АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Петрова Д.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ исследований в области изучения сущности делинквентного поведения подростков, изучение социально-психологических особенностей подростков и описания технологий профилактики делинквентного поведения представляет собой теоретическую основу эмпирического исследования в области преодоления делинквентного поведения подростков. Данное исследование было разработано и реализовано в целях получения эмпирического материала, который позволил бы проверить выдвинутую гипотезу.

Целью данной экспериментальной работы является проверка эффективности социальной программы социально-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования. Эмпирическое исследование по выявлению несовершеннолетних, склонных к деликвентному поведению, проводилось в ОГБПОУ УЭМК в городе Ульяновске. После констатирующей диагностики и реализации социальной программы по социально-педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования, мы вновь провели повторную контрольную диагностику для определения результативности данной программы. В исследовании приняли участие студенты первого курса, тех же групп, что и в констатирующей диагностике: экспериментальная группа АС-11 – 25 человек, контрольная группа ИС-11 – 25 человек, с целью определения эффективности социальной программы. Выборка составила пятьдесят человек. Для ее проведения использовались те же методики, что и на первом этапе. Рассмотрим полученные результаты.

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних

Э.В. Леус, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. После проведения комплекса мероприятий мы провели повторную диагностику склонности к правонарушения и получали следующие результаты в экспериментальной и контрольной группах (рис.5). Результаты проведённой контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах по данной методике, представлены в виде диаграммы. Результаты, полученные после подсчета баллов, набранных испытуемыми по уровню склонности к делинквентному поведению, представлены на Рис 5.

Рис. 5 –Контрольная диагностика склонности к делинквентному поведению в экспериментальных и контрольных группах

Анализ результатов контрольной диагностики в экспериментальной группе показывает, что у 10% респондентов отсутствует ориентация на социально обусловленное поведение, то есть в данном случае, преобладает индивидуализация каждой личности; у 8% респондентов, мы видим, отсутствие признаков склонности к делинквентному поведению.

В контрольной группе заметного улучшения не произошло. По результатам контрольной диагностики склонности к делинквентному поведению в контрольной группе было выявлено, что у 28% респондентов все так же, выражена склонность к социально обусловленному поведению, это на два процента выше, чем на предыдущем этапе исследования; также в данной группе у 29% респондентов, оказалась, сформированная модель делинквентного поведения. В этом случае, произошло изменение в сторону небольшого улучшения склонности к деликвентному поведению. Данные показатели изменились на 2-3 балла, что говорит о необходимости проведения социально-педагогической профилактики правонарушений с данной группой респондентов. 2. Методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел, предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведениюявляется стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Результаты проведённой контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах по данной методике, представлены в виде диаграммы. Результаты, полученные после подсчета баллов, набранных испытуемыми по уровню склонности к делинквентному поведению, представлены на Рис 6.

Рис. 6 – Контрольная диагностика склонности к аддиктивному поведению в экспериментальных и контрольных группах

Анализ результатов контрольной диагностики склонности к аддиктивному поведению в экспериментальной группе показывает, что 48% респондентов обладают социальным самоконтролем поведенческих реакций; у 42% респондентов, мы видим, отсутствие выраженности агрессивных тенденций. В данном случае, личность не будет применять насилие как средство решения проблем; 50% респондентов обладают жестким самоконтролем эмоциональных поведенческих реакций, чувственных влечений. В контрольной группе заметного улучшения не произошло. По результатам контрольной диагностики склонности к аддиктивному поведению в контрольной группе было выявлено, что 67% респондентов имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Стоит заметить, что это на шесть процентов больше, чем на предыдущем этапе диагностики; также в данной группе 65% респондентов, имеют агрессивную направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, а также присутствует склонность решать проблемы посредством насилия; шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций осталась прежней, как и на предыдущем этапе исследования – 62%. 3. Опросник агрессивности Басса-Дарки опросник, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Результаты проведённой диагностики в экспериментальной и контрольной группах по данному опроснику представлены в виде диаграмм. Результаты, полученные после подсчета баллов, набранных испытуемыми по уровню склонности к агрессивному поведению, представлены на Рис 7.

Рис. 7 –Контрольная диагностика склонности к агрессивному поведению в экспериментальных и контрольных группах

Анализ результатов контрольной диагностики склонности к агрессивному поведению в экспериментальной группе показывает, что у 31% респондентов выражена средняя склонность к агрессивному поведению, что предполагает заметное улучшение в данной категории эмоционального состояния; у 36% респондентов так же, как и на предыдущем этапе выражена средняя склонность к враждебному поведению, но в данном случае, произошло заметное улучшение состояния с разницей в одиннадцать процентов . По результатам в контрольной группе было выявлено, что у 11% респондентов выражена склонность к социально обусловленному

Анализ результатов контрольной диагностики склонности к агрессивному поведению в контрольной группе показывает, что по обеим категориям состояния происходят небольшие изменения, у 54% респондентов выражена повышенная склонность к агрессивному поведению, что на четыре процента больше, чем на предыдущем этапе исследования; у 60% респондентов выражена повышенная склонность к враждебному поведению, что говорит о заметном ухудшении эмоционального состояния респондентов данной группы исследования.

Полученные данные исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о необходимости внедрения социальной программы социально-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования «Выбор за тобой», а также дали возможность сформулировать ряд рекомендаций принятию своевременных и эффективных мер в работе с несовершеннолетними склонными к правонарушениям, которые будут способствовать эффективной адаптации к общественной жизни и социализации самих несовершеннолетних.

Профилактическая работа специалиста социальной работы в ОГБПОУ УЭМК должна включать в себя следующие направления:

Работа с педагогическим коллективом:

просветительская работа среди преподавателей, классных руководителей, педагогов психологов, которые способны активно содействовать реализации программ предотвращения деликвентного поведения в рамках учебно-воспитательной работы среднего профессионального образования; организация внутриколледжных семинаров и «круглых столов»;

тренинги по методам и средствам предупреждения деликвентного поведения у несовершеннолетних;

оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистами педагогам, работающим со студентами, по вопросам профилактики деликвентного поведения;

внедрение в ОГБПОУ УЭМК существующих педагогических и психологических методик, обеспечивающих развитие потребностей здорового образа жизни и мотивов отказа от антисоциального поведения, а также техник мониторинга для раннего обнаружения случаев возникновения склонности к деликвентному поведению и планирование профилактических мероприятий.

Работа с несовершеннолетними:

организация социально-педагогического сопровождения воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование у них безопасного образа жизни;

проведение коррекционной работы с детьми «группы риска», определение основных причин социальной дезадаптации, индивидуальные и групповые консультации для учащихся, социальный психологический контроль, организация тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков, навыков личностного роста, принятия решений в экстремальных ситуациях, разрешение конфликтов;

организация тренингов, ориентированных на преодоление внутреннего психофизиологического дискомфорта несовершеннолетних и развитие у них устойчивости к внешнему давлению.

Работа с родителями:

оказание консультативной помощи родителям по вопросам борьбы с деликвентным поведением несовершеннолетних, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, консультирование по проблемам склонности их детей к деликвентному поведению;

организация среди родителей группы поддержки;

организация для родителей специальных лекций по вопросам деликвентного поведения, привлечение взрослых членов семей к процессу профилактики склонности к деликвентному поведению среди несовершеннолетних;

поиск и распространение методических рекомендаций, а также видеофильмов по проблемам профилактики склонности к деликвентному поведению.

В ОГБПОУ УЭМК основная задача социально-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования должна состоять в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних, возникающих в результате неблагоприятного социального развития – социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования должна коснуться всех сфер жизни учащегося: семьи, образовательной среды и общественной жизни в целом.

В начале эмпирического исследования незначительные трудности возникли во взаимодействии с испытуемыми, в следствии особенностей контингента среднего профессионального образования. Для преодоления данной проблемы, были предприняты соответствующие меры, а именно были осуществлены повторные мероприятия, направленные на взаимодействие студенческой группы между собой, а также между исследователем и испытуемыми. Данные мероприятия показали положительный эффект, что дало нам право продолжать проводить эмпирическое исследование направленное на социально-педагогическую профилактику правонарушений несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования без особых трудностей.

Таким образом, в совокупности полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что проведенные мероприятия оказали положительный эффект на показатели cклонности к деликвентному поведению несовершеннолетних в условиях среднего профессионального образования, что является основанием считать разработанную и реализованную социальную программу по социально-педагогической профилактике правонарушений эффективной.

Библиографический список:
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 № 120–ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177 ; Рос. газ. – 1999. – 30 июня (№121) ; КонсультантПлюс : справ. правовая система.

2. Клейберг Ю.А., Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2014. С.141-154.

3. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Особенности распространенности девиантного поведения у подростков городской и сельской среды [Текст] / Э.В. Леус, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев. // Известия Южного федерального университета. - 2009. - № 3. - С. 175-179

4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, — с. 35-58.

Просмотров работы: 18