Предприятия как социальная организация - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Предприятия как социальная организация

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность изучения социальной организации предприятия диктуется проблемной ситуацией, связанной  с необходимостью минимизировать или  преодолеть социальные противоречия, возникшие на современном российском предприятии в связи с переходом к рыночным отношениям.

В настоящее время  возникает не только теоретическая, но и практическая необходимость  в исследовании и решении проблем  социальной организации предприятия, поиске источников ее эффективности. Это связано с тем, что отсутствуют не только единые критерии и методики оценки эффективности, но и не существует общепринятой формулировки самого понятия социальной организации предприятия.

Социальная организация  предприятия включает в себя так называемые микрогруппы, основная особенность которых состоит в том, что каждый из членов группы поддерживает прямую связь с каждым другим ее членом, то есть межличностные отношения. Это служит главным критерием выделения таких групп.

Социальную организацию  предприятия принято называть трудовым коллективом. В масштабе предприятия трудовой производственный коллектив является основным. Низовым звеном коллектива предприятия выступают участки, бригады, звенья, которые являются первичными трудовыми коллективами.

Характеризуя социальную организацию предприятия, её трактуют то как совокупность социальных групп, образующих единую систему, то как систему отношений, возникающих между людьми и социальными группами, то как систему писаных и неписаных правил, регулирующих поведение людей, или как систему власти на предприятии. Любой подход имеет, конечно, право на существование, поскольку фиксирует различные стороны одного и того же явления.

В социологии и теории управления выделяют две подсистемы регуляции в рамках социальной организации - формальную и неформальную. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается специфической природой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют дополняя друг друга и образуя единую систему.

Серьёзной проблемой, связанной  с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений.

До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.
Функции предприятия как социальной организации

Вход в бизнес чаще всего начинается с особенностей стремлений к предпринимательству, а настоящее дело (бизнес) начинается с организации. Каждый отдельный человек как личность может иметь какие угодно способности, связки, черты характера, но при этом во взаимодействиях она все равно остается конкретным Ивановым, Петровым, Сидоровым и, как индивид не может возвыситься выше социально-психологического уровня контактов .

Любой бизнес —  это прежде всего входы в  социально-экономические процессы, которые происходят в обществе. Именно в этом заключается первая причина, которая определяет необходимость создания организации. В современных правовых государствах только юридическое лицо получает возможность выйти на социально-экономический уровеньвзаимодействия.

Вторая причина необходимости  создания организации состоит в том, что в современной системе общественного деления труда не существует абсолютно самодостаточных экономических единиц, то есть ни одна самостоятельная экономическая единица не в состоянии обеспечить весь производственный процесс только за счет своих собственных ресурсов: она вынуждена включаться в имеющиеся производственные макроструктуры, через которые осуществляется передвижение сырья, материалов, товаров, денег и тому подобное. Очевидно, что включаться в эти макроструктуры и процессы может только организация, но не отдельный индивид как частное лицо.

Третья причина заключается  в том, что только при условиях  организации возможен промышленный способ производства товаров и услуг. Причем когда речь идет о промышленном способе, то это не означает исключительно массовости производства. Сегодня это скорее символ технологичности, качества и сервиса.

Четвертая причина  необходимости создания организации.  Общеизвестно, что конечная цель бизнеса — получение прибыли. Но это возможно только за счет проникновения товаров и услуг на потребительский рынок. Отдельный индивид со всеми своими способностями и умениями может попасть только на рынок рабочей силы. На потребительский рынок может выйти только организация, которая предлагает какие-либо товары или услуги.

Перечислены четыре причины  в сущности являются внешними функциями, которые организация должна выполнять в системе рыночных отношений. Но любая организация имеет также и внутренние функции, которые определяют, что дает организация людям, какие находятся внутри нее. Рассмотрим эти функции .

1. Функция объединения  ресурсов достаточно очевидна, поскольку  всем понятно, что один человек  не имеет всех необходимых  ресурсов для промышленного способа  производства товаров и услуг.  Причем к ресурсам принадлежат  материальные, финансовый, социальные и психологические.
Психологические ресурсы  содержат три компонента [7]:

разный жизненный опыт людей, которые объединяются, их знаний и профессиональный багаж, отличия в интеллектуальных способностях и мировоззрениях дают возможность отойти от односторонне предвзятого виденья мира, свойственного индивида. В групповой ситуации мы всегда получаем возможность увидеть проблему из разных позиций и точек зрения, тем самым приближаясь к ее объективной сущности. Учет взглядов в виденье проблем резко повышает реалистичность наших представлений о них;

не менее важным психологическим ресурсом является эффект эмоциональной поддержки и близости. Путь в бизнес никогда не бывает проторенным, и каждый человек нуждается в поддержке другого, который был бы способен одновременно с ним переживать успехи и поражения, сопутствующие каждому делу. Эмоциональная близость в группе, которая возникает при реализации общего дела, определяет специфический психотерапевтический эффект организации;

объединение психологических ресурсов в организации изначально изменяет ее энергично волевой потенциал. Энергично волевые ресурсы отдельного человека не являются безграничными и при столкновении с разными трудностями и преградами они просто заканчиваются. Наличие других людей в организации, их помощь, поддержка, способность хотя бы временно и частично перебрать на себя ответственность с необходимым фактором сохранения энергичного потенциала. В группе возникает специфический эффект сохранения и даже усиление силы в достижении цели.

силы в достижении цели.

2. Функция деления функций. Многоплановость и объемность заданий, решаемых в бизнесе, есть настолько велики, что один человек не может все их решать с одинаковой эффективностью. Организация предоставляет возможность делению заданий между разными людьми. Причем в ходе общей деятельности обычно выкристаллизовываются те типы заданий, которые каждый человек решает более эффективно, чем другие.

3.Функция обеспечения  доходов. Современное общество  делает жизнь человека полноценной  лишь сквозь призму ее собственного труда. Организация — это и есть то место, где индивид реально осуществляет свои трудовые потенции и где он соответственно должен получить необходимые средства к существованию. Именно организация выполняет функции оценки качества и количества труда, в том числи в форме заработной платы. Заработная плата есть хотя и универсальным, но не единственным способом оценки. Этот факт определяет следующая функция организации.

4.Функция признания  и возможности самовыражения.  Человек работает не только  для того, чтобы зарабатывать деньги. В каждой области жизни человек пытается реализовать себя вполне как личность. Мера реализации этой потребности определяют мироощущение личности на определенное мгновение и детерминирует меру ее активности на ближайшее будущее.

Только организация как непосредственное социальное окружения может обеспечить личности необходим уровень признания. В современных социально психологических и экономических теориях организаций утверждается, что только те фирмы, которые обеспечивают личностный рост сотрудников, занимают передовые позиции в современном бизнесе. Для сегодняшних концепций управления отношения к сотруднику как к "винтику в большой машине" — это далекое прошлое, какое изжило себя. Общая закономерность заключается в том, что чем больше у человека потенциальных возможностей относительно изменения эта работы и рост профессионализма, тем большей значимости приобретает фактор признания и возможности самореализации .

5. Функция защиты и  гарантии будущего.

Значимость этой  функции определяется двумя главными психологическими факторами. Особенно выразительно эти чувства оказываются при условиях социальной нестабильности, кризисах, повышенной конкурентности. Именно организация является фактором психологической защиты для человека при таких условиях. С точки зрения индивида организация как что-то сверхличное и более могучее, чем отдельный человек, может оградить ее от жизненных катаклизмов и стать своеобразным островком безопасности в жизненном море. Опыт показывает, что фирмы, которые учитывают этот фактор и демонстрируют своим сотрудникам беспокойство о их будущее (и даже будущее их детей) и защита, имеют повышенную способность к выживанию при условиях конкурентности за счет мобилизации ресурсов самих сотрудников. С другой стороны, человек живет не только сегодняшним днем. Если взять любой момент времени, то всегда можно обнаружить уже завершены дела, дела, которые происходят сейчас, начинаются сейчас и дела только запроектированы [4].

Чем больше личность связана  с организацией, тем в большей степени оказывается потребность в осуществлении уже начатых и только задуманных дел. Если фирма предоставляет человеку возможность увидеть перспективу ее деятельности, то такой человек получает перспективы собственного развития.

Таким образом, создание организации является действительно первым и необходимым шагом входа в мир бизнеса. Мы видим, что организация играет роль своеобразного функционального посредника, который, с одной стороны, позволяет включиться в социально-экономические процессы, а из другого – обеспечивает полноценную жизнь личности.

Группа высокого уровня развития - коллектив.

Психология развитого  коллектива характеризуется тем, что  деятельность ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет позитивное значение для многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии, открытости, честности, порядочности и уважении [1].

Для того, чтобы назвать  группу людей коллективом, она должна отвечать определенным требованиям, успешно выполнять задание, быть высоконравственной, создавать для каждого члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества лиц отдельно.

В заключение можно сказать следующее:

Социологический подход к анализу социальной организации, как определенному виду социальной системы в форме объединения людей для их совместной деятельности по достижению поставленных целей в рамках определенных структур дает возможность выделения и систематизации основных подсистем (структур) социальной организации крупного предприятия: организационно-управленческой, социально-трудовой и социально-территориальной.

В социальной организации  предприятия, на первое место выступают  отношения между составляющими данное объединение отдельными, относительно самостоятельными субъектами. Эти отношения имеют вертикальные (между управляющей компанией и дочерними предприятиями) и горизонтальные (между одноуровневыми субъектами) взаимодействия. В них экономические черты сочетаются с социальными: интересами контактных групп (собственники, персонал, партнеры, потребители и т.д.), позицией собственника и менеджмента, их ориентацией на определенную стратегию, качеством социально-трудового потенциала, местом и ролью в социально-территориальных отношений и т.д.

Список используемой литературы 

Фундаментальная социология. В 15-и т. Т. 1. Теория и методология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 908 с.: 70x100 1/16. (п) ISBN 5-16-001548-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/68177

Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Ковалев В.Н.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Академический Проект, 2003.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36589.html.— ЭБС «IPRbooks»

Аматова Н.Е. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОНВЕРГЕНТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLI-XLII междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(40). – Новосибирск: СибАК, 2014. Режим доступа: https://sibac.info/conf/social/xli/39603

Чижевич Е. Учебное пособие для вузов\ "Цель успешного менеджера — human-tech" // Эксперт-Урал. №1-2 (84) -2016. - С.21 Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-razvitie-krupnogo-predpriyatiya-kholdinga-kak-obekt-strategicheskogo-upravleniya

Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Кожухар В.М. - М.:Дашков и К, 2018. - 292 с.: ISBN 978-5-394-01047-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/351616

Просмотров работы: 51