РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Елисеева Е.С. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном динамично развивающемся мире структура управления образовательными организациями претерпевает большие изменения. Тот факт, что управление образованием должно носить государственно-общественный характер, законодательно закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года. В числе основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, определяется демократический характер управления образованием [1, гл. 1, ст.3]. Он закрепляет признание права каждого субъекта образовательных отношений на предоставление ему возможностей участвовать в управлении образовательной организацией и независимой оценке качества образования; определяет коллегиальные органы управления, которые могут быть созданы в образовательной организации, в целях учета мнения всех субъектов образовательных отношений по вопросам управления и при принятии локальных нормативных актов, которые затрагивают их права и интересы [1, гл. 3, ст.26].

Законодательно предусматривается стратегическое планирование, программно-целевое и проектное управление развитием системы образования [1, гл. 12, ст. 89].

Более того, в национальном проекте «Образование» [2] государственно-общественному управлению образованием уделяется большое внимание. Одной из целей Федерального проекта «Современная школа» [2] является вовлечение к 2024 году в развитие системы общего образования всех участников системы образования: обучающихся, педагогов, родителей, работодателей и представителей общественных организаций. В результате должны быть разработаны на федеральном уровне и внедрены в образовательных организациях методические рекомендации по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и работодателей в процесс управления развитием образовательной организации и в обновлении образовательных программ.

Анализ программ развития школ города Владимира, содержания локальных актов, свидетельствует о том, что школьные коллективы привлекают педагогов, учащихся и их родителей, а также общественные объединения к совместной деятельности по управлению образовательной организацией. Уставом школ предусмотрено создание не только педагогических советов, профсоюзов и общего собрания работников, но и таких коллегиальных органов управления, как попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет. По инициативе учащихся и их родителей формируются советы старшеклассников, советы родителей.

Однако в ходе анализа проблем, возникающих при организации государственно-общественного управления образовательной организацией, в программах развития школ отмечается слабость развития эффективных механизмов общественного участия в управлении учреждением, недостаточный уровень компетентности родителей и педагогов в управленческих вопросах [3]. Анкетирование участников образовательных отношений подтвердило их неготовность участвовать в принятии управленческих решений.

В этой связи, некоторые школы в рамках своей программы развития инициируют комплексно-целевую программу «Современные родители» [7], проекты «Родительский университет» [7], «Родительская школа» [4,6], целью которых является просвещение родителей, повышение их родительских компетенций, их информирование для создания комфортной эмоциональной среды в образовательной организации и повышения степени их вовлеченности в управление развитием образовательного учреждения.

В соответствии с целями Федерального проекта «Учитель будущего» [2], не менее 50% учителей должны быть вовлечены в национальную систему профессионального роста педагогических работников. В программах развития школ отмечается обязательное повышение квалификации всеми педагогами, однако региональная база повышения квалификации достаточно традиционна, не всегда содержит инновационные подходы как в содержании, так и технологиях повышения квалификации.

В связи с этим, нам представляется необходимым создание городских центров опережающего развития профессионального мастерства работников системы образования и дистанционных программ повышения квалификации педагогических работников, в том числе с включением в программы модулей по развитию государственно-общественного управления образованием, представление лучших практик. Особое значение могут иметь стажировки учителей в наиболее успешных образовательных организациях [5]. Не менее важную роль в росте педагогического мастерства играют профессиональные сообщества. Опытные педагоги, сумевшие найти свой маршрут развития, имеют возможность поделиться своим опытом с начинающими профессионалами. Однако, такие новые положения, отмеченные в Федеральных проектах, как «индивидуальная траектория профессионального развития педагога» и «наставничество», находят недостаточное отражение в программных документах образовательных организаций.

При проведении анкетирования среди учителей выяснилось, что существует потребность в сетевом взаимодействии педагогов. Им необходима социально-профессиональная поддержка коллег. Поэтому создание сетевых сообществ учителей – актуальная тенденция современности.

На наш взгляд, инновационные перспективы развития образования в рамках выполнения Национального проекта «Образование» будут способствовать развитию сотрудничества всех участников образовательных отношений, усилению эффективности и продуктивности государственно-общественного управления образовательными организациями.

Список литературы

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Национальный проект «Образование» 2019-2024 https://projectobrazovanie.ru

3. Программа развития МАОУ «СОШ № 36» г. Владимираhttp://vladimirschool36.edusite.ru/p119aa1.html

4. Программа развития МБОУ «СОШ № 15» г. Владимираhttp://shkola15vladimir.shkola.hc.ru/docs/

5. Программа развития МАОУ г. Владимира «Лингвистическая гимназия имени А.Г.Столетова»http://gymnasium23.ru/obrazovanie/

6. Программа развития МБОУ «СОШ № 16» г. Владимира http://school16vlad.ucoz.ru

7. Программа развития МАОУ «СОШ № 2» г. Владимира http://shkola2.ouvlad.ru

Просмотров работы: 18