УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Мусина Ю.Р. 1, Юревич С.Н. 1
1МГТУ им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организационная культура - это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития. Кроме того, понятие организационной культуры включает в себя набор представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем, сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации.

На существующие ценности, нормы, поведение персонала существенное влияние оказывает сфера деятельности, в которой существует организация. Основными субъектами организационной культуры образовательного учреждения являются как отдельно взятые люди - педагоги, дети, родители, управленцы, так и групповые совокупные субъекты - учебные группы, семьи, управленческое звено. Регулируя взаимодействие этих субъектов, организационная культура делает его более эффективным.

Ученые подчеркивают, что для развития организационной культуры образовательного учреждения необходим ряд условий, а именно: миссия учреждения должна иметь гуманистическую направленность, а ее ценности вырабатываться и приниматься всеми субъектами организации. Стратегия развития учреждения должна быть связана с построением организационного пространства, где взаимодействуют индивидуальные и групповые субъекты организации (дети, родители, педагоги, руководители), которые привносят в организацию свои субкультуры, пересечение которых и оптимальное их сочетание достигается за счет предоставления им организационного выбора и свободы организационного самоопределения [1, с. 290].

Одним из важных механизмов развития организационной культуры выступает лидерство. Руководитель образовательного учреждения должен осуществлять процесс управления на основе рефлексивных механизмов самопознания, самоанализа, самоорганизации, самообразования [2, с.13] и выступать как руководитель-исследователь, руководитель-гуманист, руководитель-творец.

Необходима готовность руководителей учреждения к ограниченному контролю, позитивному оцениванию, использованию поощрительных мер в реализации системы управления, направленной на увеличение объема прав и ответственности, передаваемых индивидуальным и коллективным субъектам на выработку адаптивной организационной структуры управления.

Организационная культура должна иметь широкое информационное поле, качественные человеческие ресурсы и материальное выражение и опираться на командный (совместный) тип реализации основных идей организации.

Организационная культура образовательного учреждения во многом определяется теми социально-образовательными задачами, которые решает коллектив в процессе педагогической деятельности.

Центральным компонентом организационной культуры дошкольной образовательной организации (ДОО) должна быть выработка единого взгляда педагогов на миссию организации, которая будет определять ценностные ориентации коллектива,и построение взаимодействия детско-взрослого коллектива [3, с.53)].

Осознание педагогами смысла происходящих процессов в обновлении дошкольного образования в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий, пониманием тех позиций, которые препятствуют существенному реформированию системы. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе дошкольного учреждения. Главные приоритеты образования: сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания обучения и воспитания. Важными компонентами любой программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, занятий и всех детских видов деятельности, профилактика заболеваний.

Сегодня дошкольные учреждения работают по разным программам, некоторые на основе имеющихся авторских программ разрабатывают собственные оригинальные программы. Выработка единой миссии дошкольной образовательной организации обеспечивает соблюдение основных требований к работе по инновационным программам:

соблюдение принципа комплексности - педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей;

использование некоторых парциальных программ сочетается с работой по другим направлениям педагогического процесса;

происходит развитие новых, нетрадиционных направлений содержания работы дошкольного образовательного учреждения, таких, как обучение хореографии и ритмике, иностранному языку, новым разнообразным техникам изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре;

делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения;

интеграция разных видов деятельности, комплексность содержания способствуют раскрепощению образовательного процесса в детском саду;

предпринимаются попытки эмоционального насыщения атмосферы в процессе обучения, что позволяет успешно преодолевать учебно-дисциплинарные приемы и методы в работе педагога;

происходит овладение воспитателями новыми педагогическими технологиями с учетом личностно-ориентированного взаимодействия - переход на новый стиль общения и игры с ребенком;

зарождаются новые формы и содержание сотрудничества педагогов с родителями, что способствует преодолению формализма в преемственности в обучении и воспитании ребенка в условиях детского сада и семьи;

использование новых моделей устройства помещения и его оборудования обеспечивает потребность ребенка к совместной деятельности со сверстниками, и вместе с тем создаются условия для индивидуальных занятий, что важно для осуществления реального действенного индивидуального подхода к детям.

Управление развитием организационной культуры педагогического коллектива дошкольной образовательной организации будет успешным, если: выявлены особенности развития организационной культуры педагогов в дошкольном образовательном учреждении, определен тип организационной культуры, поддерживается коллективом выбранная руководством стратегия организационного развития, создаются условия, позволяющие улучшить психологический климат в ДОО, сформировать ценности, нормы и отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Список использованных источников и литературы:

Багаутдинова, С.Ф. Эффективный контракт как средство оценки деятельности педагога дошкольного образования / С.Ф. Багаутдинова, Н.И. Левшина, Л.Н. Санникова, С.Н. Юревич //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-2. С. 289-293.

Климова, Т.Е. Самообразование в системе повышения квалификации//
Т.Е. Климова, С.Н. Юревич //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 1 (14). С. 10-16.

Юревич, С.Н. Ценностное отношение как критерий духовно-нравственного воспитания личности / С.Н. Юревич // В сборнике: Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С. 53-56.

Просмотров работы: 15