ПЛАН ГОЭЛРО: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПЛАН ГОЭЛРО: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Афанасьева А.С. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Орловский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

План ГОЭЛРО Государственная комиссия по электрификации России. Эта аббревиатура может расшифровываться как план электрификации России, который стал первым имеющим перспективы проектом развития экономики России после революции. Он был принят 22 декабря 1920 г. VIII Всероссийским съездом Советов, утвержден Советом народных комиссаров 21 декабря 1921 г. Инициатором разработки плана ГОЭЛРО был В.И. Ленин, являвшийся большим энтузиастом дела электрификации. Он говорил, что, если капитализм был эпохой пара, то социализм должен стать эпохой электричества.

Необходимость электрификации стала ясна еще задолго до революции – в конце XIX века. Российская империя была тогда страной лучины, коптилок, свечей, масляных лампадок и керосиновых ламп.

В 1880-е гг. немецкая фирма «Siemens & Halske»осуществила два знаковых проекта в России – сконструировала систему освещения Невского проспекта и установила систему освещения Зимнего дворца, которую называли «величайшей и самой впечатляющей системой освещения в мире» [1]. А в 1886 г. по инициативе братьев Сименс было создано первое в России «Акционерное Общество Электрического освещения». Устав компании был высочайше утвержден императором Александром III. Компания активно занималась электрическим освещением сначала Санкт-Петербурга, а затем и Москвы. В 1897 г. она построила действующую до сих пор электростанцию на Раушской набережной в Москве, а в 1912 г. – огромный завод в Петербурге, который в наши дни называется «Электросила».

Наряду с немецкими, основные капиталовложения в электротехническую и электрическую промышленность России до революции осуществляли бельгийские инвесторы. Дело в том, что для зарубежных электротехнических концернов обеспечивалось более льготное налогообложение. Они должны были осуществлять деятельность под русскими марками и имели право на вывоз любого объема капитала.

В Орле электричество появилось в 1895 г. 8 сентября электрические фонари осветили экспонаты сельскохозяйственной выставки [2, с. 90].Электроэнергию дал двигатель внутреннего сгорания мощностью 15 лошадиных сил [3].

29 ноября 1895 г. городские власти Орла заключили договор с бельгийской акционерной компанией на строительство электростанции, прокладку рельсовых путей и поставку трамвайных вагонов [4]. Договор был заключен сроком на 41 год. По его условиямэлектричество для уличного освещения подавалось бесплатно. Электростанция была оборудована к 1897 году. С 4 октября 1898 г. освещается Болховская улица (ныне ул. Ленина) [2, с. 90]. В ноябре того же года состоялось торжественное открытие орловского трамвая.

В 1913 г. появилось освещение в зданиях Объединенного и Крестьянского банков, а в 1915 г. налажено освещение городских улиц. Темпы электрификации Орла были одними из самых высоких среди городов России [5].

В Российской империи за период с 1899 по 1913 гг. было организовано семь Всероссийских электротехнических съездов, целью которых было обсуждение актуаль­ных проблем развития электроэнергетики. Для широкой общественности публиковались доклады, речи, протоколы на страницах деловой прессы и научно-популярных журналов. Проводились специализированные выставки российских и зарубежных фирм, в демонстрационных залах читались лекции об электричестве и его применении в промышленности и в быту.

В 1913 г. по инициативе «Общества электрического освещения 1886 года» профессор Г. Клингенберг, разработавший систему устройства районных станций в Германии и США, создал первый проект электрификации России. Этот проект предусматривал строительство масштабных гидроэлектростанций и теплоэлектроцентралей, а также конверсию большей части промышленных предприятий с паровой тяги на электрическую энергию.

В 1915 г. на заседании по проблемам использования подмосковного угля и торфа директор станции «Электропередача» Г.М. Кржижановский определил важнейшие направления энергостроительства в России, которые спустя пять лет легли в основу плана ГОЭЛРО: глобальное строительство государственных районных электростанций на основе местных топливных и гидроэнергетических ресурсов, а также необходимость их объединения в крупные электроэнергетические структуры [6].

Стоит отметить, что в те же самые годы данной проблематикой интенсивно занимались зарубежные ученые, прежде всего, немецкие. Русские ученые своевременно знакомились с их трудами. Но было необходимо найти свой путь развития электроэнергетики для России, учитывая ее огромную территорию, запасы местного топлива, достаточно развитую энергомашиностроительную индустрию, основательную материальную базу импортного оборудования, финансы, возможность широкого использования людских ресурсов. Наряду с этим существовали противоречия, которые тормозили процесс реализации глобальных идей, а именно: отсутствие единой системы управления, отсутствие нормативной базы, частная собственность на землю.

В итоге, в преддверии революции 1917 г. все существовавшие на тот момент в России электростанции – в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге и т.д. обслуживали небольшое число потребителей и были энергетически не связаны друг с другом. Функционировали только Московская и Бакинская энергосистемы. Национальная энергетика имела сильное отставание, так как ее подушная мощность была в 17 раз ниже, чем, например, в США [7, с. 103].

Ленин интересовался электроэнергетикой еще задолго до революции. Его работы «Развитие капитализма в России» (1899 г.) и «Аграрный вопрос и "критики" Маркса"» (1908 г.) содержали анализ преимуществ электроэнергии по сравнению с другими видами энергии. «Электрическая энергия, – писал Ленин, – дешевле паровой силы, она отличается большей делимостью, ее гораздо легче передать на очень большие расстояния, ход машин при этом правильнее и спокойнее» [8, с. 138].

В ноябре 1917 г. Ленин проявил себя как «великий толкач дела электрификации» [9]. В самый разгар Гражданской войны – в январе 1918 г. – под патронатом Ленина была проведена Первая Всероссийская конференция работников электропромышленности, по итогам которой через четыре месяца был создан «Электрострой» – орган, руководящий энергетическим строительством.

В апреле 1918 г. в статье «Набросок плана научно-технических работ» Ленин предложил Академии наук образовать ряд комиссий для реорганизации экономики, указывая на необходимость акцентирования внимания на электрификации промышленности и транспорта, а также применении новых технологий в земледелии [10, с. 230-231].

В 1919 г. в процессе обсуждения различных вопросов электрификации с ведущими энергетиками Ленин окончательно убедился в необходимости разработки единого плана электрификации страны. В январе 1920 г. Кржижановский представил Ленину проект статьи «Задачи электрификации промышленности» и получил от него положительный отклик. «Примерно: в 10 лет построим 20–30 станций, чтобы всю страну усеять центрами на 400 (или 200, если не осилим больше) верст радиуса; на торфе, на воде, на сланце, на угле, на нефти… – писал Ленин. Начнем-де сейчас закупку необходимых машин и моделей. Через 10 лет сделаем Россию "электрической" (курсив в тексте. – А.А.)» [11, с. 62]. Руководитель Советского государства высказал Кржижановскому просьбу написать о проблеме индустриализации популярно, чтобы заинтересовать «массу рабочих и сознательных крестьян великой программой на 10-20 лет (курсив в тексте. – А.А.)» [11, с. 63]. Просьба Ленина была выполнена: Кржижановский написал брошюру «Основные задачи электрификации России», вышедшую в феврале 1920 г.

Кржижановский – друг Ленина, талантливый инженер-энергетик и главный руководитель первых общегосударственных плановых органов. Его интеллектуальная одаренность проявилась уже в юношеские годы, он с отличием окончил Самарское реальное училище и Санкт-Петербургский технологический институт. Профессиональные способности и талант Кржижановского были реализованы при создании и эксплуатации первой районной электростанции «Электропередачи», которая работала на торфе. В дальнейшем Кржижановский проявил себя прекрасным организатором и руководителем.

21 февраля 1920 г. была создана комиссия ГОЭЛРО во главе с Кржижановским. В ее состав вошло 19 ученых. Работа над планом ГОЭЛРО, по словам Кржижановского, была кульминационным моментом его жизни. К созданию плана электрификации привлекалось более 200 специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Для продуктивной работы комиссии было организовано все необходимое: специальный кредит, технические средства и помещения, транспорт. В ноябре 1920 г., к VIII съезду Советов, составление плана было в целом завершено.

План ГОЭЛРО являл собой 650 страничный том с картами и схемами и был напечатан тиражом в 5 000 экземпляров. На работу по его изданию ушло 19 дней, он печатался в 5 типографиях Москвы [6].

22 декабря 1920 г. в Большом театре Глеб Кржижановский представил план электрификации Советской России VIII Всероссийскому съезду Советов. Это была яркая презентация. На сцене стоял макет карты электрификации страны. Многочисленные лампочки горели в точках строительства будущих электростанций, огненными полосами были обозначены линии электропередачи, электрифицированные водные и железнодорожные магистрали. На освещение стенда ушла почти вся мощность Раушской электростанции. Пришлось отключить электричество даже в Кремле. Ленин объявил план ГОЭЛРО «второй программой партии» и выдвинул лозунг: «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» [12, с. 157; 13, с. 227].

Интересно, что в перерыве между заседаниями VIII Съезда советов, к Ленину подошел крестьянин и сказал: «Слово "ГОЭЛРО" больно корявое, не поймут его крестьяне, Владимир Ильич, вот, значит, как…». «А Вы, батенька, делегат? Вы и объясните, что это слово должны отныне все выучить наизусть, архи все», – с ударением на последнем слове сказал Ленин и, помолчав, добавил: «Ни один рабочий, ни один крестьянин не обойдется без этого слова» [14]. 

План ГОЭЛРО открывало введение, которое состояло из следующих глав:

Электрификация и план государственного хозяйства.

Электрификация и топливоснабжение.

Электрификация и водная энергия.

Электрификация и сельское хозяйство.

Электрификация и транспорт.

Электрификация и промышленность.

План электрификации России также включал Пояснительную записку к схематической карте электрификации России и записки об электрификации районов: Центрально-промышленного, Южного, Приволжского, Уральского, Кавказского, Туркестанского, Западной Сибири [15, с. 34].

План состоял из двух частей: в программе А намечались пути восстановления и реконструкции уже действовавших – построенных до революции – электрических станций (к концу 1913 г. были построены несколько сотен ТЭС, а также ряд ГЭС), а в программе Б обосновывалась необходимость строительства 30 новых электростанций и линий электропередачи.

Ставилась задача к 1935 г. вдвое от уровня 1913 г. увеличить мощность электростанций и произвести электроэнергии в четыре раза больше. Также были указаны базовые параметры экономики, включающие добычу угля и нефти, выплавку чугуна и стали и другие. Такое детальное пояснение исключало экономические перекосы.

План электрификации России был первым государственным планом развития народного хозяйства, основанным на использовании электричества. Он детально определял влияние новых технологий на рост производительности труда, важность электрификации в развитии отдельных отраслей экономики, таких как промышленное производство, строительство, транспорт и сельское хозяйство, а также регионов страны. Впечатляет комплексность подхода к разработке и реализации плана электрификации, который применялся впервые и дал шансы развития всем территориям, вошедшим в состав страны.

Этот план подразумевал создание в течение 10–15 лет материально-технической базы нового общества, определяющей вектор развития в области электроэнергетики, в том числе, концентрацию генерирующих мощностей на крупных электростанциях, последовательную централизацию электроснабжения на основе создания энергосистем.

Важным элементом продвижения дела электрификации являлась, по мнению разработчиков плана ГОЭЛРО, ее пропаганда и популяризация. Уже во введении к плану было высказано пожелание комиссии ГОЭЛРО о том, что «каждый гражданин должен знать и помнить, что электрификация является венцом достижений современной техники в области механизации труда» [15, с. 35].

Пропаганда идей электрификации осуществлялась ярко и талантливо. Были привлечены бригады агитационных поездов и пароходов, школьные учителя, вузовские преподаватели и библиотекари, проходили широкие народные чтения об электрификации и технике, на которых пропагандисты рассказывали о возможностях техники и о социальных изменениях, которые начнутся в процессе реализации плана ГОЭЛРО.

С планом ГОЭЛРО стали связывать решение задач образования и культуры. Развитие электротехники по мере реализации плана электрификации способствовало росту числа людей, которые начинали ценить научно-технический прогресс, поскольку лично ощущали пользу, которую он несет.

План ГОЭЛРО не имел аналогов в мировой экономической и научно-технической практике. Его практическая ориентированность стала причиной попыток копирования его ведущими странами мира. В период 1923-1931 гг. появились программы электрификации США, Германии, Англии, Франции, Польши, Японии и т.д.

План электрификации России стал мощным толчком для последующего развития отечественной электроэнергетики. Его естественным продолжением стало создание и развитие Единой энергетической системы страны. Она увеличила индустриальный потенциал страны и стала мощным фактором экономической интеграции, связав воедино все промышленные районы.

Литература

SiemensAG // [Электронный ресурс]URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Siemens (дата обращения: 01.10.2019).

Саран А.Ю. Локальная история. Орловский хронотоп. Орел, 2012. 103 c.

Страницы электрификации Орловщины // Маяк. 2004. 12 мая.

ГАОО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 1150. Л. 343.

Должиков А. Использовать грамотно, относиться бережно // Наше время. 2004. 19 мая.

История разработки плана ГОЭЛРО // [Электронный ресурс] URL: http://www.mosenergo-museum.ru/History_of_Mosenergo/Historical_Review/19034/ (дата обращения: 01.10.2019).

Гвоздецкий В. План ГОЭЛРО. Мифы и реальность // Наука и жизнь. 2001. № 5. С. 102-109.

Ленин В.И. Аграрный вопрос и «критики» Маркса // Ленин В.И. ПСС. Т. 5. С. 95-268.

ГОЭЛРО – великий проект Русской цивилизации: мечта – план – явь // [Электронный ресурс] URL: https://www.planet-kob.ru/articles/5538 (дата обращения: 01.10.2019).

Ленин В.И.Набросок плана научно-технических работ // Ленин В.И. ПСС. Т. 36. С. 228-231.

Ленин В.И. Г.М. Кржижановскому // Ленин В.И. ПСС. Т. 40. С. 62-63.

Ленин В.И. Речь на фракции РКП(б) VIII съезда Советов в связи с обсуждением доклада Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря // Ленин В.И. ПСС. Т. 42. С. 162-171.

Ленин В.И. Заметки по электрификации // Ленин В.И. ПСС. Т. 42. С. 227.

Гвоздецкий В.Л. План ГОЭЛРО – стратегическая программа социально- экономического и научно-технического развития Советского государства [Электронный ресурс] URL: https://www.portal-slovo.ru/impressionism/36313.php?ELEMENT_ID=36313&PAGEN_1=5 (дата обращения: 01.10.2019).

План электрификации РСФСР. Доклад VIII съезду Советов Государственной комиссии по электрификации России. 2-е изд. М., 1955. 660 с.

Просмотров работы: 4531