Совершенствованию воспитательной работы в общеобразовательных организациях, по мнению автора, активно способствует вовлеченность обучающихся в добровольческое движение. Большое развитие добровольчества в Россий Федерации произошло в 2018 году, названным Президентом РФ годом волонтера. В 2018 году был принят Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» [1]. Согласно статье 1 данного закона, под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг.
Можно осуществлять привлечение обучающихся к волонтерской деятельности через общественные движения и некоммерческие общественные организации. Примерами таких движений и организаций могут быть Российское движение школьников, Волонтеры Победы, Ассоциация волонтерских центров, при которой создано движение Волонтеры Культуры и через различные региональные и муниципальные органы молодежной политики.
Большое внимание стоить уделить внимание к привлечению обучающихся к деятельности «Российского движения школьников» [2]. Данная организация позволяет развивать воспитательный процесс сразу по нескольким направлениям. Одним из них является «информационно-медийное». Ученики школы смогут заниматься созданием школьных газет, радио и телевидения, вести работу с социальными сетями, подготовкой информационного контента. Направление «гражданская активность» дает возможность увлекаться краеведением, созданием и развитием школьных музеев, экологией. Направление «личное развитие» нацелено на творческое развитие учеников, популяризацию здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии. Еще одним направлением является военно-патриотическое. Обучающиеся могут попробовать себя в роли юнармейцев, юными спасателями, юными пограничники, юными друзьями полиции.
2020 год назван Годом памяти и славы и посвящен сохранению исторической памяти и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Основными направлениями деятельности добровольческого движения «Волонтеры Победы» [3] являются:
-сопровождение парада Победы, Бессмертного полка и других всероссийских акций (Свеча памяти, георгиевская ленточка);
-помощь ветеранам;
- благоустройство воинских захоронений и мемориалов.
Через всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» обучающиеся смогут принять участие в соорганизации ключевых мероприятий региона и страны посвященным Великой Победе, что очень важно для воспитания патриотического воспитания и сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне у современных школьников.
Целью движения «Волонтеры Культуры» [4] является сформировать сообщество активных граждан, участвующих в волонтерской деятельности в сфере культуры, реализующие творческие и социокультурные инициативы. Участие в мероприятиях этого движения позволит вовлечь обучающихся в добровольческую деятельность по восстановлению культурного наследия страны, сохранению памятников культуры и истории, сопровождение событийных мероприятий в сфере культуры.
Таким образом, для обучающихся общеобразовательных школ, профессиональных общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений высшего образования созданы большие возможности по развитию своих лидерских качеств, командной работы, компетенций. Обучающиеся участвуют в акциях и проектах «Свеча памяти», «Герой нашего времени», «Жизнь в культуре», в сохранение объектов культурного наследия и многих других. И большая роль здесь принадлежит общеобразовательным организациям по вовлечению обучающихся в добровольческую деятельность, комитету по молодежной политике администрации Владимирской области, который является куратором региональной программы «Социальная активность» национального проекта «Образование».
В самом общем виде в процессе создания и развития воспитательной системы в общеобразовательной организации должен решаться ряд следующих задач [5]. Формирование у обучающихся:
картины окружающего мира;
гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины;
общечеловеческих ценностей, адекватного этим ценностям поведения;
креативности как черты личности;
самосознания, осознания собственного «Я», готовность к самореализации.
Список литературы
Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»
URL: https://rg.ru/2018/02/07/volonteri-dok.html - [Электронный ресурс] (Дата обращения 25.01.20)
Российское движение школьников
URL: https://рдш.рф/ - [Электронный ресурс] (Дата обращения 25.01.20)
Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы»
URL: https://волонтёрыпобеды.рф/ - [Электронный ресурс] (Дата обращения 25.01.20)
Всероссийское общественное движение «Волонтеры культуры»
URL: https://волонтеры-культуры.рф/ - [Электронный ресурс] (Дата обращения 25.01.20)
Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : Теория и практика шк. воспитат. систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М. : Новая шк., 1996. - 155 с.