«Использование пальчиковых игр на уроках математики»
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений.
Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению математики, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке.
Можно начать урок с пальчиковой игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации.
Пальчиковые игры влияют на пластичность пальцев, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений. Это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и прелесть их в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево.
«Серенькийикозел»
Как-то серенький козел в огород поесть зашел.
(Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идем вперед.)
Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там.
(Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны.)
Под копытами – трава, (Опускаем подбородок)
А над головой – листва. (Поднимаем подбородок вверх.)
Наклонись – капусту кушай, (Наклоняемся вниз.)
А вверху - большие груши (Встаем на носочки, тянемся вверх.)
Сзади огурцы растут, (Поворачиваемся назад.)
Впереди кусты растут. (Поворачиваемся назад)
Слева- молодой лучок, справа –молодой кабачок (Полуобороты влево, вправо)
Здесь- сто ягодок, там- двести ( Наклоны вправо, влево.)
Козлик крутится на месте. (Крутимся)
И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал. (Наклонив голову, убегаем от пса.)
«Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Вдруг ворона подбегает, складываем пальцы щепоткой
Головой она кивает, качаем ими вверх и вниз.
Каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь - а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.
Например, можно закреплять обратный счет по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки»
На базаре Выставляют кулак.
Спозаранок Ставят ладонь на ребро.
Накупил Показывают ладонь.
Баран Показать рога
Баранок Большой палец и указательный делают круг
Для барашков Пальцы левой руки «играют»
Для овечек Пальцы правой руки «играют»
Десять маковых колечек Показывают 10 пальцев
Девять сушек, Показывают соответствующее
Восемь плюшек Количество пальцев,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил
Про себя не позабыл Руки к груди, отрицательное движение головой.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
сделать рывок в развитии речи, улучшить произношение и обогатить словарный запас;
подготовить руку к письму, что особенно важно для детей;
развивать внимание, терпение, умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
стимулировать воображение, быть творческим;
играя, овладеть началами геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
научиться управлять своим телом;
ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
«Грибы».
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке – мизинец
Мелкие грибочки: – безымянный
Грузди и горькушки, – средний
Рыжики, волнушки. – указательный
Даже маленький пенек – большой
Удивленья скрыть не мог. – большой
Выросли опята, – указательный
Скользкие маслята, – средний
Бледные поганки – безымянный
Встали на полянке. – мизинец
«Посуда»
1, 2, 3, 4, Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.
Мы посуду перемыли Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника разбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали –
Так мы няне помогали. Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.
«Зимняя прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. "Идём" по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили, "Лепим" комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались, Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки.
Таким образом, можно сделать вывод, что пальчиковые игры позволяют родителям и воспитателям в увлекательной для детей форме развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей к математике. Пальчиковые игры являются наиболее эффективными, интересными и удобными способами формирования математических представлений у учащихся.
Список использованных источников
РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ И КООРДИНАЦИЮ РУК / И.Е.Светлова. — Детство-пресс.,2-12
200 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ / В.А.Солнцева, Т.В.Белова. — Астрель.,2015
МЕЛКАЯ МОТОРИКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ / Т.А.Ткаченко. — Эксмо – М.,2013
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015