ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Денисюк А.И. 1, Синебрюхова В.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» [9, с. 9].

Исходя из результатов исследований, которые были проведены в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) и Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS), современные младшие школьники испытывают трудности в осмыслении прочитанного [2, с. 107].

Анализ состояния данной проблемы показал, что современные дети относительно мало читают, усиливается тенденция отказа детей от чтения книг. Предпочтение детей составляют другие источники информации – телевидение, компьютер, видео [5, с. 4].

В связи с этим повышается интерес к исследованию проблемы формирования навыков смыслового чтения в рамках начальной школы.

Так, в Российской Федерации Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом была разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения» на период до 2020 года, основой для которой послужила идея популяризации чтения и необходимость развития читательской компетенции, которая подразумевает понимание и осмысление информации [4].

Так же актуальность данной темы определяется и тем, что учебный предмет «Литературное чтение» обладает большим потенциалом в формировании навыков смыслового чтения. Одной из главных задач уроков литературного чтения является овладение осознанным, осмысленным чтением как базовым навыком, и посредством анализа произведения, помогающим в овладении системой нравственных ценностей [5, с. 135, 139].

В связи с тем, что современные дети относительно мало читают и предпочитают использовать другие источники информации – телевидение, компьютер, видео, повышается интерес к исследованию проблемы формирования навыков смыслового чтения в рамках начальной школы [6, с. 4].

Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержание прочитанного, отмечая при этом все детали и анализируя их с практической точки зрения для адекватного понимания прочитанного текста [8, с. 16].

Рассмотрим понятие «смысловое чтение» и умения, которыми оно характеризуется.

Н.Н. Светловская определяет смысловое чтение как качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

определять эмоциональный характер текста;

уметь прогнозировать содержание читаемого;

осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

формулировать тему небольшого текста;

находить главную мысль, сформулированную в тексте [7, с. 28].

По мнению А.Г. Асмолова, смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены умения смыслового чтения, связанные с:

умением осмысливать цели чтения;

умением выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

умением извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

умением определять основную и второстепенную информацию;

умением свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

умением понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации [1, с. 30].

Проанализировав умения, обеспечивающие навык смыслового чтения, выделяемые Н.Н. Светловской и А.Г. Асмоловым, можно сделать вывод о том, что они соотносятся. И в качестве главных выделяются умения извлекать необходимую информацию, формулировать главную мысль текста и отношение к тексту, как авторское, так и собственное.

Сущность процесса формирования навыков смыслового чтения заключается в понимании информационной, смысловой и идейной сторон произведения, о чем нам говорит Н.Н. Светловская, а также в формировании вышеуказанных умений.

В методической литературе смысловое чтение характеризуется тремя этапами: аналитическим, синтетическим и этапом автоматизации, которого необходимо достичь к концу обучения в начальной школе (М.Р.Львов). И включает в себя три основных аспекта, на которые учитель должен обращать внимание на каждом уроке: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации [3, с. 94-95, с. 103]. Из этого следует, что формирование навыка смыслового чтения важно в современном мире, где дети сталкиваются с большим информационным потоком, который необходимо анализировать и отбирать только нужную информацию.

Для подтверждения необходимости формирования навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста нами были проведены диагностики по определению уровня их сформированного у обучающихся 7-8- лет.

Для определения уровня сформированности навыков смыслового чтения были использованы критерии, разработанные на основе исследований Л.А. Ясюковой:

поиск информации и понимание прочитанного;

преобразование и интерпретация информации;

оценка информации.

Диагностика включала в себя 3 комплексные методики, направленных на определение уровня сформированности групп умений, которые составляют навык смыслового чтения.

Первая диагностика (О.Н. Крылова) была направлена на выявление у обучающихся сформированности умения объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст; умения определять тему текста; умения восстанавливать последовательность событий; умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде.

При проведении данной диагностической работы было установлено, что 40 % обучающихся показали высокий уровень сформированности умений, входящих в смысловое чтение. Единственное затруднение у данных обучающихся было в умении определять тему текста.

44 % показали средний уровень сформированности навыков смыслового чтения. У обучающихся наблюдаются следующие трудности: 1) в умении объяснять новые слова с опорой на контекст – обучающиеся определяют либо не полный перечень синонимов слова подле, либо определяют значение слова неправильно, указывая антоним; 2) в умении определять тему текста – обучающиеся не могут увидеть в тексте полную тему. В основном они ее путают либо отождествляют с главным героем текста.

16 % обучающихся показали низкий уровень сформированности умений, входящих в смысловое чтение. Обучающиеся не умеют подбирать синонимы к слову, объясняя тем самым его значение. Возникали затруднения в определении правильной последовательности событий произведения. Также обучающиеся не смогли ответить на вопрос по содержанию текста. Ответы на вопрос не отображали понимания детьми прочитанной информации и во многих случаях не соотносились с ним.

Вторая диагностика (О.Б. Панкова) была направлена на выявление у обучающихся умения объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст; умения определять главную мысль текста; умения восстанавливать последовательность событий.

При проведении данной диагностической работы было установлено, что 36 % обучающихся показали высокий уровень сформированности умений, входящих в смысловое чтение.

16 % показали средний уровень сформированности навыков смыслового чтения. У обучающихся наблюдаются трудности в определении главной мысли текста. Обучающиеся либо путают тему с главной мыслью произведения, либо вообще не понимают значение этих смысловых единиц содержания текста.

48 % обучающихся показали низкий уровень сформированности умений, входящих в смысловое чтение. Обучающиеся испытывали трудности в каждом из видов заданий. В первом задании видно, что дети не опирались на контекст, и не определили отличительные признаки слова, которые бы помогли верно объяснить незнакомое слово. Во втором задании обучающиеся испытывали такие же затруднения, что и представители среднего уровня. К третьему заданию обучающиеся с низким уровнем либо не приступили, либо нарушили последовательность событий.

Третья диагностика (Е.И. Брыткова) направлена на выявление у обучающихся умения отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном; умения интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте; умения высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям.

При проведении данной диагностической работы было установлено, что 20 % обучающихся показали высокий уровень сформированности умений, входящих в смысловое чтение. Единственное затруднение у данных обучающихся было в умении высказывать свое отношение к герою, это определялось тем, что школьники давали только краткий ответ, без аргументации своей точки зрения.

52 % показали средний уровень сформированности навыков смыслового чтения. У обучающихся наблюдаются трудности в умении аргументировать свою точку зрения. Многие давали краткий ответ на вопрос, поэтому трудно судить о понимании детьми прочитанного.

28 % обучающихся показали низкий уровень сформированности умений, входящих в смысловое чтение. Обучающиеся не смогли интерпретировать информацию. Ответы на вопрос не отображали понимания детьми прочитанной информации и во многих случаях не соотносились с ним.

Результаты исследовательской работы показали, что у обучающихся 1 класса сформированность навыков смыслового чтения находится на среднем уровне.

Гистограмма 1

Соотношение результатов уровней сформированности навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста

Полученные результаты дали нам возможность выявить типичные ошибки. Большинство учащихся испытывают трудности в:

определении темы и главной мысли произведения. Это говорит о том, что необходимо четко разграничить и дать понятие слову тема и главная мысль произведения.

объяснении значения неизвестного слова. это говорит о том, что необходимо пополнять их словарный запас, подбирать синонимы к словам;

интерпретации информации, содержащейся в тексте. Здесь, хочется отметить, что у всех групп обучающихся были затруднения в интерпретации информации. Это говорит о том, что детям еще трудно найти информацию в тексте, которая дана в неявном виде, а также аргументировать свою точку зрения. В основном на все вопросы даются краткие ответы. Поэтому необходимо работать в этом направлении и пополнять словарный запас.

Таким образом, необходимо отметить, что продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребенку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. В свою очередь, результаты диагностики подтвердили актуальность выбранной темы и необходимость формирования смыслового чтения у детей младшего школьного возраста.

Список литературы

Как проектировать универсальные учебные действия : от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и [др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с. – Текст : непосредственый.

Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000 / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский. – Текст : непосредственный // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2005. – № 14. – С. 105-129.

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007 – 464 с. – Текст : непосредственный.

Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s. – Текст : непосредственный.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа: [учеб. изд.] / [науч. рук.: А.М. Кондаков, Л.П. Кезина ; сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 203 с. – Текст : непосредственный.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. / [науч. рук.: А.М. Кондаков, Л.П. Кезина]. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – Текст : непосредственный.

Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением / Н.Н. Светловская. – Текст : непосредственный // Начальная школа. - №6. - 2015. – С.22-31.

Скворецкая, Е. В. Языковая организация текста (Учебные материалы) / Е. В. Скворецкая. – Новосибирск, 2002. – 268 с. – Текст : непосредственный.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №207) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922. – Текст : электронный.

Просмотров работы: 207