ФОРСАЙТ «ОБРАЗОВАНИЕ» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРСАЙТ «ОБРАЗОВАНИЕ» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Сипина Е.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тренднаинновационноеразвитиеобразованиястановится все более и более актуален для общества. Тема форсайта образования регулярно обсуждается на различных форумах и конференциях. Почему сегодня этот вопрос настолько актуален, и как этот тренд представляют себе студенты магистранты педагогического направления?

Для начала разберемся, что такое форсайт? Форсайт – это технологии прогнозирования, моделирования и управления осознанным движением к желаемому будущему. Эта тема актуальна, поскольку мир вокруг стремительно модернизируется, изменяется и модель экономики, а это значит, что образование тоже должно модернизироваться. По словам П.О. Лукши, эксперта Сколковского центра развития образования, количество изменений, которые произойдут в ближайшее время настолько велико, что мы просто не можем понять, к чему нам готовить нынешних первоклассников. А значит, нам нужно готовить человека так, чтобы он максимально вариативно мог среагировать на вызовы в изменяющимся мире [2,1]. Иными словами, сегодня школа должна выпускать людей, обладающих универсальными компетенциями, такими как: критическое мышление, стремление к саморазвитию, творческий подход к решению проблем, быстрая адаптация и многие другие.

Инновационное развитие образования волнует не только исследователей, но и людей, которые будут непосредственно воплощать инновации в жизнь, молодых учителей, магистрантов педагогического направления. По мнению магистрантов, к универсальным компетенциям, которые необходимы каждому человеку для успешной реализации себя в будущем относятся: владение коммуникативными технологиями, готовность работать в команде, IT-грамотность, навыки саморазвития, умение учиться и переучиваться, управлять стрессом и работать с информацией. Наибольшее значение, по мнению молодых специалистов, имеют коммуникативные навыки, навыки работы в команде, IT-грамотность и навыки саморазвития. Эти навыки, по мнению магистрантов, являются необходимыми каждому человеку, который хочет быть профессионально востребован в экономике «знаний», по той причине, что эти компетенции универсальны для любой сферы деятельности. Магистранты выделяют вышеперечисленные компетенции исходя из основных трендов, задающих вектор развития образования, а именно: цифровизации, которая требует устойчивых навыков работы с цифровыми технологиями, глобализация, которая предполагает необходимость формирования коммуникативных навыков, а также навыков работы в команде. Навыки саморазвития, в свою очередь, по мнению молодых специалистов, являются ключевыми, так как все остальные компетенции не могут быть развиты у человека, не владеющего навыками самоорганизации и саморазвития. Магистранты объясняют значимость этого навыка неизвестностью и молниеносностью инноваций, происходящих в нашем мире, сложно предугадать, какие профессии будут востребованы и будут ли они иметь привычный для нас вид, и чтобы не «выпасть из колеи» необходимо непрерывно учиться, развиваться и переучиваться.

Проблема саморазвития актуальна в современном мире не только среди школьников, но и среди взрослых людей, по этой причине на базе университетов создаются инновационные программы обучения, в частности программа магистратуры «Менеджмент в образовании» в ВЛГУ им. А.Г и Н. Г. Столетовых. Такие программы позволяют студентам развивать навыки командной работы, работы с большими массивами информации, а также межличностные и межкультурные компетенции. Необходимость непрерывного обучения и саморазвития отражена не только в исследованиях, а также об этой проблеме говорят и национальные проекты, такие как «Учитель будущего». Данный национальный проект ставит задачу организовать условия для непрерывного обучения педагогов, повышения их квалификации и возможности учиться на опыте старших коллег. Для этого планируется создать:

центры непрерывного повышения профессионального мастерства;

национальную систему учительского роста;

открытую базу лучших практик форм поддержки и сопровождения молодых педагогических работников [3].

Помимо ключевых компетенций, магистрантов волнует вопрос, какие инновационные изменения необходимо привнести в образование для успешного формирования представленных выше компетенций. Компетентное мнение на этот счет представлено в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам». По мнению исследователей, необходимо:

- перенести фокус образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций;

- стимулировать приток талантов в область образования [1,8].

Молодые учителя также высказали свое мнение на этот счет, их мнение по большей части совпадает с мнением исследователей: в эру информации, необходимо развивать личность ребенка, воспитывать его «думающим» человеком, владеющим когнитивными, социально-поведенческими и цифровыми навыками. Развитие этих навыков у учащегося должно стать целью обучения и заменить простое накапливание знаний и алгоритмов решений поставленных задач.

Но, для того, чтобы подобные инновации были внедрены, по мнению магистрантов, необходимо увеличить число талантливых, готовых к инновациям специалистов, не только учителей, но и руководителей. Но для того, чтобы школа получила приток специалистов такого рода, необходимо провести комплекс мер по эффективной мотивации и адаптации. Магистранты педагогического направления предложили свой список действий, направленных на мотивацию молодых педагогов. Хотелось бы уточнить, что каждый из магистрантов, чье мнение представлено в статье, работает в школе, некоторые на руководящих должностях, список мер по мотивации и адаптации, был по большей части разработан исходя из личного опыта работы в образовании. Итак, для усиления мотивации молодых специалистов были предложены следующие меры:

- организация программ наставничества, в рамках которых, молодые педагоги будут тесно сотрудничать с более опытными коллегами;

- создание «школы молодого педагога», на базе которой будут проводиться всевозможные педагогические и психологические тренинги, дискуссионные клубы и стажерские площадки;

- материальная поддержка молодых специалистов;

- привлечение к участию в профессиональных конкурсах;

- включение в работу творческих групп для проведения неординарных форм работы, а также экспериментальной деятельности;

- моральная поддержка молодых педагогов коллективом;

- создание среды, способствующей непрерывному образованию молодых педагогов, саморазвитию и самореализации.

Магистранты полагают, что предложенные ими меры будут действительно эффективны, так как молодой педагог, будет сразу же включен в работу, а также инновационную деятельность, у него появится возможность получать консультации у более опытных коллег, саморазвиваться и самореализовываться. Конечно же, не стоит забывать и об оплате труда, так как заработные платы учителей недостаточно высоки, дополнительные стимулирующие выплаты станут неплохой стимуляцией для начинающих учителей.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что образование действительно должно меняться. Необходимость этих изменений уже не просто витает в воздухе, она плотно засела в головах молодых преподавателей, практически каждый сегодня задумывается, о том, а каким же все-таки будет образование будущего, и что необходимо сделать сейчас для того, чтобы инновации были внедрены и успешно работали на благо развития нового общества.

Список литературы

Россия 2025: от кадров к талантам. [Электронный ресурс] URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 20.01.2020)

Лукша П. О. «Хороший человек станет профессией» [Электронный ресурс] URL: https://takiedela.ru/2017/09/khoroshiy-chelovek-stanet-professiey/ (дата обращения: 21. 01. 2020)

Национальный проект «Учитель будущего» [Электронный ресурс] URL: https://projectobrazovanie.ru/#project21 (дата обращения: 20.01.2020)

Просмотров работы: 9