РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Манзар И.А. 1
1ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования. Экономическое состояние нашей страны, требует пересмотра профессиональной подготовки специалистов. Обществу нужны работники с профессионально развитым мышлением, способные творчески подходить к решению разнообразных производственных проблем, самостоятельно находить верные и рациональные пути, способствующие развитию производства.

В соответствии с общественными потребностями возникла необходимость поиска новых путей развития творческой личности специалиста. Психологами и педагогами доказано, что в раннем возрасте гораздо эффективнее развивать творческие способности человека, чем в более позднем, т. е творческую подготовку тружеников производства следует начинать осуществлять в школьные годы. По утверждению Б. Голиньской [4], одним из путей подготовки учащихся является целенаправленное обучение школьников основам методики конструирования технических устройств в процессе разработки и изготовления действующих моделей машин, приборов, аппаратов.

Особая роль в подготовке такой личности отводится учителю технологии, так как содержание занятий по этому профилю предусматривает знакомство и получение первоначальных знаний и умений по основам производств. Развитию творческой познавательной активности обучающихся способствует художественно-конструкторская деятельность в процессе которой школьники знакомятся с техническими процессами различных производств, предусмотренных программой по технологии и выходящих за ее рамки (в технических кружках, конструкторских бюро и т. д.), решают творческие конструкторские задачи, способствующие повышению экологии, конструируют различные приспособления, облегчающие ручной труд, то есть такая деятельность отвечает требованиям современного общества.

Несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных развитию познавательной активности учащихся, в существующей педагогической теории и практике нет специальных исследований, рассматривающих развитие познавательной активности обучающихся в процессе художественно-конструкторской деятельности.

Таким образом, выявляется существенное противоречие между необходимостью развития познавательной активности обучающихся в процессе художественно-конструкторской деятельности и не разработанностью содержания и дидактических условий осуществления этого процесса.

Выявленное противоречие определяет проблему исследования: каковы содержание и дидактические условия развития познавательной активности обучающихся в процессе художественно-конструкторской деятельности?

Определенные подходы к решению вопросов рассмотрены в работах известных педагогов и психологов. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в трудах различных педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Среди отечественных исследователей, изучавших особенности деятельности и способы ее активизации можно выделить А.К. Маркову, В.И. Лазовую, Г.И. Щукину.

Художественно-конструкторская деятельность получила освещение в работах В.А. Горского, Л.Д. Давыдовой, В.И. Качнева, В.В. Колотилова, В.А. Моляко, Р.С. Скульского, А.Л. Соломина, В.П. Тигрова, С.М. Шабалова.

Данная проблема определила тему исследования: «Развитие познавательной активности обучающихся основной школы в процессе художественно-конструкторской деятельности».

Объект исследования − познавательная активность обучающихся.

Предмет исследования – содержание и дидактические условия развития познавательной активности обучающихся основной школы в процессе художественно-конструкторской деятельности.

Цель статьи: сформулировать и проанализировать ключевые понятия, которые составляют основу нашего исследования.

Изучение педагогической, философской и психологической литературы указывает на наличие многочисленных определений понятия «познавательная активность». Одни отожествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспирова дана такая трактовка: «Познавательная активность» − деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом [5, с.46].

В качестве основного определения понятия «познавательная активность» нами будет использовано разъяснение термина Т.И. Шамовой «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [9, с.55].

Таким образом, познавательная активность отражает определенный интерес учащихся к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению и расширению этих знаний.

Так же активность может быть выражена через художественно-конструкторскую деятельность, она развивается, сопровождая весь процесс становления личности.

Художественно-конструкторская деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, ведь для ребенка важен не только процесс, но и результат трудовой деятельности. Красивое, функциональное изделие – один из основных мотивов, побуждающих ребенка к продуктивному продолжительному творчеству, к проявлению самостоятельности в планировании и осуществлении задуманного. Специфика художественно-конструкторской деятельности заключается, прежде всего, в единстве утилитарного (польза) и эстетического (художественная выразительность), в интеграции искусства и техники, красоты и целесообразности [7].

Художественно-выразительная природа такой деятельности создает условия для развития эстетических идеалов, представлений, взглядов о гармоничной форме и целесообразной конструкции изделия, что является основой для развития эстетического и в высшем своем проявлении художественного вкуса. На основе выше изложенного, можно определить роль художественно-конструкторской деятельности в развитии творческой активности младшего школьника как процесс генерации эстетических, трудовых, технологических и социальных аспектов жизнедеятельности и отношений личности, направленных к познанию и преобразованию мира, себя, своей жизни по законам красоты, духовности и гармонии [4].

Термин «Художественное конструирование» в различных источниках объясняется по-разному. В «Большом энциклопедическом словаре» под редакцией А.М. Прохорова под «художественным конструированием» понимается вид художественной деятельности или проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами [3].

«Популярная художественная энциклопедия» под редакцией В.М. Полевого содержит следующие понятие: «Художественное конструирование – творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства, цели художественного конструирования достигаются путем приведения в единую систему функциональных и композиционных качеств, эстетических и эксплуатационных характеристик предметных комплексов и отдельных изделий. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком. Оно осуществляется художником конструктором (дизайнером) в непосредственном контакте с инженерами конструкторами, технологами, специалистами в области социологии, психологии, эргономики, системотехники и других наук» [8, с.37].

По мнению составителя «Краткого словаря по эстетике» [3] «художественное конструирование» − вид творческой проектной деятельности, в результате которой промышленные изделия и комплексы изделий, помимо привлекательного внешнего вида, приобретают свойства и структурные связи, обеспечивающие их функциональное и композиционное единство. Художественное конструирование способствует рациональному изготовлению и использованию утилитарных предметов, повышению удобства пользования ими и безопасности, более органичной связи с наличным материальным окружением.

В «Большой политехнической энциклопедии» под редакцией В.Д. Рязанцева [2] термину «Художественное конструирование» есть несколько другое определение: «Художественное конструирование» − это творческий процесс и метод проектирования изделий, осуществляется на основе принципов и требований технической эстетики.

Художественное конструирование особая область творчества, органически сочетающего художеств. Художественно-познавательный интерес включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики познавательных интересов детей. К когнитивным характеристикам относятся сензитивность (восприимчивость) к художественной информации; диапазон; осознанность, избирательность и глубина. Эмоциональные характеристики модальность интереса и эстетическая эмпатия, способность сопереживать и понимать эмоционально-духовный мир, воплощенный в художественных образах. Устойчивость проявления интереса в различных условиях; активность, самостоятельность, действенность, мотивация перспективы (стремление продолжать познание) поведенческие характеристики [1].

Таким образом, художественно-конструкторская деятельность заключается, прежде всего, в единстве утилитарного (польза) и эстетического (художественная выразительность), в интеграции искусства и техники, красоты и целесообразности. Художественно-выразительная природа такой деятельности и создает условия для развития эстетических идеалов, представлений, взглядов о гармоничной форме целесообразной конструкции изделия, что является основой для развития эстетического и в высшем своем проявлении художественного вкуса.

Проанализировав ключевые понятия нашего исследования, дальнейшую работу направим на выявление содержания и дидактических условий развития познавательной активности обучающихся основной школы в художественно-конструкторской деятельности.

Список использованной литературы:

Барышева, Т. А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде: Учебно-метод. пособие / Т.А. Барышева, научный ред. Б.А. Столяров. СПб.: ГРМ, 2011. 112 с.

Большая политехническая энциклопедия : более 7000 словарных статей [Электронный ресурс] / составители В. Д. Рязанцев. Москва : Мир и Образование, 2011. 704 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73286.html (дата обращения: 27.01.2020).

Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.  Прохоров;  – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 2004. – 1456 с.

Голиньска, Б. Теории и практика подготовки учителей в Польше к формированию познавательной активности учащихся: Автореф. дис. . док. пед. наук  : 13.00.01 / Б. Голиньска. – М., 1999. − с. 32.

Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов вузов / Г. М.  Коджаспирова. – М. : Академия, 2001. – с. 176.

Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя / под редакцией д.ф.н., профессора М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983г. 224 с.

Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416с.

Популярная художественная энциклопедияПод ред. В. Полевого − М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986. 447с.

Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова.− М.: Педагогика, 1982. – с. 208.

Просмотров работы: 24