Нами была предпринята попытка составить усредненный профиль студента первого курса бакалавриата направления подготовки «Психология», ведь образовательные результаты студенчества взаимосвязаны с психологическими особенностями личности [1].
Эмпирической базой исследования выступил департамент психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ), г. Владивосток. В эмпирическом исследовании приняло участие 30 человек, а именно девушки и парни в возрасте от 17 до 23 лет, обучающиеся на направлении подготовки Психология.
Для начала стоит разобраться с понятием студенчество. Разные авторы подходят к этому термину с разными толкованиями. Например, Л.Д. Столяренко определяет студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования [2]. По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3]. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [4].
ФГОС высшего образования [5] выделяет ряд компетенций, которыми должен обладать выпускник направления подготовки Психология: способностью к самоорганизации и самообразованию; способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Для исследования психологических особенностей студентов первого курса направления подготовки Психология и составления их усредненного профиля был применен психодиагностический комплекс «Профориентатор», разработанный под руководством А.Г. Шмелева [6].
Результаты обработки представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.
Т а б л и ц а 1 – результаты исследования по блоку «Интересы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Техника |
Наука |
Искусство |
Общение |
Бизнес |
Знак |
Природа |
Риск |
3,9 |
4,7 |
5,6 |
4,6 |
3,5 |
4,7 |
5,8 |
4,6 |
Из таблицы 1 видно, что в данном профиле более высокие значения в блоке «Интересы» выявлены по шкалам «Искусство» (5,6) и «Природа» (5,8). Из этого следует, что у студентов данного направления подготовки проявляется повышенный интерес к работе, связанной с творческой деятельностью (создавать, анализировать и оценивать предметы искусства, картины, музыку, литература), а также с природными объектами, животными, растениями, микроорганизмами, природными явлениями (биолог, ветеринар, врач). Можно предположить, что такой повышенный интерес студентов-психологов связан со сформировавшимися профессиональными интересами и идеалами.
Средние значения наблюдаются по шкалам «Наука», «Общение», «Знак», «Риск», что свидетельствует о средней выраженности интереса к взаимодействию с людьми, различными группами и коллективами (педагогические, медицинские, юридические профессии), к работе со знаками, схемами, графиками, текстами и документами. Испытуемого не пугают необычные и экстремальные условия, где требуется физическая или психологическая нагрузка (врач, спортсмен, спасатель).
Низкие значения наблюдаются по шкалам «Техника» и «Бизнес», что характеризуется низкой выраженностью интереса к техническим системам (например, эксплуатация и ремонт транспорта, техники, компьютера) и коммерческой деятельности.
К числу профессий, подходящих представителю данного профиля с учетом его интересов, относятся актер, писатель, критик, дизайнер, культуролог, биолог, генетик, эколог, геолог, ветеринар.
Т а б л и ц а 2 - результаты исследования по блоку «Личностные характеристики» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоциональная стабильность |
4,6 |
6,1 |
5,3 |
4,5 |
Как мы видим в таблице 2, в блоке «Личностные характеристики» у студентов данного направления подготовки более высокое значение имеет шкала «Согласие» (6,1), а более низкое – «Эмоциональная стабильность» (4,5). Из этого следует, что выраженными чертами личности студента-психолога являются дружелюбие, бесконфликтность, стремление к сотрудничеству, готовность выслушать другого человека и оказывать помощь, а также организованность, целеустремленность, дисциплинированность, склонность к планированию и соблюдению правил. Кроме того, данному профилю свойственны умение организовать себя в пространстве и времени: пунктуальность, целенаправленность, склонность к планированию. В целом, данные личностные черты благоприятствуют работе в сферах, указанных в блоке «Интересы».
Из таблицы 3 видно, что в данном профиле высокое значение по шкале «Абстрактная логика» (6,5), исходя из чего можно сделать вывод о том, что студенты-дефектологи обладают высокой способностью логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, мыслить на понятийном уровне, что необходимо в психологии и педагогике.
Т а б л и ц а 3 – результаты исследования по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Вычисления |
Лексика |
Эрудиция |
Зрит. логика |
Абстр. логика |
Внимание |
Общий балл |
5,5 |
6 |
5,8 |
5,9 |
6,1 |
5,9 |
5,9 |
В целом у студентов-психологов интеллектуальные способности развиты на среднем уровне и соответствуют возрастным нормам. Наибольшие значения для по данному блоку были набраны по шкалам «Лексика» и «Абстрактная логика». Это означает, что студенты обладают большим объемом словарного запаса и легкостью его активации, что несомненно является их достоинство, поскольку это дает им возможность легко подбирать слова при общении с людьми, грамотно строить фразы. Можно отметить также повышенную способность логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, строить и понимать высказывание, мыслить на понятийном уровне.
Т а б л и ц а 4 – результаты исследования по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Инженерный |
Физико-матем. |
Естеств. науч. |
Естеств.-технолог. |
Творческий |
Лингвистич. |
Обществ.-гуманитар. |
Финанс.-экономич. |
Информ.-технолог. |
5,2 |
5,7 |
6,2 |
5,6 |
6,7 |
5,5 |
5,7 |
4,9 |
5,6 |
Исходя из анализа результатов, представленных в таблице 4, видно, что в данном профиле имеются высокие значения по шкалам «Естественнонаучный» (6,2) и «Творческий» (6,7), а низкие – «Финансово-экономический» (4,9). Из этого следует, что студенты данного направления подготовки в большей степени интересуются профессиями, предполагающими деятельность, связанную с творчеством (например, в области искусства), с природными качествами и объектами (например, в области медицины и биологии)
Т а б л и ц а 5 – результаты исследования по блоку «Тренинговые программы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Общ.балл мотивац. |
Мотивац. |
Интел. развитие |
Коммун. навыки |
Лидерство и отношения |
Самоорганизация |
Эмоц. саморегуляция |
4,7 |
3,1 |
3,4 |
4,7 |
5,6 |
4,7 |
5 |
Из таблицы 5 видно, что студенты данного направления подготовки имеют высокие значения по шкалам «Лидерство и отношения» (5,1) и «Эмоциональная саморегуляция» (5). Из этого следует, что точкой роста студентов-психологов является развитие лидерских и организаторских качеств, а именно умение воодушевлять и убеждать, побуждать людей к работе и действиям, а также устойчивость в стрессовых ситуациях, способность сохранять хладнокровие, хорошая выдержка.
Т а б л и ц а 6 – Результаты корреляционного анализа по блокам «Личностные характеристики» и «Склонность к профилю обучения»
Блоки и шкалы |
Личностные характеристики |
||||
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоциональная стабильность |
||
Склонность к профилю обучения |
Инженерный |
-0.027 |
0.109 |
0.174 |
0.407 |
Физико-математический |
-0.091 |
0.092 |
0.059 |
0.378 |
|
Естественно- научный |
0.063 |
0.535 |
0.103 |
0.477 |
|
Естественно-технологический |
-0.385 |
-0.013 |
0.33 |
0.415 |
|
Творческий |
0.284 |
0.263 |
-0.435 |
-0.167 |
|
Лингвистический |
0.773 |
0.511 |
-0.22 |
-0.003 |
|
Общественно-гуманитарный |
0.72 |
0.507 |
-0.165 |
0.135 |
|
Финансово-экономический |
0.359 |
0.247 |
0.356 |
0.381 |
|
Информационно-технологический |
-0.056 |
0.065 |
0.088 |
0.347 |
Примечание: уровень значимости * - p<0,05; ** - p<0,01, *** - p<0,001
По результатам корреляционного анализа, представленным в таблице 6, мы видим, что у студентов-психологов личностная характеристика «Активность» положительно связана со склонностью к профилям обучения «Естественно-технологический», «Лингвистический» и «Общественно-гуманитарный», то есть чем в большей степени личность проявляет активность в общении с другими людьми, стремиться знакомиться, завязывать новые связи, проявлять инициативу в общении, тем в большей степени у нее развита склонность к деятельности, связанной с природными качествами и объектами (эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике и т.д.), а также развита склонность к овладению иностранными языками (журналист, переводчик, специалист по регионоведению, специалист по связям с общественностью и т.д.), к практической гуманитарной деятельности и к работе академических гуманитариев (психолог, преподаватель, искусствовед, редактор, актер, художник-график и т.д.).
Личностная характеристика «Согласие» студентов-психологов положительно связана со склонностью к профилю обучения «Естественно-научный», «Лингвистический» и «Общественно-гуманитарный», то есть, чем в большей степени личность склонна сотрудничать и соглашаться с другими, умеет встать на точку зрения другого, посочувствовать, тем в большей степени у нее развита склонность к деятельности, связанной с природными качествами и объектами (эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике и т.д.).
Личностная характеристика «Самоконтроль» студентов-психологов отрицательно связана со склонностью к профилю обучения «Творческий», то есть, чем в большей степени личность умеет организовать себя в пространстве и времени и проявляет склонность к планированию своей деятельности, тем в меньшей степени у нее развита склонность к творческой деятельности (в области культуры и искусства).
Таким образом, можно сделать вывод, что личностные характеристики студентов направления подготовки Психология соответствуют выбранной ими профессии.
Т а б л и ц а 8 – Результаты корреляционного анализа блоков «Личностные характеристики» и «Интересы»
Блоки и шкалы |
Личностные характеристики |
||||
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоц. Стабильность |
||
Интересы |
Техника |
-0.22 |
-0.18 |
0.04 |
0.2 |
Наука |
-0.12 |
0.17 |
0.1 |
0.25 |
|
Искусство |
0.35 |
0.24 |
-0.31 |
0.05 |
|
Общение |
0.48** |
0.38* |
0.06 |
0.17 |
|
Бизнес |
0.04 |
-0.17 |
0.35 |
0.03 |
|
Знак |
0.15 |
0.13 |
0.48** |
0.28 |
|
Природа |
-0.39* |
-0.01 |
0.22 |
0.25 |
|
Риск |
-0.07 |
-0.05 |
-0.1 |
0.03 |
Примечания: * - уровень значимости p< 0,05; ** - p< 0,01, *** - p< 0,001
Как видно из таблицы, у студентов-психологов личностные характеристики «Самоконтроль» и «Знак» положительно связанны, то есть чем в большей степени студент-психолог склонен к пунктуальности, организованности и к планированию своей деятельности, тем в большей степени он проявляет интерес к работе со знаковыми системами (буквами, цифрами, языками и т.д.).
Отрицательная связь личностной характеристики «Активность» и «Природа» у студентов-психологов говорит о том, что чем в большей степени личность склонна к активности в общении с другими людьми, стремиться завязывать новые связи, проявляет инициативу в общении, тем в меньшей степени она интересуется работой, связанной с природными объектами, людьми, животными, растениями, микроорганизмами и природными явлениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что разносторонние интересы и развитые способности дают возможность студентам, обучающимся а направлении подготовки Психология, в равной степени рассматривать различные области будущей профессиональной деятельности. Сочетание и взаимосвязь интересов, личностных характеристик и склонностей к профилю обучения подтверждают то, что усредненный профиль студента направления подготовки Психология характеризуется творческими способностями, направленностью на сбор и анализ информации, умением логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, эмпатией, общительностью, отзывчивостью, стрессоустойчивостью, инициативностью, решительностью, бдительностью.
Список литературы
Бубновская, О.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно-личностной сферы и образовательных результатов студенчества // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 357-359.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р /наД.: Феникс, 1997. — С. 736.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос, 2000. — С. 384.
Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2014 N 34320)
Методическое пособие Диагностический комплекс «Профориентатор», Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии».
Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.