Симуляционные технологии в медицинском образовании на примере Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет им.М.К.Аммосова» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Симуляционные технологии в медицинском образовании на примере Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет им.М.К.Аммосова»

Саморцева А.С. 1, Карпова А.Г. 1, Дьячковский Н.С. 1
1"Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В данной статье проведено сравнение анкетных данных двух учебных групп Медицинского института для оценки компетентности студентов по использованию новых технологий в сфере образования.

Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации. Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.

При прохождении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценный разбор каждого из курируемых больных и уж тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом объективного обследования пациента. В реальной клинике эта ситуация усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденной работой в группе.

В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе.

Ключевые слова: Симуляционные технологии, методика обучения, тренажеры, студенты, медицинский институт.

Введение

История применения медицинской симуляции в обучении врачей насчитывает многие тысячелетия и неразрывно связана с развитием медицинских знаний и ходом научно-технического прогресса. Так, успехи химической промышленности обусловили появление пластмассовых манекенов, прогресс компьютерных технологий предопределил создание виртуальных тренажеров и симуляторов пациента [4, с 2-4 ].

Тренинг на роботах – симуляторах пациента позволяет оценить исходный уровень командной работы и значительно его повысить в процессе обучения. В исследовании, проведенном на симуляторах при моделировании травматического шока, доказано достоверное возрастание командного мастерства в процессе тренинга [1, с 51].

Для влияния симуляционного обучения на качество освоения практических навыков сравним традиционное обучение и симуляционное обучение. Преимуществами первого являются следующие: опыт взаимодействия с разными пациентами; возможность наблюдать действия профессионалов; развитие клинического мышления; подготовка к самостоятельной деятельности. Но оно также имеет и свои недостатки: не у всех студентов есть возможность самостоятельно выполнить действие; в процессе обучения велика вероятность ошибки; нарушение права пациента на качественное оказание помощи; не всегда существует возможность педагогического контроля степени достижения компетентности (выполнения действий с его обоснованием).

Цель исследования

Изучить и оценить эффективность симуляционных технологий на примере Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо - Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова».

Материалы и методы иcследования

Для оценки компетентности студентов применяемой модели обучения с использованием симуляционных и традиционных технологий проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 49 студентов второго курса, Медицинского института по специальности Лечебное дело.

Участники исследования были поделены на две подгруппы. Первая подгруппа из 25 студентов обучалась на манекенах, фантомах и муляжах, другая подгруппа из 24 студентов под руководством преподавателей обучалась на пациентах, друг на друге, или применялся лекционный формат обучения.

Результаты и обсуждения

После проведенного анализа анкетирования студентов, были получены следующие результаты:

Рис. 1. Закапывание ЛС в глаза и в нос.

На вопрос «Насколько уверенно Вы овладели навыками закапывания ЛС в глаза и в нос?» респонденты ответили что, 56% студентов чувствуют уверенно во время закапывания ЛС в газа и в нос.

Рис. 2. Постановка инъекций.

Следующим вопросом был «Насколько уверенно Вы стали ставить инъекции?».

На данном рисунке мы видим, что 52% студентов при постановке инъекций чувствуют себя уверенно.

Рис. 3. Выполнение сердечно – легочной реанимации.

Вопрос «Насколько уверенно Вы выполняете СЛР?».

На данный вопрос 20% студентов ответили, что при выполнении сердечно – легочной реанимации чувствуют себя уверенно, а 80% студентов выбрали ответ «Достаточно уверенно». Это можно доказать тем, что сердечно – легочная реанимация сложная манипуляция.

Ответы участников исследования, которые отрабатывали практические навыки в терапевтическом отделении стационара:

Рис. 4. Закапывание ЛС в глаза и в нос.

На вопрос «Насколько уверенно Вы овладели навыками закапывания ЛС в глаза и в нос?», только 37,5% студентов выбрали ответ «Уверенно». Исходя из рисунка, можно сказать, что студенты освоили данную манипуляцию достаточно.

Рис. 5. Постановка инъекции.

Следующим вопросом был «Насколько уверенно Вы стали ставить инъекции?»

При постановке инъекций лишь 12% студентов чувствуют себя уверенно, достаточно уверенно чувствуют 42% студентов, а остальные 46% чувствуют себя не уверенно. Потому что, студентами были выявлены следующие недостатки: страх перед пациентами, недостаток коммуникативных навыков в общении с пациентами, недовольство пациентов, недостаток времени для отработки каждого навыка, ограничение допуска студентов в процедурные кабинеты, психологическая боязнь выполнения процедуры, высокий риск для здоровья пациента. А техникой СЛР во время практики в терапевтическом отделении студенты не овладели.

Рис. 6. Эффективность симуляционных технологий.

И последний вопрос для 1 подгруппы был задан: «Считаете ли Вы эффективным использование симуляционных технологий в обучении?»

На данном вопросе большинство, т.е. 61% студентов ответили положительно, что симуляционные технологии эффективно действует на их обучение. Эффективность обучения симуляционных методов подтверждается самостоятельной работой студентов в рамках учебно – практических занятий в терапевтических отделениях на клинических базах кафедры и готовностью студентов к летней производственной практике.

Рис. 7. Навыки на муляжах и на тренажерах.

А для 2 подгруппы был задан вопрос «Должны ли студенты до прохождения практики овладеть навыками на муляжах и на тренажерах?»

Студенты из 2 подгруппы на 100% согласились, что до прохождения производственной практики каждый обучающий должен овладеть навыками на тренажерах и на муляжах.

Таким образом, после данного исследования студенты 1 подгруппы ответили, что после практических занятий с использованием симуляционных технологий увеличилась усвоения навыков медицинских манипуляций; закрепились теоретические знания, полученные ранее; снизилось волнение, неуверенность при выполнении манипуляций; повысились эффективность взаимодействия членов группы при оказании медицинской помощи. Кроме того, студенты отметили, что полученные знания, умения и практические навыки пригодятся им в повседневной жизни.

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Результаты исследования подтверждают целесообразность использования учебных тренажёров (фантомов, муляжей и манекенов) в процессе формирования профессиональной компетентности у студентов медицинских техникумов колледжей и институтов.

2. Для повышения эффективности обучения практическим умениям необходимо многократное повторение занятий с использованием учебных тренажёров.

3. Использование учебных тренажёров способствует формированию профессиональных компетенций необходимых для эффективного прохождения производственных практик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Симуляционное обучение это обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами или порядками оказания медицинской помощи.

Условия эффективного использования симуляционного обучения могут быть созданы только в специализированных учебных центрах. На кафедрах должно быть обеспечено теоретическое обоснование деятельности, обязательный контакт с пациентами, как можно большее количество клинических случаев одного и того же состояния, а также при наличии финансовых возможностей формирование отдельных практических навыков на тренажерах в учебных классах. Аттестация должна проводиться в учебных классах учебной виртуальной клиники. При этом учебный план дисциплины должны быть скорректирован с учетом этапа аттестации в Центре симуляционного обучения, методические материалы взаимосогласованные с программами и требованиями профессиональных стандартов на современном уровне.

Преимущество функционирования отдельно – выделенных центров симуляционного обучения коллективного доступа обусловлено:

В – первых, экономической целесообразностью покупки тренажеров. Ряд тренажеров, которые могли бы быть востребованы для качественной подготовки разными кафедрами, имеют очень высокую стоимость. Более дешевые тренажеры вместо покупки одного и то же наименования на разные кафедры могли бы быть закуплены в более широком ассортименте. Персонал, для технического обслуживания этих средств обучения, сконцентрирован в одном месте.

Во – вторых, возможностями проведения качественных ролевых игр, которые невозможны силами только одного преподавателя. Так, например, одной из важных целей обучения в сфере оказания медицинской помощи является необходимость формирования не просто отдельных навыков ее проведения, но и выработка четкого и уверенного поведения в целом по ситуации, а именно необходимость формирования непосредственного алгоритма поведения ситуации, требующей быстрого реагирования. Именно для этой цели мероприятий центра при участии преподавателей в качестве экспертов – это более эффективно.

В – третьих, именно в условиях специально оборудованного центра содержание обучения может быть направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение, работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков, общения с «пациентом». Обучение может проходить в форме учебной практики для студентов, практических занятий с использованием современных методов обучения для всех других категорий учащихся.

В – четвертых, одним из преимуществ симуляционного центра это совместное обучение врачей и медицинских сестер, позволяющее им стать настоящей командой. Для лиц, повышающих свою квалификацию прохождение совместных тренингов в имитационной палате пациента или оперблоке, может стать основой для пересмотра тактики работы, с целью повышения удовлетворенности от нее, а также и ее эффективности.

Таким образом, из данного исследования можно сказать что, обучение с помощью симуляторов является одним из эффективных методов обучения в развитии практических навыков и формировании профессиональных компетенций в медицинском ВУЗе.

Правильно организованный методический подход сотрудников кафедры, использование методических разработок алгоритмов практических навыков делают усвоение навыков быстрее, понятнее, закладывается автоматизм и правильность исполнения навыка.

Правильная организация учебного процесса практики с использованием симуляционных технологий приводит к овладению профессиональными практическими навыками на более высоком уровне. Эффективность обучения с помощью симуляционных методов подтверждается самостоятельной работой студентов в рамках учебно – практических занятий.

Тренажеры, используемые в симуляционном обучении, спасают жизнь пациентам, позволяя совершить неизбежные ошибки в период обучения не на живых людях, благодаря чему помогают стать хорошим специалистом каждому. Для этого важно понимать, что целью получения максимальной пользы от занятий с имитацией реальных ситуаций обучающимся необходимо проникнуться сценарием и действовать, как если бы перед ними был не тренажер, а настоящий пациент. Задача преподавателя всемерно способствовать тому, чтобы создавать атмосферу серьезного и ответственного отношения к занятию у каждого обучающегося.

Использование в образовательном процессе технологии симуляционного обучения позволяет повысить самооценку студентов и слушателей, предоставляет возможность каждому обучаемому неоднократно осуществить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональным стандартом и порядками оказания медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде, а значит и подготовить себя к требованиям предстоящей аккредитации.

Таким образом, методика симуляционного обучения является наиболее эффективной в подготовке специалиста к практической работе и в современном мире является единственной инновационной педагогической технологией способной уменьшить количество ошибок и повысить качество подготовки и переподготовки медицинских работников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свистунова А.А., ред. Симуляционное обучение в медицине. Составитель Горшков М.Д. М.: издательство Первого МГМУ им. и.М. Сеченова; 2013. 287с

2. Найговзина Н.Б., Филатов В.Б., Горшков М.Д., Гущина Е.Ю., Колыш А.Л. общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении. В кн.: II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. Москва, 2013

3. Осанова М.В., Тимербаев В.Х. , Валетова В.В., Зверева Н.Ю. опыт реализации симуляционных образовательных программ последипломного обучения врачей в неотложной медицине и анестезиологии. Медицинское образование и профессиональное развитие 2011 – 6 с.

4. Горшков М.Д. Три уровня симуляционных центров. В кн.: II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. Москва, 2013

Просмотров работы: 230