Значение олимпиадного движения при адаптации молодого специалиста к работе в дошкольной образовательной организации - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Значение олимпиадного движения при адаптации молодого специалиста к работе в дошкольной образовательной организации

Заломская Е.А. 1, Адонина Е.В. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Олимпиадное движение в России – это интеллектуальное соревнование учащихся, призванное выявить и развить их способности к творчеству и научно-исследовательской деятельности. В данной статье мы хотим рассказать о влиянии олимпиадного движения на становление личностных качеств и формирование навыков у студентов, которые будут необходимы им в их профессиональной деятельности.

Будучи студентами бакалавра, начиная со второго курса мы стали активно вливаться в различные студенческие научные и творческие мероприятия, которые проходили как на базе нашего вуза, так и за его пределами – всероссийские и международные конкурсы. Тогда мы еще не имели опыта профессиональной деятельности, но конкурсные задания, которые предлагались в рамках данных мероприятий, несомненно имели цель подготовить нас к ней и облегчить прохождение адаптации молодого специалиста в дошкольной образовательной организации.

Например, международный конкурс WorldSkills – это соревнования профессионального мастерства среди студентов профессиональных образовательных учреждений в возрасте от 16 до 22 лет, способствующие профессиональной ориентации молодежи и внедрению в систему отечественного образования лучших международных практик.

Имея опыт участия в данном конкурсе, который проходил в г. Сургуте на базе малого инновационного предприятия «Центр развития талантов ребенка», хочется рассказать о некоторых особенностях его проведения. Задания предлагаются примерно следующего типа (каждый год они видоизменяются или добавляется что-то новое): разработать и провести непосредственную образовательную деятельность (далее – НОД) с подгруппой детей с использованием развивающих материалов и ИКТ-оборудования; гимнастику после дневного сна; организовать для детей презентацию книги и выразительно её прочитать; разработать и провести виртуальную экскурсию в мобильном планетарии; НОД по робототехнике, оформить информационно-демонстрационный стенд к празднику и т.п.

Во-первых, задания включали не просто написание конспекта НОД или режимного момент, но и его реализацию с детьми. Всё это происходило непосредственно на базе центра в присутствии членов экспертной комиссии. Проведение работы с детьми на практике несомненно готовило нас к тому, что в ходе деятельности могут возникнуть непредвиденные ситуации, вопросы детей или что-либо другое, что нельзя продумать заранее, но при этом надо будет «здесь и сейчас» на это отреагировать. И порой даже опытные педагоги теряются. Поэтому в рамках данного конкурса мы учились прежде всего не бояться этих ситуаций, принимать их и быть готовыми грамотно реагировать.

Хотелось бы ещё рассказать о робототехнике, мобильном планетарии и ИКТ-оборудовании. Готовясь к работе с данными инновационными средствами, мы узнали много нового и получили большой запас методов и приемов использования их в работе с детьми дошкольного возраста. До конкурса в рамках учебной деятельности мы не сталкивались ни с робототехникой, ни с мобильным планетарием, периодически с ИКТ-оборудованием. В процессе подготовки мы не просто изучили их, но и научились их применять в педагогической деятельности. Например, изучив программы для работы с интерактивной доской мы научились разрабатывать интерактивные дидактические игры для детей. Их мы продолжали делать и использовать в ДОО, будучи воспитателями. Детям это очень нравится, активизирует внимание и вызывает большой интерес, а коллеги задают вопросы, где мы находим подобные игры и весьма удивляются, когда узнают, что мы их разрабатываем самостоятельно. Поэтому можно сделать вывод, что профессиональные конкурсы готовят нас к тому, чтобы смотреть в ногу со временем, не бояться инноваций и более того предоставляют возможность окунуться в них и прочувствовать всю пользу.

Также мы не можем не рассказать об опыте и пользе участия во Всероссийской студенческой олимпиады (далее – ВСО) по дошкольной педагогике и психологии в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете в г. Челябинске. На протяжении более шести лет наш вуз – Сургутский государственный педагогический университет готовит команду студентов для участия в данной олимпиаде. Длительное время проводится серьезная и плодотворная работа по подготовке. Каждый год мы открываем для себя всё более новые и интересные сферы для изучения – инновационные методы и средства работы, педагогические технологии, придумываем всё более креативные способы представления своей команды и её результатов и т.д. Это подтверждают неоднократные призовые места нашей команды и отдельных её участников в данной олимпиаде.

Основной целью Всероссийской олимпиады является совершенствование качества подготовки студентов, выявление педагогически одаренных студентов, создание условий для раскрытия их профессионально-личностного и творческого потенциала, самореализации.

Организаторы олимпиады ставят следующие задачи:

активизация творческого потенциала личности студентов и привлечение их к научно-исследовательской и педагогической деятельности;

формирование социально-психологической готовности студентов к деловой партнерской деятельности, их конкурентоспособности;

установление социального партнерства между студентами разных вузов и развитие неформальных взаимоотношений между ними.

ВСО проводится в виде соревнования студентов в творческом применении знаний и умений по дошкольной педагогике и психологии и включает в себя теоретические и практические задания в форме индивидуальных и коллективных конкурсов.

Первое конкурсное задание – «Визитка». Это стандартное задание большинства олимпиад, однако какой большой вклад оно вносит в нашу профессиональную деятельность. Целью визитки является представление команды, каждого участника в отдельности, образовательной организации, города, региона, раскрытие их особенностей и уникальности. Но сделать это желательно необычно, креативно и содержательно.

Мы считаем, что это бесценный опыт для молодого специалиста, так как первое, что ему необходимо сделать после трудоустройства в дошкольную организацию – это представить себя коллективу, родителям и детям. От этого во многом зависит вся его дальнейшая работа, поскольку первое впечатление оставляет большой след. Этому мы учились каждый раз участвуя в очередной олимпиаде. И поэтому нам так легко давались первые родительские собрания, которые предполагают собой монологическое выступление перед коллективом незнакомых людей в 20-25 человек. Участвуя в олимпиадах, мы неоднократно получали такой опыт и сделать это уже в рамках своей профессиональной деятельности не казалось так страшно.

Также стандартным конкурсом является конкурс студенческих научно-методических статей. Цель конкурса – способствовать углубленному изучению психолого-педагогических наук, привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности, выявлению одаренных студентов. Его суть состоит в том, чтобы подготовить и выслать авторскую статью не менее 5 страниц по проблемам дошкольной педагогики и психологии. Польза участия в данном конкурсе несомненно в том, что мы получаем хороший опыт в написании статей по всем стандартам и критериям, а также приобретаем навык четко структурировать текст; способность дисциплинировать мысли, организовывать и контролировать рабочий процесс; формируем умение работать с большим объемом информации и структурировать ее. Эти навыки очень важны не только для студентов, но и для педагогов, так как помимо работы с детьми в обязанности воспитателя входит работа с документацией группы, написание характеристик на детей, заполнение журналов группы, разработка рабочей программы педагога, участие в разработке основной образовательной программы ДОО и т.д.

Еще одним из инновационных заданий во всероссийской студенческой олимпиаде по дошкольной педагогике и психологии был конкурс проектов-стартапов.

Стартап является бизнес-проектом, который развивается с нуля, но отличительной особенностью которого является то, что он основан на уникальном замысле. То есть продукт или услуга, которую предлагает стартап должен быть кардинально новой эксклюзивной, оригинальной идеей на рынке.

Это опять же формировало в нас творческие способности и креативное мышление, которые так важны для педагога. Традиционные формы и технологии постепенно уходят на второй план и заменяются новыми активными формами работы, инновационными идеями. И порой, когда около месяца «вращаешься» в этой инновации, возвращаешься на работу и рассказываешь об этом коллегам, они считают это чем-то абсолютно новым и сложным в использовании, а нам кажется это уже обыденностью, что во многом облегчает решение инновационных задач.

Ещё один не менее важный конкурс – конкурс «Если бы я был воспитателем» проводится каждый год. Его цель – выявление общего и профессионального уровня конкурсантов, актуализация и реализация творческого потенциала участников команд. Задания каждый раз интерпретировались по-разному, но суть оставалась та же – необходимо было защитить решение сложной педагогической ситуации, которую команде предоставляют организаторы, либо другая команда. Это те педагогические ситуации, с которыми сталкивается практически каждый воспитатель и правильное решение которых он не всегда может найти. Ситуации касались таких тем, как взаимодействие с родителями, в чём может быть прав или неправ педагог, ситуации с двуязычными детьми, правильная реакция на сложные вопросы детей о теме убийства, смерти и т.д. В решении учитывалось проявление психолого-педагогической компетентности (научное обоснование, учет психологических и физиологических особенностей детей, среды), нестандартный подход и творческий подход к презентации данного решения.

Анализ данных педагогических ситуаций способствует снижению трудности в адаптации молодых педагогов и их профессиональной деятельности, закрепляет навыки творческого подхода к выполнению профессиональных функций. Таким образом, участники самостоятельно анализируют педагогический процесс, устанавливают связи между педагогическим воздействием и полученной реакцией. Мы считаем, что данный конкурс имеет большую значимость для будущих педагогов, так как студенты будут максимально приближены к своей будущей профессиональной деятельности и будут знать примерный алгоритм действий при решении сложных педагогических ситуаций.

Таким образом можно сделать вывод, что опыт олимпиадного движения формирует у молодых педагогов такие полезные качества как мобильность, умение предвидеть сложности и риски, умение презентовать себя и свой опыт, развивает творческий потенциал и критическое мышление, учит работать в команде, в коллективе и т.д. Поэтому всем студентам желательно участвовать в олимпиадах разных уровней и пробовать себя, свои силы, добиваться результатов и быть готовым преодолевать трудности в профессиональной деятельности.

Просмотров работы: 8