в школу, на дом приходят специалисты; Посещают доп. занятия (1 кружок), Посещают доп. занятия (более 2 кружков) и ничем не занимаются.
Результаты опроса:
Не ходят в школу, на дом приходят специалисты - 24%
Ходят в школу - 37%
Посещают доп. занятия (более 2 кружков) - 12%
Посещают доп. занятия (1 кружок) - 27%
Ничем не занимаются – 0%
Таким образом, все дети так или иначе вовлечены в творческую или учебную деятельность, что говорит о развитии детей и о том, что родители заинтересованы в обучении своих детей.
Четвертый вопрос: Что, на ваш взгляд, оказывает большое влияние на развитие ребенка?
Варианты ответа:
Результаты опроса:
Школа - 14%
Индивидуальные занятия со специалистом – 15%
Творческая деятельность - 71%
Большинство респондентов считает, что большое влияния на развитие их детей оказывает творческая деятельность, что не может не радовать. Ведь именно творчество развивает фантазию ребенка и дает возможность попробовать что-то новое.
Пятый вопрос: Кружок какой направленности посещает ваш ребенок?
Варианты ответа: плавание, рукоделие и театр.
Плавание – 7%
Рукоделие – 16%
Театр – 22%
Музыка – 100%
Почему же музыка 100%? Поскольку я проводила опрос среди участников музыкального конкурса, соответственно все они причастны к музыкальной деятельности и посещают различные кружки.
Шестой вопрос: Должны ли публично демонстрироваться достижения вашего ребенка (конкурсы, выставки, фестивали и т.д.)?
Варианты ответа: да и нет.
Да – 95%
Нет – 5 %
Таким образом, можно прийти к выводу, что творческая деятельность оказывает наибольшую роль на социо-культурную реабилитацию детей.
В наше время существует множество культурно-досуговой деятельности в инклюзивной сфере, в основном с платной историей и не всегда эффективной. Но пообщавшись с родственниками детей, я составила следующую таблицу бесплатных кружков для детей-даунов в г. Москве, где любой желающий может заниматься безвозмездно.
Название учреждения |
Название коллектива |
Направленность |
ГБУК г. Москвы «Дом культуры «Гайдаровец» |
Оркестр «Солнечные нотки» |
Музыка |
Школа им. Островского на Тверской |
Открытое искусство |
Театр |
Бассейн «Гармония» |
- |
Плавание |
Центр досуга и творчества молодежи |
- |
Роспись по дереву |
Центр досуга и творчества молодежи |
- |
Керамика |
Исходя из этого списка, я решила провести свое исследование на базе оркестра «Солнечные нотки» Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Дом культуры «Гайдаровец». Дом культуры – это место, где каждый человек может найти занятие по душе вне зависимости от его возраста. Если рассматривать подведомственные учреждения департаменту культуры города Москва, а именно Дома культуры и культурные центры, то можно увидеть, что они имеют структуру разделения коллективов по Арт-студиям.
Дом культуры «Гайдаровец» - профильное учреждение культуры, предназначенное для развития творческой деятельности жителей Москвы, основное здание которого расположено в особняке 18 века, имеющего уникальную историю.
В этом учреждении представлено разделение на 9 арт-студий, по их направлениям:
Арт-студия «Вокального и инструментального мастерства»
Арт-студия «Спорт как искусство»
Арт-студия «Волшебный сундучок»
Арт-студия «Секрет»
Арт-студия «Фольклор»
Арт-студия «Танцы»
Арт-студия «Happybaby»
Арт-студия «Театр»
Арт-студия «Доступное творчество».
Название арт-студий говорят сами за себя, чем они занимаются.
Поскольку тема моей исследовательской работы «Развитие детей инклюзивной среды на базе Домов культуры как творческий подход к социольно-культурной реабилитации», то я буду говорить об Арт-студии «Доступное творчество».
Почему «доступное» творчество? Во-первых, в данной арт-студии нет платных коллективов. Во-вторых, каждый желающий не зависимо от возраста может записаться в коллектив, некоторые из коллективов даже участвуют в общегородской программе «Московское долголетие». А в-третьих в данной арт-студии представлены различные направления для занятия на любой вкус:
- Мастерская игры на гитаре для людей с ограниченными возможностями "Прикосновение" (12+),
-Коллектив развития и социальной адаптации "Оркестр "Солнечные нотки" (6+),
-Коллектив развития и творчества "Солнечная музыка"(12+),
-Экспериментальный инклюзивный коллектив "Театр Доброго Героя"(16+),
-Интеграционный клуб "Фото театр"(16+),
- Клуб развития и социальной адаптации "Родник"(3+).
Таким образом, арт-студия "Доступное творчество" - это инклюзивный проект Дома культуры «Гайдаровец», участие в котором предполагает учет особенностей нарушения здоровья занимающихся.
Занимаясь в Арт-студии, все ее участники создают социальную и культурную среду, в которой каждый может почувствовать личностный рост и внести свой вклад в общий творческий процесс.
Дом культуры «Гайдаровец» стремится создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые участвуя в спектаклях, концертах, смогут стать нужными обществу и конечно же, раскрыть свой творческий потенциал в области культуры и искусства.
Итак, вернемся к оркестру «Солнечные нотки». В моем опросе большинство респондентов сказали, что детям следует, участвовать в публичных выступлениях, конкурсах, концертах и т.д. Я не могу с этим не согласиться. Многие коллективы устраивают большие отчетные концерты, но оркестр Оркестр «Солнечные нотки» пошли дальше: 22-24 марта 2019 года они своими силами и силами ДК «Гайдаровец», при поддержке ГБУ г. Москвы «Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая», Русской Православной церкви, организовали Первый международный инклюзивный музыкальный фестиваль «Солнечная музыка». В фестивале приняли участие 5 стран: Россия, Турция, Латвия, Украина, Молдова. В фестивале участвовали не только дети с синдромом Дауна, но и дети с другими нарушениями.
Цель фестиваля - привлечение внимания общественности к развитию инклюзивной среды в России и мире.
Охват фестиваля составил 100 человек. Фестиваль был освещен СМИ по федеральному каналу «Россия-1».
Дети были в полном восторге от проведения фестиваля, ведь до этого они усердно готовились к выступлениям 3 месяца, чтобы выступить на таком крупном событии в их жизни. Зарубежные гости были под таким впечатлением, что решили устроить подобный фестиваль у себя на Родине. Таким образом, 17-19 октября 2019 года состоялся Первый международный инклюзивный музыкальный фестиваль в Турции. Очень хорошо, что российский опыт развития инклюзивной сферы перенимают зарубежные страны.
Поэтому публичные фестивали, концерты, выставки работ – это хорошая возможность показать общественности, что дети с ограниченными возможностями совсем не ограничены, напротив их возможности в творчестве безграничны. Они так же, как и здоровые дети любят выступать на сцене, показывать то, что они умеют делать, и отделять их от обычных детей не нужно. Именно творчество позволяет раскрыть их настоящий потенциал, а публичные выступления доказывают им, что их старания не напрасны. Это пример социального аспекта развития детей. Так же есть социально-психологический аспект. Суть данного аспекта в том, что дети помимо того, что развиваются в творчестве, они еще и общаются между собой. Даже общение детей даунов только между собой, а не с обычными детьми, дает им возможность повышения коммуникативной компетентности.
Список литературы
Соколова М. В., Халзанова Т. В. Социальная адаптация детей с синдромом Дауна // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - №4. – С.1-12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-s-sindromom-dauna (дата обращения: 28.10.2019).
Загорская Л. М., Назаркина В. А. Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов по зрению подросткового и старшего школьного возраста: современные технологии // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - №5 (66). – С.105-122. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-reabilitatsiya-detey-invalidov-po-zreniyu-podrostkovogo-i-starshego-shkolnogo-vozrasta-sovremennye-tehnologii (дата обращения: 28.10.2019).
Воронкин А.В., Баумбах С.О. Социокультурная реабилитация инвалидов // Инновационная наука. - 2016. - №12-3. – С.132-133. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-invalidov (дата обращения: 28.10.2019).