ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Зайцева Е.С. 1, Шестипалова Ю.Б. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общество ставит перед собой цель обеспечить достойное качество жизни каждому члену социума. Забота о детях, оставшихся без попечения родителей полностью ложится на плечи государства.

Государственная защита основывается международными и федеральными правовыми документами. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» гласит что: «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти». Федеральным законом об образовании ФЗ №159 от 21.12.1996 г. предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня, в общих образовательных учреждениях, проживая в детдоме или специализированном интернате. При этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета. Законодательное определение усыновления и основоположных принципов данной процедуры представлено в статье 124 Семейного кодекса Российской Федерации. Усыновление подразумевает процедуру устройства детей-сирот в полноценные семьи с целью создания максимально благоприятных для развития ребенка условий. Статья 31 «Опека и попечительство» Гражданского кодекса Российской Федерации гласит о том, что дети могут быть взяты под опеку с целью их дальнейшего благоприятного воспитания.

Труды отечественных представителей 1, 3, 6, и др. посвящены особенностям развития личности детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из таких является не усваивание многообразия межличностных отношений. Этими же представителями исследовалось эмоциональное развитие детей. Исследования показали, что уже на первом году жизни дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются нежизнерадостностью, апатичностью, упрощенностью эмоциональных проявлений. Труды зарубежных представителей 2, 4 и др. также посвящены особенностям развития личности детей. Мнения представителей сходятся в общей идее: дефицитарность ребенка вследствие различных видов депривации присуща детям, оставшимся без попечения родителей, несмотря на прилагаемые усилия педагогов.

В процессе оказания психолого-педагогической помощи принимают участие различные специалисты: коррекционные педагоги, психологи, медицинские и социальные работники. Медицинская помощь предполагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая помощь включает в себя занятия по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая помощь предусматривает реализацию АООП ориентированных на особенности развития детей. Социальная помощь направлена на успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений и на представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах.

Отсутствие семьи негативно сказывается на развитии и воспитании детей, провоцируя такие проблемы личностного становления, как слабое здоровье (физическое и психическое), интеллектуальное отставание, проявляющееся в ограниченном кругозоре, недоразвитии психических познавательных процессов, отсутствии навыков учебной деятельности, проблемы психоэмоционального развития, социализации и т.д. Наличие внутренних проблем у детей данной категории обязывает общество оказывать многогранную помощь для оптимальной интеграции детей в социум. Качественная помощь, которая станет подспорьем в гармоничном развитии, будет надежным стержнем для ребёнка в его будущей самостоятельной жизни.

Изучение особенностей представлений о семье у детей с задержкой психического развития, оставшихся без попечения родителей проводилось на базе ГБУ АО «АЦПД «Лучик» и ГБУ АО «Архангельский детский дом №1» г. Архангельска, в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной нами цели использовались следующие методы и методики: беседа по сюжетной картинке «Семья», методика «Кинетический рисунок семьи» и игровая методика «Шесть кукол».

1) Беседа по сюжетной картинке «Семья» [5].

Обоснование использования: по результатам диагностики с помощью беседы можно судить об уровне сформированных представлений о членах семьи. (мама, папа, сын, дочка, бабушка, дедушка).

Характеристика: для констатирующего исследования была выбрана сюжетная картинка «Семья», которую детям, предлагалось рассмотреть, а затем ответить на 15 вопросов, ответы на которые дали возможность сделать вывод представлении детей о семье.

Перечень вопросов, задаваемых исследователем: 1) покажи на картинке папу; 2) покажи маму; 3) покажи сына; 4) покажи дочку; 5) покажи бабушку; 6) покажи дедушку; 7) покажи самого старого; 8) покажи самого молодого; 9) кто самый старый?; 10) кто самый молодой?; 11) кто смотрит телевизор?; 12) кто читает книгу?; 12) кто несет чашки?; 13) кто гладит кошку?; 13) как можно назвать одним словом всех этих людей?.

Выбранный метод позволил поделить выборку на 3 группы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень представлений о семье.

2) Игровая методика «Семья» [6].

Обоснование использования: игровая методика дает возможность определить уровень сформированности у детей представлений о семейный взаимоотношениях, семейных ролях, функциях.

Характеристика: выбранная игровая методика предполагает использование шести кукол (мама, папа, сын, дочь, бабушка и дедушка) и комплект мебели, используя который, воспитанник может взять на себя роль режиссера игры. Методика включает в себя 3 этапа:

1) Вступительная беседа;

2) Знакомство с игрушками. Исследователем отмечаются в протоколе, те предметы, которые ребенок не смог назвать. Также ребенку дается инструкция расставить предметы быта так, чтобы получилась гостиная и кухонное помещение;

3) Игра ребенка. Исследователь записывает все то, что говорит ребенок. Если ребенок молчит, допускается задавание вопросов, направленных на игру. Игра заканчивается на том этапе, когда желание у ребенка продолжать действия имеют угасающий характер. Продолжительность игры приблизительно может составлять 20-40 минут. Выбранный метод позволил поделить выборку на 3 группы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень представлений о семье.

Интерпретация результатов: 1 балл равен одному названному действию. Для оценки развернутости режиссерской игры взято значение Z которое является общим показателем всех действий ребенком (Z = действия мамы М+ действия папы П+ совместные действия мамы и папы М*П+ и действия всех других персонажей в сумме).

Результаты исследования и их обсуждение

Как, указывалось выше, для констатирующего исследования была выбрана сюжетная картинка «Семья», которую детям, предлагалось рассмотреть и ответить на 15 вопросов, полученные материалы которых дали возможность сделать вывод об уровне знаний детей о семье.

Рис.1 Анализ результатов беседы по сюжетной картинке «Семья», в %

Из представленной на рисунке 1 диаграммы следует, что у детей с интеллектуальной нормой (далее ИН) высокий уровень представлений о членах семьи выявлен у 3 человек (27,3%). Детям доступна вопросно-ответная форма беседы, умеют отвечать на поставленные вопросы. Отвечая, дети в большинстве случаев давали верные ответы. Не все дети отвечали правильно на вопрос «Как можно назвать одним словом всех этих людей?». Так, например, мальчик ответил, что это люди.

У детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) высокий уровень представлений о членах семьи не выявлен.

Средний уровень представлений о семье выявлен у одинакового количества детей в обеих группах испытуемых (и ИН, и ЗПР): 6 детей с ИН (54,5%). Дети указали не всех членов семьи, возможно это связано с незнанием родственных связей. Все дети правильно справились с заданием: покажи на картинке маму, папу, дедушку, бабушку. В тоже время показать сына, дочку удалось не всем детям, воспитанники путали их между собой. На вопрос «Кто смотрит телевизор» (ответ: папа и сын или дедушка и внук)» и «Кто читает книгу?» (ответ: бабушка и внучка)» дети давали неполный ответ мере, перечисляли не всех членов семьи. Самый сложный вопрос «Как можно назвать одним словом всех этих людей?» вызвал у некоторых воспитанников затруднения.

Низкий уровень представлений о семье выявлен у 2 детей ИН (18,2%). В процессе беседы дети часто отвлекались, их внимание было неустойчиво. Правильный ответ воспитанники давали на вопросы «Покажи маму, папу, дочку и сына» и «Кто несет чашки». При просьбе показать бабушку и дедушку дети начинали пристально разглядывать картинку, всматриваясь в изображения. Один ребенок указывал на бабушку вместо дедушки и наоборот. Вопрос покажи и назови «Кто самый старый и самый молодой?», «Как можно назвать одним словом всех этих людей?» остался так же без ответа. Дети данной группы не предпринимали попыток ответить на поставленный вопрос. Ответы на следующие вопросы: «Кто смотрит телевизор?», «Кто читает книгу», «Кто гладит кошку?» в большинстве своем являлись неверными. Например, кошку гладит девочка, телевизор смотрят люди.

В группе детей с ЗПР низкий уровень представлений о семье выявлен у 5 детей (45,5 %). Дети не фиксировали внимания на словесной инструкции, не дослушивали вопрос до конца. Нам приходилось привлекать внимание ребенка и повторять тот же вопрос. В процессе беседы дети часто отвлекались, их внимание было неустойчивое.

Далее детям была предложена игровая методика «Семья»

Данная методика позволяет выявить уровень сформированности у детей представлений о семейный взаимоотношениях, семейных ролях, функциях в семье.

Рис. 2 Анализ результатов наблюдения за игрой, в %

Рисунок 2 показывает, что высокий уровень представлений о семейных ролях выявлен у 2 воспитанников (18,2 %) воспитанников с ИН. Дети принимали активное участие в режиссерской игре. В ходе игры отмечены развернутые последовательные действий, наличия логической цепочки. Игровые действия соответствуют возрасту воспитанников (использование предметов заместителей). Основное содержание игры-действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Дети самостоятельно развивают сюжет игры. Кроме того, нами отмечен момент выхода за пределы игрового пространства. Согласно взятой на себя роли, воспитанники ведут линию поведения на протяжении всей игры. Вместе с тем эмоции в игре выражены в достаточной мере. Ролевая речь некоторыми детьми используется активно, в то время как у других эпизодически.

Высокий уровень представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР не выявлен.

Средний уровень представлений о семье выявлен у 3 человек (27,3%) с ИН. Атрибуты игры, предложенные детям, вызвали у них интерес и активность. Знания детей о домашних предметах быта сформированы не в достаточной степени. Дети не назвали: кресло, нож, утюг, раковина. Игровые действия недостаточно развернуты, в принятой роли ребенок передает некоторые действия и характер игрового персонажа. Фиксируется использование предметов-заместителей, наблюдается присутствие в игре логических эпизодов. Данные дети способны самостоятельно развить сюжетную линию. Кроме того, некоторые дети выходили за границу игрового поля как вербально так практически. Вместе с тем нами выявлено, что воспитанники в редких случаях используют ролевую речь, в равной степени, как мальчики, так и девочки.

Средний уровень представлений о семье выявлен у 2 человек (18,2%) с ЗПР. Зафиксирована недостаточность информирования детей о предметах, используемых в быту. Воспитанники не назвали: диван, кресло, раковина, холодильник, плита, блюдце. Действия сюжетного характера недостаточно развернуты, воспитанники много времени уделяют функциональному значению предметов. В игровом сюжете прослеживается наличие логических эпизодов, наличие сюжетной линии. Дети, выполняя разные роли (мама, папа..), передавали систему действий и темперамент игрового персонажа. Зафиксировано отсутствие развернутости игровых действий. Часто дети совершали действия с игровым комплектом, но не сопровождали их речью. Дети редко использовали предметы заместители. Социальные отношения, передаваемые в моделируемой ситуации незамысловаты, часто ошибочны. Ролевая речь используется эпизодически (2-3 реплики).

Низкий уровень представлений о семейных взаимоотношениях выявлен у 6 воспитанников (54,5%) с ИН. Такие дети нуждались в побуждении к игровой деятельности. Вместе с тем, используемые нами, наводящие вопросы способствовали активизации детей. Воспитанники осведомлены о предметах домашнего быта, знают функциональное назначение предмета. Использование предметов – заместителей дети предпочитают реальным предметам. Игровые действия не связаны между собой, однообразны, бедны по своему содержанию. Отсюда следует, что игра находится на стадии примитивности. Логика действий легко нарушается. Нами зафиксировано отсутствие сюжетной линии, ролевой речи, наличие отдельных реплик, сопровождающих игровые действия. Кроме того, нами выход за игровое пространство отмечен не был. Предположения о том, что игра мальчиков существенно будет отличаться от игры девочек не нашли свое подтверждение. Значения девочек, немного превышающие результаты мальчиков, связаны с наибольшей направленностью первых на игру в куклы. Таким образом, регулятивная деятельность детей в игре зависит от усвоения ими социальных отношений.

Низкий уровень представлений о семейных взаимоотношениях выявлен у 9 детей (81,8 %) с ЗПР. Некоторых детей на протяжении всей игры исследователю приходилось побуждать к действиям игрового характера, задавать уточняющие вопросы. Испытуемые молча производили или не производили какие-либо действия. В большинстве случаев, детей интересовало функциональное назначение предметов, не использовались предметы заместители, отсутствовали развернутые действия в игре, логические эпизоды. Воспитанники часто воспроизводили одно и то же действие и употребляли одни и те же слова. Отсюда следует, что игра данных детей находится на примитивной стадии. Анализ протоколов позволил выявить, что совместных действий мамы и папы прослеживается не в достаточной мере. Чаще суммарный подсчет числа Z складывается из других названных ребенком действий. Наблюдается отсутствие употребления ролевой речи в игровой деятельности. Игровые персонажи между собой не разговаривают. Данную игру можно считать сюжетно-отобразительной. Фразы стереотипны, больше похожи на шаблонные заготовки. Дети отлично умеют подражать речи взрослых, при этом не всегда понимая смысла. Более того наблюдается нарушение временной последовательности в игре. Мы предполагаем, что от того, как дети усвоили социальные отношения, будет развиваться ролевая деятельность, в которой происходит понимание разных способов поведения. Отсюда следует, что у детей данной группы низкая осведомленность об отношениях между людьми.

Выводы.

Результаты качественного анализа результатов исследования выявили следующие особенности представлений о семье у детей с ЗПР, оставшимся без попечения родителей:

– трудности в обозначении того или иного члена семьи;

– затруднения в ориентировке в родственных отношениях;

– трудности в назывании одним словом всех членов семьи;

– незнание обязанностей членов семьи;

– несформированность моделей гендерного поведения;

– незнание или негативное представление о специфике семейных ролей;

– неумение отображать реальные семейные взаимоотношения в игре;

– отсутствие понимания эмоциональной связи «родитель-дитя».

Список литературы:

Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

Боулби Дж. Привязанность. – М.: «Гардарики», 2003. – 447 с.

Дубровина И.В. и др. Психологическая реабилитация детей и подростков. – Калуга: ИУУ, 1994. – С. 33-44.

Матейчик 3. Родители и дети. Книга для учителя: пер. с чешек. – М.: Просвещение, 1992. – 89 с.

Образцов П.И. Методология, методы и методика педагогического исследования: Учебное пособие. – Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», 2016. – 134 с.

Пухова Т.И. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. – Москва – Обнинск: Издательство «Принтер», 2000. – 180 с.

Просмотров работы: 86