Проблема руководства и лидерства, и формы распределения власти в организации - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблема руководства и лидерства, и формы распределения власти в организации

Быкова С.Е. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассмотрены основные пробле­мы руководства и лидерства, а также формы распределения вла­сти.

Тема руководства и лидерства всегда волновала умы человечества. Старый мудрец сказал: «Искусство общаться с людьми - самое трудное и самое высокое из всех искусств. Актуальность этой темы заключается в том, что каждый человек, который когда-либо был в команде и устанавливал межличностные отношения, сталкивался с проблемой руководства и лидерства. Успех любой организации зависит от того, кто ее направляет, и кто ей управляет. Руководитель является первым лицом учреждения, он руководит работой других и несет ответственность за ее результаты. Но есть тот, кто имеет не меньшее влияние на команду, чем руководитель, его называют лидером. Как показывает практика, настоящий лидер имеет значительное влияние и способен добиваться хороших результатов в команде. Проблема руководства и лидерства изучалась учеными многих стран уже более ста лет. В течение этого периода проводились эксперименты, формулировались теории для их объяснения. [1]

Для начала определимся с понятиями руководства и лидерства.

Лидерство - это последовательность действий, направленных, прежде всего, на создание организаций, на их формирование и адаптацию к существенным изменениям. Руководство - это механизм, который направляет усилия команды или человека на решение общих задач.[2]

Рассмотрим проблемы руководства и лидерства более конкретно.

1.Конфронтация между руководителем и лидером, то есть между неформальными и формальными лидерами. Такая ситуация может возникнуть в любой организации, где есть два главных человека - начальник и неформальный лидер. В первом случае всегда будет угнетение второго, потому что команда больше привязана к неформальному лидеру, чем к начальнику.

2.Качества лидера фактически не соответствуют теоретическим основам.

3.Разрушительные лидеры, то есть лидеры - противники групп. Например, лидеры выступают против инноваций или инновационных групп в организации.

4.Выявление лидеров, то есть людей с врожденными или зрелыми лидерскими качествами, и главная привлекательность таких людей на руководящих должностях.

5.Взаимопонимание индивидуальных целей лидера с целями группы и организации в целом.

6.Сочетание формального и неформального лидерства в деятельности лидера. Ведь подчиненные всегда хотят видеть в своем лидере не только начальника, но и человека с этическими качествами, который заботится не только об эффективности организации, но и ее сотрудников.

7.Разностороннее развитие лидера, то есть целенаправленное изучение и тренировка тех качеств и навыков, которыми должен обладать лидер. [3]

Главную роль при анализе проблемы руководства и лидерства играет учет такого фактора, как власть.

Власть может принимать разные формы. Согласно их классификации, существует пять основных форм власти:

1) власть, основанная на принуждении;

2) власть, основанная на вознаграждении;

3) законная власть;

4) власть примера;

5) власть эксперта.

1. Власть через принуждение, влияние через страх - так люди, которые его критикуют, представляют себе власть. Страх, как правило, создает образы насилия. Но если бы физическая боль была единственным механизмом страха и принуждения, принудительная сила исчезла бы из организации навсегда. Жесткость часто опосредует страх, но никогда не является целью. Метод принуждения обычно сопровождает власть во всех случаях, когда человеку действительно что-то нужно, и он уверен, что другой способен отобрать это у него.

2. Обещание вознаграждения - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме. Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение.

3. Исторически самым распространенным инструментом влияния была законная власть, основанная на официальном статусе руководства. Исполнительная власть определяется существующей системой подчинения и всеми функциями, правами и обязанностями в структуре управления. Это определяется предоставлением руководителю полномочий принимать и осуществлять управленческие решения, издавать нормативные акты и заставлять подчиненных выполнять их. Все руководители пользуются законной властью, потому что они были делегированы для контроля над другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых начальник может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей компании. Подрядчик считает, что влияющий имеет право издавать приказы и что его обязанностью является их выполнение. Это влияние стало традицией, в результате чего подчинение будет отвечать потребностям исполнителя. Эффективное функционирование компании напрямую зависит от готовности подчиненных к традиционному признанию законной власти лидера. Но такое влияние возможно до тех пор, пока лидер способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если она не обеспечит своих верных сторонников теплом и безопасностью.

4. «Харизма - это сила, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Сила примера, или харизматическое влияние, определяется идентификацией исполнителя с лидером или привлеченным им, а также необходимостью принадлежать исполнителю и уважать его. Вопреки «официальному» безличному влиянию традиции, харизматическое влияние является полностью личным. Даже если исполнитель и лидер никогда не встречались, в восприятии исполнителя его отношения с лидером строятся практически на равных.Вот некоторых характеристики харизматических личностей:

1) обмен энергией. Кажется, что эти люди изучают энергию и заряжают ее людьми вокруг себя.

2) впечатляющий внешний вид. Харизматичный лидер не обязательно красив, но привлекателен, имеет хорошую осанку и хорошо держится.

3) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других.

4) хорошие риторические навыки. У них есть способность говорить и способность к межличностному общению.

5) Восхищение восприятием его личности. Они чувствуют себя спокойно, когда другие выражают свое восхищение ими и не впадают в высокомерие или эгоизм.

6) достойный и уверенный способ проведения. Они выглядят собранными и контролируемыми.

5. Экспертная власть - это способность лидера влиять на своих подчиненных благодаря его подготовке, уровню образования, опыту, таланту и навыкам. Этот тип полномочий напрямую не связан с конкретной позицией. Кроме того, как менеджеры, так и руководители могут иметь опыт, если они более знакомы с другими темами, чем другие сотрудники. Основой экспертного авторитета является убеждение исполнителя в том, что влияющий обладает особыми знаниями, способными удовлетворить потребности подчиненного. [4,5]

Подводя итог, можно подчеркнуть, что проблемы руководства и лидерства являются актуальными. Важную роль приобретают и формы распределения власти в организации и выбор стиля руководства. От этого зависит судьба всей организации, и ее сотрудников.

Список используемой литературы

1.Теория организации: Учебное пособие / Э.А. Смирнов; Государственный Университет Управления. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 248 с.: 60x88 1/16. - (Вопрос - ответ). (обложка) ISBN 978-5-16-000430-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548741

2.Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 720 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 5-16-002339-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/97199

3.Кретов Б. И. Типология лидерства. // Социально-гуманитарные знания. №3 2015

4.Зелинский С.А. Власть и властные отношения. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zln12.htm

5.Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-16-009073-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/421666

Просмотров работы: 61