Управление выбором места практики студентов технических вузов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Управление выбором места практики студентов технических вузов

Лунёва А.А. 1, Тагирова Э.И. 1, Ахметдинова О.А. 1
1УГАТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Высшее техническое образование подразумевает глубокое изучение дисциплин и получение базовых знаний, соответствующих выбранной специальности. Все это представляет собой совокупность теоретических понятий, знаний, умений и навыков, которые необходимы будущему специалисту для работы в реальном секторе экономики. Однако именно практические навыки могут дать наиболее полное представление о реальных процессах и взаимоотношениях на производстве» [1, с. 140].

«В программу подготовки технических специалистов, помимо получения глубоких базовых теоретических знаний, получаемых на лекциях, и самообучения, также необходимо включать побольше практической деятельности: лабораторных работ, знакомства с оборудованием, прохождения производственных практик» [2]. Во время учебного процесса студенты проходят различные виды практик таких, как производственные, педагогические, организационно-управленческие, преддипломные. Каждая из перечисленных практик обладает различными целями, подходами и навыками, которыми студент должен будет овладеть. Цели и навыки варьируются от места практики, где будет проходить студент. Место практики выбирается 2 способами: по личному выбору студентов или ВУЗом, по договорённости ВУЗа с предприятиями.

Проблемой исследования является то, что не всегда выбор места практики совпадает с желанием студента, либо с практической значимостью, которую студент должен получить по завершению практики на предприятии.

Многие высшие учебные заведения предлагают выбор места практик, с которыми у университета есть договорённость, чаще всего, такими местами являются градообразующие крупные предприятия. Такие предприятия, в основном, берут на прохождение практики студентов технических специальностей, которые востребованы на их предприятии, менее такие предприятия ждут студентов экономических и гуманитарных направлений. У ВУЗов существует договоренность с компаниями, которые занимаются торговлей или оказанием услуг, однако число мест на практики мало, следовательно, не все студенты могут попасть на практику в такую компанию.

На некоторых кафедрах существует разрешение студентам выбирать место прохождения практики самостоятельно, главным условием выбора места практики является то, чтобы специфика работы предприятия была схоже со специальностью студента. В таком случае студент выбирает не самые известные компании, маленькие по размеру (ИП) и которые не обеспечивают студентам практическую значимость, соответственно студент не получает необходимых практических знаний и навыков, что отражается на качестве подготовки специалиста.

Если студент во время прохождении практики на производстве не получает необходимых знаний, то после окончания ВУЗа молодой специалист не демонстрирует знаний на работе, соответственно предприятие не повышает свою конкурентоспособность и не увеличивает свои производственные и финансовые показатели. С такой точки зрения, высшие учебные заведения стараются контролировать места практик с целью обеспечения предприятий высококвалифицированными специалистами.

Для повышения эффективности управления выбора мест практик был проведен опрос среди студентов 2 курса магистратуры по направлению «Инноватика». Опрошено было 20 человек. Среди вопросов были такие вопросы, как «Был ли предоставлен выбор места практики», «Доволен ли ты местом прохождении практики», «Были ли получены практические навыки на месте практики» и т.д. Из результатов опроса были получены следующие результаты:

1) студентам не был предоставлен выбор места практики. Под данным результатом подразумевается то, что студентам не был предоставлен список всех существующих мест практики, с которыми существует договоренность ВУЗа;

2) большинство (72%) недовольны местом прохождения практики. Данное недовольство может быть связано с тем, что студент имел желание пройти практику в другом месте, однако ему было не разрешено по каким-то причинам.

3) не все студенты получили практическую значимость на месте прохождения практики (45%). Это связано с разными причинами: студент не посещал в нужном количестве место практики; руководитель от практики из-за рабочей занятости не уделил должное внимание студенту; недостаточного объёма полученной информации о предприятии из-за коммерческой тайны предприятия и т.д.

Полученные результаты свидетельствуют о неэффективном управлении выбора мест практик, что создаёт проблемы в подготовке специалистов.

Рекомендациями по решению данной проблемы можно предложить следующие:

1. Предоставление выбора мест практик студентам. Под данной рекомендации подразумевается предоставление в открытом доступе студентам полного списка предприятий, с которыми есть договорённость ВУЗа.

2. Увеличение списка предприятий, с которыми может сотрудничать ВУЗ. К таким предприятиям должны относиться не только государственные и градообразующие предприятия, но и коммерческие предприятия и т.д. К примеру, частные медицинские центры, сети ресторанов, магазинов, банки и т.д.

3. Разработать общепринятые условия разрешения выбора места практики студентом. Условия должны быть выдвинуты к месту практики, то есть к таким условиям может относиться: схожесть вида деятельности предприятия со специальностью студента; масштаб работы предприятия и т.д.

4. Обеспечить студентов экономических и гуманитарных специальностей местами практики. Чтобы места практики соответствовали количеству студентов.

5. Разрабатывать задания прохождении практики с учётом наличия/отсутствия требованной информации для осуществления задания. Не все предприятия имеют право предоставить данные для выполнения задания, соответственно студенты не могут выполнить задания в требуемом качестве.

Данные рекомендации должны быть выполнены высшими учебными заведениями. Если данные рекомендации будут учтены при управлении выбора мест практики, то студенты будут довольны местом прохождения практики, смогут получить необходимые практические навыки и умения, что обеспечит эффективность прохождения практики на предприятии, следовательно, по окончанию ВУЗа предприятие сможет получить высококвалифицированный персонал на работу.

В рамках парадигмы образования РФ «развитие высших учебных заведений неразрывно связано с формированием интеллектуального потенциала выпускников, усвоением и закреплением ими новых знаний, умений и навыков, выработкой актуальных и востребованных в обществе профессиональных и общекультурных компетенций, воспитанием личности посредством вовлечения ее в учебно-исследовательскую и научную деятельность» [3, с. 169] и прохождение практик в этом процессе занимает одну из важнейших позиций.

Список литературы:

Муругова О.В., Иванова А.Д. Роль и значение производственной практики при обучении на технических специальностях в вузе // Молодежный Вестник УГАТУ. – 2018. – № 2(19). – с. 140-146.

Мустафин Л.Д., Иванова А.Д. Проблемы обучения специалистов в области электроэнергетики в техническом вузе // Материалы Х Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2018/2847/191 (дата обращения: 23.01.2020)

Лакман И.А., Иванова А.Д., Муругова О.В. Методическое обеспечение педагогической практики аспирантов технических и экономических направлений // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 4. – с. 169-173.

Просмотров работы: 8