Нами была предпринята попытка составить усредненный профиль студента первого курса бакалавриата направления подготовки «Психология», ведь образовательные результаты студенчества взаимосвязаны с психологическими особенностями личности [1].
Эмпирической базой исследования выступил департамент психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ), г. Владивосток. В эмпирическом исследовании приняло участие 30 человек, а именно девушки и парни в возрасте от 17 до 23 лет, обучающиеся на направлении подготовки Психология.
Для начала стоит разобраться с понятием студенчество. Разные авторы подходят к этому термину с разными толкованиями. Например, Л.Д. Столяренко определяет студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования [2]. По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3]. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [4].
ФГОС высшего образования [5] выделяет ряд компетенций, которыми должен обладать выпускник направления подготовки Психология: способностью к самоорганизации и самообразованию; способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Для исследования психологических особенностей студентов первого курса направления подготовки Психология и составления их усредненного профиля был применен психодиагностический комплекс «Профориентатор», разработанный под руководством А.Г. Шмелева [6].
Результаты обработки представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.
Т а б л и ц а 1 – результаты исследования по блоку «Интересы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Техника | Наука | Искусство | Общение | Бизнес | Знак | Природа | Риск | 
| 3,9 | 4,7 | 5,6 | 4,6 | 3,5 | 4,7 | 5,8 | 4,6 | 
Из таблицы 1 видно, что в данном профиле более высокие значения в блоке «Интересы» выявлены по шкалам «Искусство» (5,6) и «Природа» (5,8). Из этого следует, что у студентов данного направления подготовки проявляется повышенный интерес к работе, связанной с творческой деятельностью (создавать, анализировать и оценивать предметы искусства, картины, музыку, литература), а также с природными объектами, животными, растениями, микроорганизмами, природными явлениями (биолог, ветеринар, врач). Можно предположить, что такой повышенный интерес студентов-психологов связан со сформировавшимися профессиональными интересами и идеалами.
Средние значения наблюдаются по шкалам «Наука», «Общение», «Знак», «Риск», что свидетельствует о средней выраженности интереса к взаимодействию с людьми, различными группами и коллективами (педагогические, медицинские, юридические профессии), к работе со знаками, схемами, графиками, текстами и документами. Испытуемого не пугают необычные и экстремальные условия, где требуется физическая или психологическая нагрузка (врач, спортсмен, спасатель).
Низкие значения наблюдаются по шкалам «Техника» и «Бизнес», что характеризуется низкой выраженностью интереса к техническим системам (например, эксплуатация и ремонт транспорта, техники, компьютера) и коммерческой деятельности.
К числу профессий, подходящих представителю данного профиля с учетом его интересов, относятся актер, писатель, критик, дизайнер, культуролог, биолог, генетик, эколог, геолог, ветеринар.
Т а б л и ц а 2 - результаты исследования по блоку «Личностные характеристики» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Активность | Согласие | Самоконтроль | Эмоциональная стабильность | 
| 4,6 | 6,1 | 5,3 | 4,5 | 
Как мы видим в таблице 2, в блоке «Личностные характеристики» у студентов данного направления подготовки более высокое значение имеет шкала «Согласие» (6,1), а более низкое – «Эмоциональная стабильность» (4,5). Из этого следует, что выраженными чертами личности студента-психолога являются дружелюбие, бесконфликтность, стремление к сотрудничеству, готовность выслушать другого человека и оказывать помощь, а также организованность, целеустремленность, дисциплинированность, склонность к планированию и соблюдению правил. Кроме того, данному профилю свойственны умение организовать себя в пространстве и времени: пунктуальность, целенаправленность, склонность к планированию. В целом, данные личностные черты благоприятствуют работе в сферах, указанных в блоке «Интересы».
Из таблицы 3 видно, что в данном профиле высокое значение по шкале «Абстрактная логика» (6,5), исходя из чего можно сделать вывод о том, что студенты-дефектологи обладают высокой способностью логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, мыслить на понятийном уровне, что необходимо в психологии и педагогике.
Т а б л и ц а 3 – результаты исследования по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Вычисления | Лексика | Эрудиция | Зрит. логика | Абстр. логика | Внимание | Общий балл | 
| 5,5 | 6 | 5,8 | 5,9 | 6,1 | 5,9 | 5,9 | 
В целом у студентов-психологов интеллектуальные способности развиты на среднем уровне и соответствуют возрастным нормам. Наибольшие значения для по данному блоку были набраны по шкалам «Лексика» и «Абстрактная логика». Это означает, что студенты обладают большим объемом словарного запаса и легкостью его активации, что несомненно является их достоинство, поскольку это дает им возможность легко подбирать слова при общении с людьми, грамотно строить фразы. Можно отметить также повышенную способность логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, строить и понимать высказывание, мыслить на понятийном уровне.
Т а б л и ц а 4 – результаты исследования по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Инженерный | Физико-матем. | Естеств. науч. | Естеств.-технолог. | Творческий | Лингвистич. | Обществ.-гуманитар. | Финанс.-экономич. | Информ.-технолог. | 
| 5,2 | 5,7 | 6,2 | 5,6 | 6,7 | 5,5 | 5,7 | 4,9 | 5,6 | 
Исходя из анализа результатов, представленных в таблице 4, видно, что в данном профиле имеются высокие значения по шкалам «Естественнонаучный» (6,2) и «Творческий» (6,7), а низкие – «Финансово-экономический» (4,9). Из этого следует, что студенты данного направления подготовки в большей степени интересуются профессиями, предполагающими деятельность, связанную с творчеством (например, в области искусства), с природными качествами и объектами (например, в области медицины и биологии)
Т а б л и ц а 5 – результаты исследования по блоку «Тренинговые программы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
| Шкалы | Общ.балл мотивац. | Мотивац. | Интел. развитие | Коммун. навыки | Лидерство и отношения | Самоорганизация | Эмоц. саморегуляция | 
| 4,7 | 3,1 | 3,4 | 4,7 | 5,6 | 4,7 | 5 | 
Из таблицы 5 видно, что студенты данного направления подготовки имеют высокие значения по шкалам «Лидерство и отношения» (5,1) и «Эмоциональная саморегуляция» (5). Из этого следует, что точкой роста студентов-психологов является развитие лидерских и организаторских качеств, а именно умение воодушевлять и убеждать, побуждать людей к работе и действиям, а также устойчивость в стрессовых ситуациях, способность сохранять хладнокровие, хорошая выдержка.
Т а б л и ц а 6 – Результаты корреляционного анализа по блокам «Личностные характеристики» и «Склонность к профилю обучения»
| Блоки и шкалы | Личностные характеристики | ||||
| Активность | Согласие | Самоконтроль | Эмоциональная стабильность | ||
| Склонность к профилю обучения | Инженерный | -0.027 | 0.109 | 0.174 | 0.407 | 
| Физико-математический | -0.091 | 0.092 | 0.059 | 0.378 | |
| Естественно- научный | 0.063 | 0.535 | 0.103 | 0.477 | |
| Естественно-технологический | -0.385 | -0.013 | 0.33 | 0.415 | |
| Творческий | 0.284 | 0.263 | -0.435 | -0.167 | |
| Лингвистический | 0.773 | 0.511 | -0.22 | -0.003 | |
| Общественно-гуманитарный | 0.72 | 0.507 | -0.165 | 0.135 | |
| Финансово-экономический | 0.359 | 0.247 | 0.356 | 0.381 | |
| Информационно-технологический | -0.056 | 0.065 | 0.088 | 0.347 | |
Примечание: уровень значимости * - p<0,05; ** - p<0,01, *** - p<0,001
По результатам корреляционного анализа, представленным в таблице 6, мы видим, что у студентов-психологов личностная характеристика «Активность» положительно связана со склонностью к профилям обучения «Естественно-технологический», «Лингвистический» и «Общественно-гуманитарный», то есть чем в большей степени личность проявляет активность в общении с другими людьми, стремиться знакомиться, завязывать новые связи, проявлять инициативу в общении, тем в большей степени у нее развита склонность к деятельности, связанной с природными качествами и объектами (эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике и т.д.), а также развита склонность к овладению иностранными языками (журналист, переводчик, специалист по регионоведению, специалист по связям с общественностью и т.д.), к практической гуманитарной деятельности и к работе академических гуманитариев (психолог, преподаватель, искусствовед, редактор, актер, художник-график и т.д.).
Личностная характеристика «Согласие» студентов-психологов положительно связана со склонностью к профилю обучения «Естественно-научный», «Лингвистический» и «Общественно-гуманитарный», то есть, чем в большей степени личность склонна сотрудничать и соглашаться с другими, умеет встать на точку зрения другого, посочувствовать, тем в большей степени у нее развита склонность к деятельности, связанной с природными качествами и объектами (эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике и т.д.).
Личностная характеристика «Самоконтроль» студентов-психологов отрицательно связана со склонностью к профилю обучения «Творческий», то есть, чем в большей степени личность умеет организовать себя в пространстве и времени и проявляет склонность к планированию своей деятельности, тем в меньшей степени у нее развита склонность к творческой деятельности (в области культуры и искусства).
Таким образом, можно сделать вывод, что личностные характеристики студентов направления подготовки Психология соответствуют выбранной ими профессии.
Т а б л и ц а 8 – Результаты корреляционного анализа блоков «Личностные характеристики» и «Интересы»
| Блоки и шкалы | Личностные характеристики | ||||
| Активность | Согласие | Самоконтроль | Эмоц. Стабильность | ||
| Интересы | Техника | -0.22 | -0.18 | 0.04 | 0.2 | 
| Наука | -0.12 | 0.17 | 0.1 | 0.25 | |
| Искусство | 0.35 | 0.24 | -0.31 | 0.05 | |
| Общение | 0.48** | 0.38* | 0.06 | 0.17 | |
| Бизнес | 0.04 | -0.17 | 0.35 | 0.03 | |
| Знак | 0.15 | 0.13 | 0.48** | 0.28 | |
| Природа | -0.39* | -0.01 | 0.22 | 0.25 | |
| Риск | -0.07 | -0.05 | -0.1 | 0.03 | |
Примечания: * - уровень значимости p< 0,05; ** - p< 0,01, *** - p< 0,001
Как видно из таблицы, у студентов-психологов личностные характеристики «Самоконтроль» и «Знак» положительно связанны, то есть чем в большей степени студент-психолог склонен к пунктуальности, организованности и к планированию своей деятельности, тем в большей степени он проявляет интерес к работе со знаковыми системами (буквами, цифрами, языками и т.д.).
Отрицательная связь личностной характеристики «Активность» и «Природа» у студентов-психологов говорит о том, что чем в большей степени личность склонна к активности в общении с другими людьми, стремиться завязывать новые связи, проявляет инициативу в общении, тем в меньшей степени она интересуется работой, связанной с природными объектами, людьми, животными, растениями, микроорганизмами и природными явлениями.
Таким образом, можно сделать вывод, что разносторонние интересы и развитые способности дают возможность студентам, обучающимся а направлении подготовки Психология, в равной степени рассматривать различные области будущей профессиональной деятельности. Сочетание и взаимосвязь интересов, личностных характеристик и склонностей к профилю обучения подтверждают то, что усредненный профиль студента направления подготовки Психология характеризуется творческими способностями, направленностью на сбор и анализ информации, умением логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, эмпатией, общительностью, отзывчивостью, стрессоустойчивостью, инициативностью, решительностью, бдительностью.
Список литературы
Бубновская, О.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно-личностной сферы и образовательных результатов студенчества // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 357-359.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р /наД.: Феникс, 1997. — С. 736.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос, 2000. — С. 384.
Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2014 N 34320)
Методическое пособие Диагностический комплекс «Профориентатор», Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии».
Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.