ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЗАВЕРШИВШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЗАВЕРШИВШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Баринов М.Р. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Участие в различных соревнованиях, особенно в соревнованиях международного уровня, оказывает влияние на психику спортсмена. Предвкушая победу, спортсмен испытывает радость и прилив сил и это в свою очередь благотворным образом сказывается на результатах турнира. Если же спортсмен в силу неуверенности в себе представляет собственное поражение в соревнованиях, то отрицательные эмоции могут вызвать негативные последствия.

Психологическое состояние, спровоцированное мыслями о приближающимся турнире, в научной литературе называется предстартовым или предсоревновательным состоянием.

Перед соревнованиями каждый спортсмен испытывает переживания. Чем значительнее соревнование, тем сильнее и сложнее переживания. Предстартовое эмоциональное состояние является реакцией нервной системы на предстоящую работу, требующую полной мобилизации сил (как эмоциональных, так и физических).

Умение спортсмена управлять своим психическим состоянием формируется в процессе тренировок и во время соревновательной деятельности. Эта способность тесно связана с воспитанием личности спортсмена, с воспитанием ответственного отношения к коллективу, тренеру и спортивной деятельности.

Эмоции - субъективные психологические состояния, отражающиеся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Данные эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [3].

Большинство ученых выделяют следующие функции эмоций:

-мотивационно-регулирующую,

- коммуникативную,

- сигнальную

- защитную.

Мотивационно-регулирующая функция состоит в роли эмоций как мотива поведения человека, они способны побуждать, направлять и регулировать поведение и деятельность.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции являются внешним выражением психического и физического состояния человека. Эмоции помогают лучше понять собеседника в ситуации межличностного общения.

Сигнальная функция – эмоции являются «сигналом» к определению состояния потребностной сферы личности. Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, конкретная эмоция может защитить человека от опасностей.

В свою очередь при смене рода деятельности со спортивной на учебную, происходит перестроение личности, в том числе эмоциональной сферы спортсмена завершившего профессиональную спортивную деятельность. Причины окончания профессиональной спортивной карьеры могут быть различны: травмы, учеба, выбор родителей(учебы, окончание спортивной деятельности и пр.), прекращение профессиональной спортивной деятельности с дальнейшим развитием в избранном виде спорта в качестве тренера, потеря интереса к спорту в целом, смена круга общения (взаимодействия) и другие причины.

Эмоциональные состояния спортсменов завершивших профессиональную спортивную деятельность может иметь различный спектр и палитру, некоторые из них могут быть не замечены самим спортсменом.

В результате перехода в новую деятельность, новую социальную группу (студенчество) эмоциональные состояния и так имеющие влияние на личность студента после окончания профессиональной спортивной деятельности, погружают его в ещё более стрессовую, сложную, проблемную ситуацию.

Таким образом бывший профессиональный спортсмен может быть более тревожным, более агрессивным, более дезадаптивным в новых условиях(социальных, профессиональных и прочих).

В свою очередь для профилактики и коррекции данных эмоциональных состояний используется аутогенная тренировка по Джейкобсону, Шульцу, Алексееву.

При выполнении данной тренировки, дисциплинированности происходит изменение и проработка проблемных эмоциональных состояний которые влияют на бывшего спортсмена и нынешнего студента.

Список литературы

1.А.В. Алексеев - Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. издательство Феникс, год 2006.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. Серия «Мастер психологии». / Е.П. Ильин. – Санкт- Петербург.: Изд-во «Питер», 2008. – 352 с.

3. Константинова С.И. Социально-психологическая адаптация спортсменов высокой квалификации с учетом параметров их индивидуальности / С.И. Константинова // Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 22. - С. 95 - 97.

Просмотров работы: 2