ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Назаренко В.В. 1, Гаевая Е.Е. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По данным статистики все большее количество детей, приходя в дошкольные образовательные организации, нуждаются в помощи логопеда по причине различных речевых нарушений.

Одним из тяжелых нарушений речи у детей является моторная алалия. Моторная алалия определяется как системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [1]. Моторная алалия характеризуется речевой симптоматикой (нарушение всех компонентов речи у ребенка), а также неречевой симптоматикой: у детей с моторной алалией отмечается низкий уровень развития моторики, внимания, памяти, запаздывает развитие словесно-логического мышления. Ограничена вербальная память: запоминание слов, предложений, текста. Детям трудно изложить логическую последовательность событий, сюжет рассказа, выделить главное в сюжете [1, 3]

Ввиду специфики нарушения важен комплексный подход к его коррекции – сочетание методов логопедии и психологии, а также наблюдение ребенка врачом-неврологом. Логопедическую работу с ребенком с моторной алалией следует начинать как можно раньше и вести по следующим направлениям: развитие понимания речи, развитие подражательной речевой деятельности, формирование предложений, расширение лексического запаса и усвоение грамматических конструкций, а также развитие связной речи, формирование нормативного звукопроизношения и фонематического слуха [3].

С точки зрения детской психологии нельзя не отметить следующее: работая с дошкольниками, необходимо использовать методы, которые будут для ребенка интересны, увлекательны, по возможности приносить детям положительные эмоции. Дошкольникам нравятся яркие игрушки, песни, подвижные игры, это следует учитывать в логопедической работе с ними. Арт-терапия является одним из перспективных методов психологической работы с детьми с различными отклонениями в развитии [2]. Представляет интерес изучение возможностей арт-терапии (сказкотерапии, изотерапии, театрализованных представлений, танцевальной и музыкальной терапии) в коррекционно-развивающей работе с детьми с моторной алалией для развития высших психических функций, а также речевого развития детей. Поэтому актуальна разработка коррекционно-развивающей арт-терапевтической программы для детей с моторной алалией, а также исследование влияния арт-терапевтических методов работы с детьми на различные параметры речевого развития детей с данным нарушением.

Работа выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина, проект ID ГК190000358.

Список литературы

Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Academia, 2001.

Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.

Просмотров работы: 67